ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Бакалярова Е.Г., Бакалярова Е.В., Соколов П.В., Давыдов Д.В., Покровский А.В., Бакаляров В.М., Казбанов Е.П., Транковский Е.Г., Покровский Н.В., Форостяный В.С., Беляев С.А., Чечин М.А.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Разработка и составление научно-исследовательской, проектно-технологической и отчетной документации являются одним из наиболее важных этапов и составляющих процесса реставрации памятников монументального искусства, хранящихся в условиях открытой атмосферы.

Многолетний опыт реставрационных работ показывает, что для каждого памятника в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа проведения реставрационных работ с определенной системой требований и последовательностью мероприятий.

После разработки и утверждения Федерального закона 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации актуальным и мало разработанным оказался вопрос определения предмета охраны памятника. Эту задачу необходимо решать до разработки проекта реставрации монументальной скульптуры.

В настоящее время назрела необходимость провести работу по обобщению опыта всех реставрационных организаций, специализирующихся на проведении обследований и мониторингов технического состояния, разработке проектов, методик и технологий, проведении реставрационных, консервационных и профилактических работ на хранящихся на открытом воздухе памятниках монументального искусства, выполненных из различных металлов и сплавов, пород камня и других материалов. Анализ накопленных опыта и материалов, предлагаемый в настоящей публикации, должен стать основой для разработки единых методологических принципов обеспечения сохранности памятника с учетом специфики его изготовления, конструкции, материалов и т. п.

Реставрационное предприятие ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и Реставрационный Научно-Производственный Центр «РЕКОС», основываясь на 16-летнем опыте проведения работ по техническому обследованию, разработке научно-исследовательской, проектно-технологической, проектно-сметной и отчетной документации, реставрации и консервации более 180 скульптурных памятников монументального искусства и некрополей Москвы и Подмосковья, представляют на рассмотрение конференции нижеследующие разработки и предложения по определению предмета охраны и составлению научно-исследовательской, проектно-технологической, проектно-сметной и отчетной документации.

Разработка проекта пакета документации «Предмет охраны объектов культурного наследия - памятников монументальной скульптуры»

Согласно Федеральному Закону РФ от 24.09.2002 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в нормативных базах определений состава объекта культурного наследия впервые присутствует понятие «предмет охраны». До настоящего момента не сложилось четкого определения «предмета охраны» по отношению к объекту культурного наследия. С точки зрения реставрации, «предмет охраны» — это то, что остается неизменным в объекте культурного наследия при любом виде проводимых работ.

В 2004 году ГУОП (ныне Москомнаследие) совместно с реставраторами памятников монументальной скульптуры, специалистами и искусствоведами начал работу по определению предмета охраны объектов монументального искусства, хранящихся на открытом воздухе. При Москомнаследии была сформирована рабочая группа по объектам монументальной городской скульптуры. На заседаниях рассматривались и обсуждались предложения и макеты «Проекта предмета охраны», заявок, сопроводительной документации.

В методических рекомендациях «Реставрация монументальной скульптуры» ГосНИИР (утверждены Ученым советом ГосНИИР — Протокол № 2 от 09.04.90)1 в разделе 1 говорится: «Монументальная скульптура как вид искусства включает в себя разнообразные произведения: монументы и памятники, созданные для увековечения людей или исторических событий (триумфальные арки, колонны, обелиски, скульптурные группы, статуи, бюсты, надгробия, плиты с рельефом или надписью и т. д.); купола и шпили архитектурных памятников, скульптурные композиции для зданий, городскую и парковую скульптуру, фонтаны, решетки, фонари, пушки, колокола и пр».

При первых обсуждениях макета заявки на состав предмета охраны памятника монументальной скульптуры был поставлен и решен ряд вопросов:

1. В каком объеме представлять документальный материал?

2. Как уточняется и согласовывается список документов, являющихся основанием для определения предмета охраны памятника?

3. В каком объеме предоставлять материал по фотофиксации объекта?

4. В каком объеме предоставлять материал по обмерам и чертежам?

5. Возможно ли использовать паспорт старого образца и ссылаться на него?

