ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТОВ НАСЛЕДИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ

Дорохов В.Б., Колегаев И.С., Чубарова Н.А., Янибеков Э.В.

(ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ)

При разработке алгоритма создания климатических условий сохранности на этапе проектирования следует учитывать два принципиальных аспекта создания новых музеев:

> в современных музейных комплексах стараются при возможности предусмотреть создание следующих музейных помещений: экспозиционные залы, фондохранилища, акклиматизационные помещения, реставрационные мастерские;

> в настоящее время при создании новых музеев фактическим стандартом систем климатизации являются центральные системы кондиционирования воздуха (СКВ).

Условия для хранения и экспонирования должны не противоречить национальной нормативной базе и в то же время учитывать современные достижения музейного хранения и требования международных музейных организаций — это является условием включенности музея в процесс обмена выставками.

Материал естественнонаучных исследований, излагаемый в статьях, докладах, научно-технических отчетах, бывает двух видов. В одном случае авторы описывают выполненную работу и ее результаты как очевидный путь решения проблемы, в другом случае авторы описывают решение проблемы как процесс «проб и ошибок» и откровенно говорят, что нет полной уверенности в том, что принятые решения являются оптимальными для любого объекта. Наш доклад относится ко второму случаю, и это вполне обоснованно. Опыт работы нашей лаборатории и осуществляемый нами мониторинг нормативных и исследовательских источников других организаций и стран показывают, что выбор оптимальных алгоритмов хранения индивидуален для каждого музея и нуждается в постоянных наблюдениях за сохранностью и корректировке алгоритмов по результатам анализа таких наблюдений.

Известно, что сохранность любых материальных объектов определяется взаимодействием материалов объектов с окружающей эти объекты воздушной средой. Взаимодействие среды с материалами весьма многообразно — попробуем перечислить наиболее значимые для сохранности музейных объектов:

> теплообмен, возникающий вследствие разности температур;

> массообмен (частный случай — влагообмен), возникающий вследствие перепадов различных термодинамических или физико-химических потенциалов между материалом и средой;

> взаимодействие излучений с материалами (частный случай — воздействие электромагнитного, в том числе — светового, излучения на материалы);

> воздействие акустических волн и вибраций от соприкасающихся предметов;

> химические реакции на поверхности материалов, обусловленные наличием в воздухе химически активных примесей — в виде газа, мелкодисперсных взвесей;

> биохимические реакции на поверхности материалов, обусловленные наличием в воздухе биологических примесей — на пыли различной дисперсности;

> а также воздействие среды при различных сочетаниях вышеперечисленных факторов.

В статье проводится анализ факторов тепловлажностного режима, влияющих на сохранность музейных коллекций, и, рисков, возникающих при создании современных музейных зданий и систем кондиционирования воздуха в этих зданиях. Кроме того, по мере необходимости упоминаются другие механизмы воздействия среды на сохранность материалов, в которых тепло и массообмен играют важную роль. Значения температуры и относительной влажности воздуха должны быть взаимоувязаны, чтобы обеспечить стабильное влагосодержание (d) материалов. Более сложно измерить и отрегулировать, а также оценить допустимость величин пространственных и временных колебаний температуры и влажности воздуха, вследствие этого требования к данным неоднородностям формулируются довольно редко.

Требования к температурно-влажностным и световым условиям при хранении и экспонировании музейных коллекций включают следующие сравнительно легко измеримые и управляемые факторы: температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорости движения воздушных потоков в зоне размещения экспонатов, освещенность экспонатов и спектральный состав световой среды помещений. Исследования по влиянию и взаимосвязи температуры, влажности, подвижности воздуха и освещенности ведутся достаточно давно — с середины прошлого века. В СССР — это руководство «Хранение музейных ценностей» (Н. П. Тихонов, М. В. Фармаковский и др., 1940), «Воздушная среда музея» (М. В. Фармаковский, Е. К. Кроллау, 1970-е годы). За рубежом —это работы H.J. Plenderleith 1940—1950годов, R. Feller и N. Stolow 1960-х годов.

Музейные экспонаты могут состоять из различных органических и неорганических материалов, часто соединенных в одном объекте. Это многослойные и многокомпонентные системы из различных материалов, которые обладают только им присущими физико-химическими и физико-механическими свойствами и каждый из которых по-своему реагирует на окружающую среду. При возникновении неблагоприятного температурно-влажностного режима в сочетании с другими факторами происходит изменение свойств материалов, ускорение (иногда очень резкое) их старения и разрушения.

Постоянно повторяющиеся циклы увлажнения и высыхания гигроскопических материалов являются основной причиной разрушения экспонатов (не считая воздействия аварийных ситуаций). При определенных температурно-влажностных условиях эти материалы содержат естественное количество равновесной влаги, которое не нарушает физико-химического состояния структуры экспоната. Равновесное влагосодержание материалов достигается при их длительном хранении в стабильной температурно-влажностной среде. Процессы сорбции или десорбции (поглощения или отдачи влаги материалом) практически затухают, но при изменении температурно-влажностного режима снова возобновляются. Меняется структурное состояние материала, вызывающее линейные и объемные деформации.

