ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Яхонт О.В.

1. Цель моего сообщения — публикация ряда документов, в начале 1920-х годов определивших научные принципы реставрационной деятельности при проведении работ с памятниками архитектуры, стенописи, иконописи, скульптуры и художественного житья1. Эти документы стали одним из главных достижений Всероссийской реставрационной конференции в апреле 1921 года. Цель, задачи, границы и конечный результат реставрационных работ, как они в них сформулированы, вполне созвучны современной концепции научной консервации и реставрации. Это делает их актуальными и для наших дней и подтверждает справедливость того, что при обсуждении каких-либо важных современных проблем весьма плодотворно принимать во внимание и использовать опыт предшественников, а тем более тех, кто стоял у истоков становления отечественной реставрации в государственном масштабе. Интерес к этому времени проявляется у многих отечественных исследователей. Г.И.Вздорнов, И.Л.Кызласова, С.И.Горелова, Н.Н.Жукова, К.И.Маслов, Ю.Г.Бобров, А.Б.Алешин, П. А. Семечкин, Ф. В. Гузанов, В. М. Рославский и другие не первый год работают в архивах, собирают, интерпретируют и публикуют материалы по этому периоду и связанным с ним событиям.

2. При непосредственном знакомстве с архивными документами, которые лежат в основе ряда публикаций, авторская их интерпретация нередко кажется спорной, выбор тех или иных фрагментов самих документов — не вполне обоснованным. Поэтому моя цель, при всем глубоком уважении к исследователям, — публикация самих документов без каких-либо купюр, в полном их объеме, без какой-либо их корректуры, редактирования или исправления стилистических и прочих погрешностей. Это, на мой взгляд, поможет другим исследователям полнее и глубже видеть проблемы, стоявшие перед нашими предшественниками, и (что наиболее важно) позволит использовать их опыт и наработки для решения современных задач.

3. На этой реставрационной конференции были рассмотрены и другие вопросы, которые в нашей публикации не затрагиваются, однако и они весьма интересны и заслуживают самостоятельного исследования.

4. Чтобы внести определенную ясность в понимание сложившейся к 1920-м годам ситуации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры, необходимо уделить особое внимание одному из документов, принятых на этой конференции. Таким основополагающим документом явилось «Положение о Конференции по делам реставрации Главмузея», на основании этого Положения ставшего «органом, руководящим все ремонтно-реставрационные работы по памятникам искусства и старины на территории РСФСР»2.

5. Как сказано в «Положении о Конференции по делам реставрации Главмузея», «Конференция в порядке собственной инициативы и в порядке инициативы отделов Главмузея, музеев, университетов, Академии наук и Истории Материальной Культуры, ученых Обществ и других аналогичных учреждений:

а) разрешает вопросы реставрации всех памятников искусства и старины;

б) руководит реставрационными работами, или наблюдает за ними, в случае ведения их другими учреждениями;

в) перемещает памятники для наилучшего сохранения их;

г) определяет условия, нужные для сохранения памятников;

д) рассматривает, объединяет и утверждает план реставрационных работ»3.

6. Предваряя публикацию документов, необходимо, на мой взгляд, указать на общую цель, в них сформулированную4. Главная задача реставрационной деятельности в целом в этих документах определяется как «сохранение памятников от дальнейшего разрушения» путем принятия щадящих минимальных мер. Так, в «Основных положениях реставрации памятников зодчества» читаем: «Основной задачей Архитектурно-реставрационного отдела является поддержание памятников зодчества от порчи и разрушения путем правильно поставленного ухода за ними, текущего ремонта, а в некоторых случаях и реставрации». А в «Инструкции по расчистке икон и стенописи» подчеркивается: «При расчистке икон и стенописи от поздних записей необходимо весьма бережно относиться ко всем записям, как следам различных эпох истории памятника и художественных вкусов различного времени». В «Инструкции Государственной реставрационной мастерской древнего художественного шитья и низанья» сказано, что «главной задачей является сохранение и поддержание от разрушения и порчи предметов древнего художественного шитья, тканья и низанья, со строжайшим соблюдением характера, стиля и всех особенностей художественного памятника». В «Правилах ремонта и реставрации произведений скульптуры» говорится, что «основной задачей скульптурных работ должно быть сохранение памятников скульптуры от дальнейшего разрушения путем их осторожного ремонта»5.