6. Что понимать под «границей территории объекта» применительно к монументальной скульптуре?

7. Что понимать под «охранной зоной памятника» и в каком виде представлять выписку из Проектирования границ зон охранных территорий памятников монументального искусства?

8. Как понимать «сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия» (статья 17 п. 11 Закон № 73-ФЗ от 25.06.2002)?

9. Нужно ли включать в заявку данные по пп. 2—7 статьи 17 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 или они должны быть указаны в выписке из паспорта?

10. О необходимости указывать новый адрес в предмете охраны в случае переноса памятника на новое место.

11. Как определяется предмет охраны в случае утраты или сильного повреждения одного из фрагментов памятника?

12. В скольких экземплярах подаются заявка и приложение к ней?

13. Какой должна быть процедура обсуждения и утверждения формы подачи заявки и проекта предмета охраны?

Кроме того, рассматривались вопросы о включении в предмет охраны составляющих элементов: материала, техники изготовления, надписей, о количествах и размерах элементов и фрагментов постаментов, оснований и т. п., обсуждались элементы малых архитектурных форм, в том числе лестницы, фонари, скамейки и т. п.

В качестве примеров определения составляющих предмета охраны можно привести ансамбль памятника И. А. Крылову (ск.А.А.Древин, Д. Ю. Митлянский, охр. № 147/иск, 84-м, Патриарший Малый пер.), памятник А. В. Щусеву (ск. И. М. Рукавишников, арх. Б. И. Тхор, в/в иск, 1980 г., Гранатный пер., 7).

По мнению специалистов, при разработке предмета охраны памятников монументальной скульптуры необходим индивидуальный подход и подбор соответствующих документов для каждого памятника.

На заседаниях рабочей группы и экспертных комиссиях Москомнаследия предмет охраны был определен для следующих памятников монументального искусства, хранящихся на открытом воздухе:

1. М. В.Ломоносову (ск. Н. В. Томский, арх. Л. В. Руднев, охр. № в/в иск., 1953, Воробьевы горы, МГУ);

2. А. В. Щусеву (ск. И. М. Рукавишников, арх. Б. И. Тхор, в/в, иск, 1980 г., Гранатный пер., 7);

3. Бюст М. И. Кутузову (ск. Н. В. Томский; охр. № в/в, 1958 г., Кутузовский проспект, 38);

4. «Первые комсомольцы» (ск. Ю. Г. Нерода, арх. Е. Н. Стамо, 1972 г., в/в иск, Университетский пр-т);

5. Монумент в честь Покорителей космоса (ск. А. П. Файдыш-Крандиевский, арх. А. Н. Колчин, М. О. Барщ, охр. № 125/иск, 624-р, 1964 г., г. Москва, Проспект Мира, у южного вестибюля метро «ВДНХ»);

6. К. Э. Циолковскому (ск. А. П. Файдыш-Крандиевский, арх. А. Н. Колчин, М. О. Барщ, охр. № 125/иск, 624-р, 1964 г., г. Москва, Проспект Мира, у южного вестибюля метро «ВДНХ»);

7. С.П.Королеву (ск. А.П.Файдыш-Крандиевский; охр. № 126/иск, 624-р, 1967 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ», новое место расположения — территория мемориального Дома-музея академика С. П. Королева, 1-й Останкинский проезд, 28);

8. М. В. Келдышу (ск. Ю. Л. Чернов, охр. № в/в, 1981 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

9. Бюст В. М. Комарову (ск. П.И. Бондаренко; охр. № 126/ иск, 624-р; 1967 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

10. Бюст Ю. А. Гагарину «Аллея космонавтов» (ск. Л. Е. Кербель; охр. № 126/иск, 624-р, 1967 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

11. Бюст В. В. Николаевой-Терешковой, «Аллея космонавтов» (ск. Г. Н. Постников; охр. № 126/иск, 624-р, 1967 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

12. Бюст А. А. Леонову (ск. А. П. Файдыш-Крандиевский, арх. М. О. Барщ, А. Н. Колчин, охр. № 126/иск, 624-р, 1967 г., проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