Пересушка гигроскопических материалов становится причиной нарушения пластичности и вызывает их растрескивание, коробление, расслоение и другие разрушительные явления.

Повышение скорости воздушных потоков у поверхностей экспонатов нарушает структуру их верхних слоев, а также форсирует тепло-, массо- и влагообмен с окружающей средой.

При малой подвижности воздуха, особенно в помещениях со сложным архитектурно-строительным объемом или наличием многочисленных перегородок и хранительского оборудования, образуются невентилируемые зоны с застойным воздухом, что может приводить к образованию колоний микроорганизмов, неблагоприятно влияющих на сохранность материалов.

Нужно учитывать, что в силу тех или иных обстоятельств разнотипные музейные объекты чаще всего приходится хранить и экспонировать в одних и тех же помещениях. Поэтому в музейных помещениях приходится создавать и поддерживать параметры температуры и влажности, пригодные для комплексного хранения и экспонирования нескольких видов музейных экспонатов.

Следует подчеркнуть, что при обеспечении требуемых параметров в хранилищах, а особенно в экспозиционных и реставрационных помещениях, необходимо создавать воздушный режим, приемлемый для экскурсантов и сотрудников. Сочетание требований к технологическим и комфортным параметрам является предметом компромисса при решении задачи создания систем климатизации и при формировании микроклимата.

В мировой музейной климатологии нет единого строго обоснованного представления о наилучших параметрах температуры и относительной влажности воздуха для хранения и экспонирования музейных коллекций. Авторы публикаций и нормативных документов, посвященных выборам параметров условий хранения, опираются преимущественно на данные визуальных наблюдений за степенью сохранности музейных предметов. Таким образом, главной основой нормативных документов является в большинстве случаев прошлый опыт и текущие знания. Такая ситуация вполне объяснима — слишком велик диапазон предметов хранения, зданий, в которых хранятся предметы, климатических условий стран, в которых находятся эти здания, и, что немаловажно, велики различия в квалификации и психологии хранителей.

Мы предлагаем некоторые общие положения, которые следует принимать во внимание при создании новых музейных зданий и систем климатизации для них.

A. При создании новых музейных зданий и музейных комплексов наиболее последовательным является создание центральных систем кондиционирования воздуха (СКВ).

B. Стоимость создания и эксплуатации полноценной и надежной СКВ несопоставима с возможными потерями культурного наследия вследствие экономии и ошибок в проектировании и монтаже, а также нарушений в расчетном режиме эксплуатации. Опираясь на наше знакомство с проблемами музеев и опыт ведущих музеев при создании и эксплуатации СКВ, полагаем, что очень важными являются следующие аспекты:

В.1. СКВ должны быть обеспечены достаточной тепловой и электрической мощностью с учетом всех возможных погодных аномалий и высокой посещаемости в отдельные периоды;

В.2. СКВ должны иметь «горячий резерв» своих узлов, так как бесперебойность работы таких систем становится принципиальным требованием;

В.3. Отдельные блоки помещений с «однородными» предметами хранения должны иметь независимое регулирование СКВ, позволяющее отрабатывать оптимальные алгоритмы поддержания параметров микроклимата в зависимости от объектов хранения и режимов посещаемости. Оптимальным является обеспечение блоков помещений отдельными кондиционерами;

В.4.СКВ должны управляться датчиками, расположенными в местах, адекватно отражающих условия хранения в данном помещении, и имеющими достаточно высокий класс точности;

В.5. Воздухораспределительные и воздухозаборные устройства СКВ должны, с одной стороны, обеспечивать малую подвижность воздуха (до 0,1-0,2 м/с) в зоне вблизи открытых экспонатов (т. е. незащищенных витринами, кассетами и шкафами), а с другой стороны, исключить образование застойных зон. Для этого необходимо предусмотреть широкие возможности для регулирования устройств СКВ по данным не только своей системы управления, но и по данным хранительского мониторинга.

В.6. Очень важным требованием к регулированию системы СКВ фондохранилищ является требование обеспечения акклиматизации коллекций, переносимых из старых хранилищ, не оборудованных современными системами. Режим акклиматизации должен разрабатываться с учётом изучения условий в старых хранилищах не менее чем за один годовой цикл изменений климатических условий до перемещения коллекций.

В.7. Необходимым условием при разработке блока фильтров СКВ является изучение загрязнённости воздушного бассейна в месте создания нового музейного здания.

С. Частью алгоритмов обеспечения оптимальных для хранения параметров микроклимата безусловно является организация режима и сети хранительского мониторинга, независимых от датчиков управления системой климатизации. Эта независимость должна быть как техническая (разные сети), так и организационная: сети контроля должны находиться в ведении хранительской службы. В наши дни, если позволяют финансовые возможности, системы хранительского контроля параметров музейного климата все чаще строятся под конкретные требования на основе беспроводных датчиков и программного обеспечения фирмы Harwell. Такие системы одобрены ИКОМом и признаются мировым музейным сообществом. Об уровне датчиков Harwell свидетельствует, например, такой факт: калибровка датчика влажности воздуха производится один раз в пять лет, а имеющиеся на рынке приборы других производителей требуют калибровки по влажности один раз в год. Отдельные датчики Hanwell и системы на их основе имеются в нескольких отечественных музеях. Наиболее последовательное и структурно обоснованное применение системы радиоконтроля параметров в отечественных музеях на основе датчиков и ПО фирмы Hanwell осуществлено в зданиях Государственного Русского музея. В России существует ряд разработок, осуществляемых предприятиями ВПК, которые могут позволить построить аналогичные системы дистанционного контроля.