7. На допустимость только минимальных мер академик П. П. Покрышкин указал еще в 1915 году. В своей работе «Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства» он писал: «Многие неудачные опыты реставрации памятников старины и искусства привели наконец специалистов к выводу, что следует всемерно избегать "реставрирования" и ограничиваться лишь простым осторожным ремонтом»6. К слову сказать, этот вывод родился не только на основе его собственного длительного (и успешного) реставрационного опыта, а также ряда отрицательных результатов в отечественной реставрационной практике, но и на анализе многолетней деятельности зарубежных коллег и в первую очередь успешной работы английского «Общества защиты древних зданий», основанного в 1877 году, деятельность которого считалась в Европе образцовой.

8. В Манифесте этого «Общества» сказано: «Чтобы сохранить здания всех времен и всех стилей, мы призываем людей, имеющих к ним отношение, стремиться не реставрировать их, а охранять, каждодневными стараниями предотвращать непрерывное разрушение зданий, возводить подпорки для падающих стен или чинить протекающую крышу... мы твердо убеждены, что из всех до сих пор предпринимавшихся реставрационных работ наихудшие приводили к безжалостному удалению наиболее существенных и выразительных черт здания, тогда как наилучшие в точности уподоблялись попыткам реставрации старой картины, когда частично погибшее произведение художника прошлых лет становится гладким и зализанным под ловкой рукой бездумного и бездарного поденщика наших дней... Мы призываем, наконец, воспринимать наши древние сооружения как памятники былого искусства, применявшего отошедшие в прошлое методы, ибо со-

временное искусство не может вторгаться в них, одновременно их не разрушая.

9. Так, и только так, сможем мы избежать нелепого положения, когда наши познания толкают нас на действия, смешные с точки зрения самих этих познаний. Так, и только так, мы сможем сберечь наши старинные сооружения и передать их для изучения и почитания своим потомкам»7.

10. Установка на минимальные ремонтные работы, сформулированная в отечественных документах 1921 года, сопряжена с требованием обязательных научных исследований, с максимально полным документированием исследовательских и реставрационных работ в журнальных и дневниковых записях, фотографиях, копиях, схемах и др. Задачей самих ремонтных работ является, как говорится в «Основных положениях реставрации памятников зодчества», «сохранение памятника зодчества в том виде, в котором его застал момент реставрации».

11. Таким образом, в документах в первую очередь указывается на необходимость сохранения подлинного памятника. В то же время в «Правилах по ремонту и реставрации произведений скульптуры» сказано, что «добавки утраченных частей скульптуры допускаются лишь в случаях технической необходимости». Аналогичное положение мы находим и в пункте 6 «Основных положений реставрации памятников зодчества», и в пункте 9 «Инструкции по расчистке икон и стенописи», где утверждается, что «недопустимы никакие записи, доделки и поправки утраченных частей древней живописи».

12. Жесткое ограничение «творческого» (художнического) подхода реставраторов к памятнику прошлого необходимо и в наше время. Главной целью документов 20-х годов было сохранение памятников «во всем богатстве их подлинности», как будет определено в 1964 году в международном документе по охране и реставрации — в Венецианской хартии.

13. Так как мои основные интересы связаны с историей, теорией и практикой реставрации скульптуры, мое особое внимание привлекли правила ремонта и реставрации произведений этого вида искусства. В этом небольшом по сравнению с другими, по-своему лаконичном и в то же время содержательном документе весьма актуально и для настоящего времени определяется отношение к поздним доделкам и указываются возможные способы сохранения памятника, в том числе и методом его переноса в защищенные места. «В исключительных случаях, когда иным способом скульптурный памятник не может быть охраняем от гибели, допускается, с особого в каждом отдельном случае решения Конференции, перенос его в более удобное для хранения место с установкой копии на его прежнем месте нахождения».