13. Бюст П. И. Беляеву (ск. А. П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ, А. Н. Колчин, охр. № 126/иск, 624-р, 1967 г., ул. Проспект Мира, сквер у метро «ВДНХ»);

14. И. А. Крылову (ск.А.А.Древин, Д. Ю. Митлянский, охр. № 147/иск, 84-м, Патриарший Малый пер.);

15. Ф. М. Достоевскому (ск. С. Д. Меркуров, 1918 г., охр. № 9/иск, 1327-р, Достоевского ул., 2);

16. С. А. Есенину (ск. В. Е. Цигаль, арх. С. Е. Вахтангов, Ю. В. Юров, 1972 г., Есенинский бульвар, охр. № 150/иск, 84-м);

17. М. Ю. Лермонтову (ск. И.Д. Бродский, охр. № 122/иск, 624-р, Лермонтовская площадь);

18. М. В. Ломоносову (ск. И. И. Козловский, охр. № 28/иск, 1327-р, Моховая ул., 9);

19. Н. Ф. Филатову (ск. В. Е. Цигаль, арх. Г. И. Гаврилов, Е. И. Кутырев, охр. № 113/иск, 624-р, 26.05.1960 г., Большая Пироговская ул., сквер Девичьего поля);

20. А. М. Горькому (ск. В. И. Мухина, А. А. Заварзин, 1956 г., охр. № 172/иск, 84-м, Поварская ул., 25-а)

21. В. И. Ленину (ск. С. Д. Меркуров, охр. № 103/иск, 1327-р, Тверская пл., сквер);

22. Некрополь А. П. Чехова (арх. Л. М. Браиловский, 1908 г., охр № 441/некр. Новодевичье кладбище, участок 2, ряд 15, захоронение 23).

На основании обобщения опыта подготовки документации разработан и предлагается к рассмотрению макет пакета документов, представленный в Приложении № 1.

Заявка заполняется на основе архивных материалов по памятнику: паспорта, актов технического обследования, проектов, отчетов и т. п. Эти материалы предоставляются государственным органом охраны объектов культурного наследия.

При отсутствии необходимых материалов проводится дополнительный технический осмотр для определения технических данных (согласно Приложению № 2 к Заявке на определение проекта предмета охраны памятника), произведения обмеров (согласно Приложению № 3 к Заявке на определение проекта предмета охраны памятника), фотофиксации (согласно Приложению №4к Заявке на определение проекта предмета охраны памятника).

Aкт обследования технического состояния объектов культурного наследия — скульптурных памятников, хранящихся на открытом воздухе

Содержание документации

Акт обследования технического состояния объекта культурного наследия — монументальной скульптуры, хранящейся на открытом воздухе, является документом, на основании которого принимается решение о необходимости разработки проектно-технологической документации и проведения реставрационно-ремонтных работ.

До 2000 года в «Акт технического осмотра памятников монументальной скульптуры» входила информация о наименовании и местонахождении памятника, составе комиссии, результатах осмотра, заключении о состоянии сохранности. В приложения включались реставрационные задания на производства научно-исследовательских и реставрационно-консервационных работ и альбом фотоиллюстраций, характеризующих состояние сохранности памятника. В разделе «Результаты осмотра» приводилось краткое описание памятника, тексты надписей, габаритные размеры, оценка состояния сохранности материала скульптуры и других скульптурных элементов, состояния постамента и других элементов памятника, особенности планировочной и композиционно-пространственной структуры ансамбля памятника.

В 2001 году ГУОП совместно с реставраторами разработал новую форму «Акта технического состояния памятника монументального искусства города Москвы». В состав новой документации были включены следующие разделы:

I. Информационная карточка

II. Акт технического осмотра памятника

III. Приложения:

Реставрационное задание;

Фотоальбом;

Эскизные чертежи;

Ведомость дефектов и дефектограммы;

Реставрационные объемы;

Историко-архивная справка;

Список исполнителей.

Раздел II — «Акт технического осмотра памятника» — и приложение «Реставрационное задание» по объему информации не изменились. В состав новой формы акта вошли новые позиции:

эскизные чертежи, ведомость дефектов и дефектограммы, реставрационные объемы, историко-архивная справка.

