ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ / ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. А. ЛЕЛЕКОВА - 2006

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В представляемый читателю сборник мы включили материалы конференции «Проблемы сохранения и реставрации монументальной живописи», прошедшей в ГосНИИР в 2006 г. в рамках XVIII чтений памяти Л. А. Лелекова.

Проблемы сохранения и реставрации стенописей были затронуты на конференции с различных сторон соответственно сложившемуся еще в 1960-е гг. представлению о них как сложном -комплексном — объекте исследований. Особенностям развития на росписях микрофлоры в зависимости от температурно-влажностных условий в памятнике — в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове посвящена статья Н. Л. Ребриковой. Вопросы оптимизации температурно-влажностных условий хранения монументальной живописи рассмотрены В. Б. Дороховым, проблемы консервационных материалов — К. И. Масловым. Теоретическим проблемам реставрации монументальной живописи посвящена статья Н. В. Николаевой. По публикуемой в приложении к сборнику европейской анкете можно составить представление о методах и материалах, используемых западноевропейскими реставраторами.

Мы включили в сборник также несколько исторических исследований: хронологию открытий древнерусских стенописей в 1930-е гг., составленную Ф. В. Гузановым по материалам архива ГТГ, морфологическую характеристику древнеиндийской живописи В. В. Вертоградовой, замечание К. И. Маслова и заметку Д. С. Чуракова о реставрации стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в 1949—1954 гг. Здесь же помещены дневники за 1951-1952 гг., служебная записка «О научной реставрации» и рукописный вариант газетной статьи «По поводу организации работ в Загорске», написанные известным реставратором Серг. С. Чураковым во время работ по реставрации стенописи Троицкого собора, открывших новый период в истории отечественной реставрации стенописей, характерный существенно более активным, чем в 1920—1930-е гг., вмешательством в авторский художественный образ.

Однако главными вопросами на конференции были вопросы организационно-методические, вопросы функционирования отрасли и обеспечения сохранности стенописей в современных условиях. Этому посвящены доклады Л. И. Лифшица и К. И. Маслова, С. М. Соркиной, С. В. Филатова, О. В. Яхонта. В них подчеркивается значение всех трех структурных составляющих реставрационной отрасли — научно-исследовательской, представленной, в частности, ГосНИИР, производственной, основу которой составляют ГУПы - МНРХУ и др., располагающие квалифицированными кадрами аттестованных реставраторов, и контрольной — Федерального научно-методического совета Министерства культуры и массовых коммуникаций и Комиссии по аттестации реставраторов.

Участники конференции выразили свою озабоченность будущим этой системы и, соответственно, эффективным функционированием отрасли. Уже несколько лет как упразднена Комиссия по аттестации реставраторов. Под угрозой существование ГУПов, задающих профессиональный уровень реставрационных работ в целом по отрасли. Научные разработки в области реставрации, которые по природе своей не могут быть предметом частного интереса, но являются делом государственным, например, мониторинг состояния отреставрированных в прошлом росписей и проблема их повторных реставраций, остались без государственной поддержки.

По итогам работы конференции было принято «Решение», в котором содержатся предложения по исправлению нынешней ситуации (Приложение 1).

Константин Маслов
Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.