D. При создании нового музейного комплекса наиболее рациональной является установка сервера системы дистанционного контроля со специализированным программным обеспечением в едином центре хранительского контроля.

Программное обеспечение (адаптированное для ОС Windows всех последних версий) позволит оперативно на мониторе компьютера видеть параметры климата во всех помещениях, где установлены датчики. Одним из существенных достоинств такого построения системы контроля является возможность представления информации по компьютерной сети. Хранители и реставраторы, технические работники музея, служба эксплуатации — все пользователи сети — могут увидеть информацию по климату музея в объеме, определяемом их правами доступа. Право администрирования в сети хранительского контроля предоставляется хранительской службе. Такой подход позволяет выработать коллективную ответственность за оптимизацию микроклимата помещений всех служб, имеющих отношение к этому процессу.

Применение централизованной системы хранительского контроля, совместно с другими методами контроля, позволит эффективно проводить настройку и уточнение режимов работы системы СКВ.

С помощью этой системы хранители могут оперативно реагировать на остановки систем СКВ, выведенных на автоматическое управление.

При помощи системы контроля можно отслеживать общее время пребывания параметров микроклимата в конкретном хранилище вне оптимального диапазона (такая возможность заложена в ПО Harwell и может быть модифицирована в соответствии с требованиями хранительской службы) и предпринимать меры по наладке систем СКВ в отдельных помещениях хранения, т. е. хранители могут оперировать конкретной статистикой нарушения оптимальных параметров ТВР.

Опыт эксплуатации системы контроля на основе датчиков и ПО Hanwell позволил определить следующие преимущества дистанционной централизованной системы, повышающие эффективность работы хранителей:

D.1. Оперативность и полнота информации;

D.2. Возможность свободного перемещения датчиков самих по себе или вместе с экспонатами;

D.3. Возможность получения информации из труднодоступных зон в различных помещениях музея; D.4. Возможность совместного просмотра и обсуждения климатологической информации по музейной сети специалистами различных подразделений;

D.5. Возможность оперативного сопоставления параметров

внутреннего и наружного климата;

D.6. Возможность учета и оперативной оценки принимаемых мер по оптимизации микроклимата различных помещений музея;

D.7. Организация исследовательской работы хранителей по . установлению корреляции между сохранностью экспонатов и суммарными временными характеристиками выхода воздушных параметров из оптимального диапазона.

Отдельной задачей проведения измерений параметров воздушной среды является отладка системы СКВ и периодических замеров параметров, проводимых с целью контроля стабильности работы системы и однородности параметров в помещениях. Для каждого музейного здания требуется разработка методики и аппаратурного обеспечения такого комплекса измерений, учитывающая объемно-планировочное решение, расстановку объектов хранения и расположение устройств системы СКВ в данном помещении. Для этой задачи, кроме комплекта записывающих термогигрометров, требуется наличие системы термоанемометрических датчиков, позволяющих измерять и архивировать одновременные значения скоростей воздуха в различных точках при различных сочетаниях установок системы СКВ для конкретных помещений.

Для проверки тепловлажностного состояния конструкций музейного здания (при переувлажнении конструкций возникает риск микробиологических поражений и выделения загрязнений воздуха из материалов) нужна аппаратура, позволяющая реализовать неразрушающие методы контроля температуры и влагосодержания конструкций. Для измерений температур в труднодоступных местах конструкций применяются приборы,, реализующие инфракрасные методы измерения температур. В исследованиях температурного режима музейных зданий оправдано применение тепловизора. Методика тепловизионных обследований основывается на ГОСТ 26629-85. Контроль влагосодержания конструкций должен осуществляться постоянно неразрушающим методом, например, при помощи диэлькометрического влагомера.

Е. Также необходима разработка порядка проведения микробиологического мониторинга. Как показывает наш опыт, даже в новых фондохранилищах с современными СКВ через некоторый период эксплуатации могут появляться проблемы с микробиологией помещений и предметов хранения. Микробиологическое состояние воздуха и конструкций в хранилищах может быть показателем его санитарно-гигиенического состояния и служить одним из способов контроля эффективности пылеочистки.

Вопросы температурно-влажностного режима имеют важное значение при проведении мероприятий по борьбе с насекомыми в различных видах коллекций. Некоторые мероприятия проводятся при низких или высоких температурах — следовательно, требуются консультации по обоснованию и алгоритму режима температурной обработки с учетом поведения материалов при столь значительных изменениях ТВР.

Первоисточник: 
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. А. ЛЕЛЕКОВА. ГосНИИР, М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.