В 2003 году в «Акт технического состояния памятника монументального искусства города Москвы» в таблицу «Технические данные» вошли более подробные сведения, а также в акт были включены схемы условной нумерации элементов скульптуры, пьедестала, отмостки и других композиционных элементов, габаритные размеры надписей. Эта документация являлась основанием для проведения реставрационно-ремонтных работ на монументальной скульптуре. По окончании реставрации исполнитель представлял отчет по научно-комплексной реставрации. В отчет входили проектно-технологическая часть с описанием работ в процессе реставрации и фотофиксация до, в процессе и после реставрации, а также рекомендации по текущему уходу за памятником и содержанию памятника.

В 2005—2006 годах встала задача разработки проектно-технологической документации для памятников В. В. Воровскому (скульптор М. И. Кац, 1924 г., пл. Воровского, охр. № 15/иск, 1327-р), Н. И. Пирогову (скульптор В. О. Шервуд, 1897 г., Большая Пироговская ул., 2/6, охр. № 5/иск, 1327-р), П. И. Чайковскому (скульптор В. И. Мухина, 3. Г. Иванова, Н. Г. Зеленская, охр. № 23/иск, 1327-р, ул. Большая Никитская, 13) и других. В связи с этим обсуждался вопрос о составе и содержании акта технического обследования, проектно-технологической и отчетной документации.

Для рассмотрения предлагается новая форма Акта технического состояния объекта культурного наследия памятника монументального искусства. Согласно требованиям новых нормативных и законодательных актов в содержание рассматриваемого документа включается исходно-разрешительная документация. В акте дается описание состояния сохранности объекта монументальной скульптуры. На основании заключения о состоянии памятника и его элементов принимается решение о необходимости разработки проектно-технологической документации и реставрации. Дефектограммы и ведомости дефектов предлагается включить в состав проектно-технологической документации.

По заданию заказчика в состав Акта технического состояния памятника может быть включена смета-калькуляция на разработку проектно-технологической документации.

Опыт организации работ по обследованию технического состояния показывает, что для являющейся объектом культурного наследия монументальной скульптуры, хранящейся на открытом воздухе, часто возникает задача оперативно составить акт сохранности. Это связано с повреждениями памятников монументального искусства, последствиями актов вандализма, аварийностью и т. п. Организационно-нормативные требования, действующие в настоящее время в рамках тендеров и конкурсов, имеют определенные ограничения по финансированию и не позволяют провести работы в короткие сроки. В связи с этим необходимо иметь возможность оформления акта технического обследования в сокращенном варианте. При этом документация должна содержать достаточные сведения о состоянии памятника для составления программы первоочередных ремонтно-реставрационных и консервационных работ. Такую форму акта необходимо разработать дополнительно совместно с государственными органами охраны памятников.

Проектно-технологическая документация по реставрационным работам на памятниках монументального искусства, хранящихся на открытом воздухе.

Вопросы разработки и согласования документации

При разработке документации для состава проекта реставрации объектов культурного наследия — монументальной скульптуры, выполненной из различных металлов и сплавов, пород камня и др. материалов,— хранящихся на открытом воздухе, основополагающими являлись следующие инструкции:

методические рекомендации «Реставрация монументальной скульптуры» ГосНИИР. Сост. Н. В. Тимофеева, И. В. Касатонова, Ф. Б. Аракелян. — М., 1995. Утверждены Ученым советом ГосНИИР (Протокол № 2 от 09.04.90);

РНиП 1.02.01-94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры». Реставрационные нормы и правила. Исп. А. И. Дьячков, В. А. Виноградов, В. Ф. Гончар, В. Г. Бородавко, С. Г. Макаренко, Н. С. Кондратьева, Е. Е. Савва, Л. И. Краснопольская, — МК РФ, М., 1994.

Проект реставрации, включающий в себя проектно-технологическую и проектно-сметную документацию, разрабатывается подрядной реставрационной организацией по выданному государственным органом охраны памятников плановому (реставрационному) заданию на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию. Научно-исследовательские работы и обследования технического состояния памятников монументального искусства проводятся на основании разрешения на выполнение исследовательских работ и разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию. Разрешение выдается государственными органами охраны памятников.

Целью проекта реставрации объектов культурного наследия (монументальной скульптуры, скульптурных композиций, надгробий ит. п.) является разработка проектно-технологической, проектно-сметной и рабочей документации для проведения научно-комплексной реставрации и реставрационно-ремонтных работ.

В рамках этой работы должны быть проведены натурные комплексные обследования, сделаны обмеры, чертежи, эскизы, дефектограммы, составлены дефектные ведомости памятников и их элементов.

В процессе разработки проекта необходимо проводить систематизацию дефектов, пробные расчистки, анализ стандартных методик реставрации, разработки новых технологий и методик, составлять технологические схемы, пооперационные инструкции и т. п.

В процессе разработки проектно-технологической документации на этапе обследования ведется фотосъемка и фиксация дефектов, составляются дефектные ведомости с характеристикой дефектов.

На основании обследований в проектно-технологической документации на реставрацию памятника монументальной скульптуры разрабатываются технологические пооперационные схемы реставрации. Определяются и наносятся на картограммы участки поверхностей с различными видами загрязнений, распределением защитно-декоративных патин, дефектов, утрат и т. д.

В процессе реставрации режимы обработки, концентрация растворов, приемы, позиции, технологии могут уточняться при выявлении скрытых дефектов, изменений температурно-влажностного режима, последовательности технологического цикла, изменения технологической схемы реставрации и т. п.

При разработке проектно-технологической документации необходимо использовать положительный опыт отечественной и международной практики, методики и технологии реставрации хранящихся на открытом воздухе произведений скульптурной пластики из различных металлов и сплавов, пород камня и др. материалов.

Анализируются архивные, документальные и исторические материалы (краткие историко-архивные и библиографические сведения, история создания памятника, биографические сведения об авторах памятника, биографические сведения о портретируемом лице или лицах, сведения о событии, которому посвящен памятник и т. п.). Составляется историческая записка на основе опубликованных материалов.

На основании исследований выдвигаются предложения по организации ремонтно-реставрационных работ на памятнике.

Сметная документация по реставрации памятника монументальной скульптуры, хранящейся на открытом воздухе, составляется на основании результата обследований, исследований, технологий, схем реставрации. В сметной документации приводятся ведомости объемов работ и расчет сметной стоимости реставрации объекта.

Научная проектная и технологичная документация для реставрации памятников монументальной скульптуры должна состоять из разделов:

> Предварительные работы;

> Комплексные научные исследования;

> Проект реставрации;

> Сметная документация;

> Научно-реставрационный отчет.

Содержание и состав разделов научно-проектной документации, в том числе для локальных реставрационных работ, определяются применительно к конкретному памятнику монументальной скульптуры заданием государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Предварительные работы

Заказчик (государственный орган охраны объектов культурного наследия, технический заказчик, инвестор и т. п.) предоставляет исходную и разрешительную документацию:

> письмо-заказ на разработку проекта реставрации с гарантией оплаты;

> плановое (реставрационное) задание на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию;

> разрешение на выполнение исследовательских работ и разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию;

> копию или выписку из основополагающего утвержденного документа, на основании которого должна разрабатываться проектно-сметная документация и осуществляться реставрация памятника монументальной скульптуры;

> копию решения органа исполнительной власти о передаче памятника монументальной скульптуры на баланс государственного органа охраны объектов культурного наследия или другой организации или сведения о балансовой принадлежности;

> копию охранного документа или постановление о постановке на учет памятника;

> копию выписки из утверждающего документа о предмете охраны памятника монументальной скульптуры;

> копию паспорта памятника монументальной скульптуры;

> копию документации по проектированию зоны охранных территорий памятников монументального искусства;

> ситуационный план местности, на которой находится памятник монументальной скульптуры с указанием охранной зоны;

> копии материалов ранее проведенных инженерных изысканий: заключения о гидрогеологических условиях территории, на которой расположен памятник, и заключения о состоянии фундаментов и конструкций;

> справку государственного органа охраны объектов культурного наследия о подготовленной ранее научно-проектной документации для реставрации памятника монументального искусства, архиве, в котором эта документация находится, и возможности ее использования;

> исходные данные по техническому Заказчику и подрядным производственным организациям, лицензию на право ведения деятельности Исполнителем.

Исполнитель на основании договора подряда проводит предварительные работы, в ходе которых проводятся и фиксируются:

> анализ сведений о документации и материалах технического состояния памятника;

> результаты предварительного натурного обследования памятника;

> заключение о предварительном техническом обследовании памятника;

> предварительные предложения по реставрации и очередности производства работ или предварительная схема реставрации;

> обмерные чертежи схематического обмера памятника;

> установки маяков и реперов при необходимости контроля за деформациями;

> при необходимости обследования основания и фундаментов схемы мест производства зондажей и шурфов (с указанием их размеров);

> схема отборов проб материалов;

> схема проведения пробных расчисток;

> схемы установки необходимых лесов и подмостей;

> рабочая документация на первоочередные работы по реставрации;

> локальные сметы на производство первоочередных работ;

> разработка программы научно-проектных работ;

> разработка сметы-калькуляции научно-проектных работ, научно-методического руководства и авторского надзора;

> разработка рабочей проектно-сметной документации на временные противоаварийные и консервационные работы и мероприятия, обеспечивающие проведение натурных исследований памятника (в зависимости от технического состояния объекта и степени аварийности) при необходимости проведения первоочередных работ по реставрации.

Примечание: работы по разделу «Предварительные работы» могут быть выполнены на основании отдельного договора или гарантийного письма и впоследствии должны быть включены в сводный сметный расчет на реставрацию памятника монументального искусства в целом или отдельного этапа реставрации.

Комплексные научные исследования

1. Историко-архивные и библиографические исследования. Историко-архивные и библиографические исследования включают в себя:

> сведения о документальных и архивных материалах на памятник: архивные, документальные и исторические материалы (краткие историко-архивные и библиографические сведения, история создания памятника, биографические сведения об авторах памятника, биографические сведения о портретируемом лице или лицах, сведения о событии, которому посвящен памятник, выписки из архивных и библиографических источников, позволяющие определить круг исторических событий и при-

чин, в результате которых был создан и видоизменялся памятник, фотокопии или выкопировки письменных, графических и изобразительных материалов и т. п.); при необходимости выносятся в приложение;

> перечень ранее разработанной научно-проектной документации для реставрации памятника;

> основные данные по территориальной и балансовой принадлежности, о создании и категории учета;

> схема расположения памятника на плане городской застройки;

> общие сведения о памятнике (дата установки, описание внешнего облика);

> анализ ранее разработанной научно-проектной документации по реставрации памятника и описание проведенных работ по реставрации при ее наличии.

2. Натурные исследования и сведения о техническом состоянии сохранности памятника.

Натурные исследования и сведения о техническом состоянии сохранности памятника включают в себя:

> основные сведения о технических данных памятника;

> фотофиксацию общих видов памятника, отдельных его элементов и обнаруженных дефектов (при необходимости данный фотоматериал может быть помещен в приложение);

> схема условной нумерации или маркировок элементов памятника;

> габаритные размеры памятника и его элементов;

> эскизные чертежи;

> ведомость дефектов и дефектограммы;

> описание технического состояния памятника;

> а также при необходимости:

> акты исследований по зондажам, шурфам, вскрытиям конструкций и т. п.;

> результаты анализов исследования материалов;

> графические и другие фиксационные материалы по натурным исследованиям.

Проект реставрации Проект реставрации состоит из следующих этапов:

> обоснование и разработка концепции реставрации памятника;

> технологическая схема реставрации элементов памятника;

> натурно-экспериментальная проверка и выбор методик реставрации памятника (удаление загрязнений различного происхождения, продуктов коррозии, деструкции и т. п.; ликвидация различных дефектов металлов, сплавов, различных пород камня и т. п.; восполнение утрат; улучшение конструктивной прочности; формирование декоративных и защитных качеств естественных патин; защитно-декоративная обработка поверхности, консервация, гидрофобизация и т. п.; ремонтно-реставрационные работы, мероприятия по благоустройству территории памятника);

> технологические пооперационные инструкции по реставрации памятника;

> реставрационные картограммы на памятник (схемы условного обозначения видов поверхности; схемы удалений загрязнений; схемы расчисток от потеков, пятен, следов различной природы происхождения и комплексных атмосферных и биологических наслоений и т. п.; схемы расчисток от старого органического покрытия; схемы расчисток от продуктов коррозии; схемы реставрации поверхности с формированием декоративных и защитных качеств с сохранением естественных минеральных патин и т. п.; схемы расчисток от солевых и атмосферных корок; схемы и чертежи восполнения утрат, конструктивных изменений и т. п.; схемы устранения дефектов; схемы переборки плит, блоков и т. п.; схемы герметизации швов, трещин, разрывов и т. п. и другие схемы принятой концепции реставрации);

> организация реставрационных, реставрационно-консервационных и ремонтно-реставрационных работ на памятнике (организация рабочих мест, приспособление территорий и т. п.).

Примечания

1. При необходимости проектно-технологическая документация рассматривается на заседаниях методического, научно-реставрационного и других советов, подписывается протокол обсуждения проекта реставрации.

2. Согласования с административными структурами проводит заказчик работ.

Сметная документация на реставрацию памятника

В сметную документацию на реставрацию памятника включаются:

> пояснительная записка;

> ведомости объемов или объемы реставрационных работ;

> сводная смета на проведение реставрационных работ;

> локальные сметы на отдельные этапы работ;

> смета на осуществление научно-методического руководства и авторского надзора за проведением реставрационных работ;

> смета на составление отчетной документации.

> Примечание: в случае выявления в процессе реставрации неучтенных видов и объемов работ составляются локальные и исполнительные объектные сметы на основании актов исследования памятника и записей в Журнале реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора.

Реставрация объектов культурного наследия, памятников монументального искусства, является уникальной сферой деятельности в области реставрации движимых и недвижимых памятников. Практический опыт показывает, что наилучшее качество реставрационных работ достигается при участии одних и тех же специалистов-реставраторов в полном цикле работ по научно-комплексной реставрации — от обследования технического состояния и разработки проектно-технологической документации до реставрации и отчетной документации.

В вопросах утверждения и согласования проектно-технологической и проектно-сметной документации можно руководствоваться положениями РНиП 1.02.01-94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры». Согласно разделу 3 — «Согласование и утверждение научно-проектной документации» — «Реставрационных норм и правил» предлагается следующая процедура порядка утверждения и согласования научно-проектной документации:

> порядок и условия согласования научно-проектной документации и согласующие инстанции и организации устанавливаются Заданием. Целесообразно предварительное рецензирование научно-проектной документации ведущими специалистами в области охраны, реставрации и использования памятников монументального искусства;

> в обязательном порядке согласованию с государственными органами охраны памятников монументального искусства подлежат разделы «Предварительные работы» и «Проект реставрации», отдельные сложные конструктивные, инженерные и технологические решения рабочей проектно-сметной документации;

> с подрядными производственными организациями в обязательном порядке согласуются основные положения по организации

реставрации раздела «Проект реставрации», отдельные сложные конструктивные, инженерные и технологические решения рабочей проектно-сметной документации в части, касающейся видов и объемов работ, сметная документация (за исключением сметы-калькуляции на разработку научно-проектной документации);

> на согласование научно-проектной документации в одной инстанции или организации отводится не более 15-ти дней;

> исполнитель обязан в месячный срок рассмотреть и внести исправления и дополнения в научно-проектную документацию по замечаниям, возникшим при согласовании, а при несогласии с замечаниями — обратиться в государственные органы охраны памятников монументального искусства за разрешением разногласий;

> если в течение 15-тидней замечаний не поступило, научно-проектная документация считается согласованной и может быть передана Заказчику;

> разделы научно-проектной документации «Предварительные работы», «Комплексные научные исследования» и «Проект реставрации» Заказчик обязан передать на экспертизу в государственный орган охраны объектов культурного наследия в течение 15-ти дней после получения от Исполнителя;

> срок проведения экспертизы, при условии предварительной оплаты Заказчиком расходов по экспертизе, устанавливается экспертным органом, но не превышает 60-ти дней;

> экспертный орган может потребовать от Заказчика предъявления также дополнительных материалов в соответствии с установленными правилами экспертизы;

> при наличии замечаний экспертного органа научно-проектная документация возвращается Заказчиком Исполнителю на доработку;

> спорные вопросы по замечаниям экспертного органа решаются в порядке, устанавливаемом государственными органами охраны памятников истории и культуры;

> научно-проектная документация утверждается Исполнителем и согласовывается Заказчиком;

> для уточнения и разработки регламента, сроков и порядка утверждения и согласования научно-проектной документации по объектам культурного наследия, памятникам монументального искусства, необходимо провести совместную работу с заинтересованными организациями, в том числе с Москомнаследием, Росохранкультурой, методическими советами, специализированными реставрационными организациями и т. д.

Отчетная документация по реставрационным работам на скульптурных памятниках монументального искусства, хранящихся на открытом воздухе.

Вопросы содержания, согласования и утверждения документации

В отчетную документацию по реставрационным работам на скульптурных памятниках монументального искусства, хранящихся на открытом воздухе, должны входить:

> научно-реставрационный отчет;

> паспорт реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора;

> акты скрытых и вновь выявленных объемов работ;

> акты приемки этапов или окончания реставрационных работ.

Научно-реставрационный отчет по комплексной реставрации памятника монументального искусства подготавливается Исполнителем в трехмесячный срок после окончания реставрации памятника в целом и приемки работ комиссией с представителями органов охраны памятников.

В научно-реставрационный отчет включаются:

> перечень научно-реставрационной документации, на основании которой были проведены исследования и реставрация;

> описание дополнительных данных, полученных в процессе реставрации;

> изменения, внесенные в первоначальную методику, с обоснованием каждого из них;

> отчет о проведении НИР;

> подробный отчет обо всех реставрационных работах по их видам с характеристикой достигнутого результата, сведения о примененных технологиях и материалах;

> заключение, в котором содержатся основные выводы по результатам проведенной реставрации и рекомендации по хранению и текущему уходу;

> иллюстрации, фотографии до, в процессе и после окончания работ;

> приложение: реставрационное задание, реставрационные протоколы, исполнительные сметы, акты приемки.

Научно-реставрационный отчет должен утверждаться руководителем подрядной организации (Исполнителем), руководителем Заказчика и согласовываться с представителем государственного органа охраны памятников и объектов культурного наследия.

Паспорт реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора ведется в установленной форме с тщательной фиксацией работ, дефектов и отступлений от рабочей проектно-сметной документации, с точным изложением указаний автора или членов авторского коллектива, с изложением конкретных требований, с указанием сроков устранения недочетов.

Паспорт реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора должен подписываться представителями подрядной организации (Исполнителя), Заказчиком и представителями государственного органа охраны памятников и объектов культурного наследия.

По окончании реставрации памятника паспорт должен быть включен в состав научно-реставрационного отчета.

Акты скрытых и вновь выявленных объемов работ заполняются по установленной форме и подписываются Исполнителем, Заказчиком и представителем государственного органа охраны памятников и объектов культурного наследия.

АКТЫ ПРИЕМКИ ЭТАПОВ ИЛИ ОКОНЧАНИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ заполняются по установленной форме и подписываются председателем и членами комиссии, включающей специалистов, представителем подрядной организации, представителем Заказчика и представителем государственного органа охраны памятников и объектов культурного наследия.

Примечание. Ввиду ограниченного объема публикации приложения с примерами оформления документации в статью не включены. Макеты оформления и структуры реставрационной документации по вышеуказанным направлениям хранятся в архивах реставрационных предприятий ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и ООО РНПЦ «РЕКОС», которые готовы представить эти материалы всем заинтересованным лицам и организациям.

 

Первоисточник: 
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. А. ЛЕЛЕКОВА. ГосНИИР, М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.