14. Нет необходимости в дальнейшем разборе всех положений документов, определивших становление научных позиций в отечественном реставрационном деле, в сохранении памятников истории и культуры. Их полная публикация, как уже было сказано, актуальна сегодня и будет востребована завтра в процессе формирования, постоянного пересмотра и уточнения научного видения цели, задач, границ и конечного результата консервации и реставрации.

15. В заключение необходимо указать и на то, что мы не должны забывать наших предшественников, их огромного вклада в становление отечественной теории и практики. Более четверти века назад директор Международного Римского реставрационного центра сэр Бернард Фельден назвал своих предшественников — авторов Венецианской хартии 1964 года и создателей Римского центра — гигантами, на плечах которых в дальнейшем стала развиваться международная научная реставрация. То же самое необходимо сказать о наших соотечественниках, которые, как в страшные 1920—1930-е годы, так и позднее — в 1950-е, спасали памятники прошлого и сами погибали в периоды репрессий, повторявшихся в нашей стране с большей или меньшей жестокостью. Несмотря на все беды, на все, что обрушивалось на их головы, им удавалось спасать многие отечественные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, графики, прикладного искусства, созданные в прошлом, действуя в соответствии с мировой реставрационной теорией и практикой, нередко опережая по уровню мастерства своих зарубежных коллег.

Благодарю руководство и сотрудников Института истории материальной культуры РАН и в первую очередь Олега Викторовича Богуславского, Сергея Александровича Кулакова, Наталью Андреевну Белову, Галину Вацлавну Дружневскую за возможность познакомиться с публикуемыми документами.

Приложение

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ реставрации памятников зодчества

1. Основной задачей Архитектурно-Реставрационного Отдела является поддержание памятников зодчества от порчи и разрушения путем правильно поставленного ухода за ними, текущего ремонта, а в некоторых случаях и реставрации.

2. Реставрация памятников зодчества имеет целью сохранение памятника зодчества в том виде, в котором застал его момент реставрации или восстановления полностью или отчасти первоначального вида памятника на основании точных данных, полученных обследованием памятника в историко-художественном, археологическом и историческом отношении.

3. Для обследования памятника следует произвести:

а) Подробный и тщательный осмотр памятника, изучение его форм и конструкции, в художественно-историческом отношении, обследование его прочности и деформации, позднейших наслоений, искажений и т. п.

б) Фиксацию состояния памятника путем поставленных на строго научном основании архитектурных исследований и обмеров.

в) Фотографирование памятника в общем виде и новых его деталях, подлежащих реставрации.

4. Материалами для составления проекта реставрации памятника являются результаты обследования, исторические документы, иконографические данные и литература, относящаяся к памятнику.

5. Памятники зодчества не должны быть реставрированы на основании только исторических и архивных данных, а лишь в случаях, когда уцелевшие остатки или следы допускают возможность точного установления утраченных частей.

6. В случае конструктивной необходимости допускается дополнение архитектурных частей памятника по аналогии с сохранившимися частями, с точной регистрацией дополнительных частей в документах по производству реставрации.

7. При работах по поддержанию памятника все вновь дополненные части должны точно воспроизводить части заменяемые.

8. Освобождение памятника зодчества от позднейших наслоений допускается с особого, в каждом отдельном случае, постановления Конференции. Все удаляемые части должны быть детально обследованы, обмерены и сфотографированы перед началом работ по их удалению и во все время последующего ведения работ.

9. В особых случаях работ, когда можно предполагать, что в удаляемые поздние наслоения могут быть (доделаны) древние части памятника, работы должны производиться с особой тщательностью.

10. Восстановление частей памятника или укрепление разрушающихся частей должно быть производимо из материалов, по возможности однородных с материалами, из которых построен памятник, и исполняемо способами, близкими по технике, примененными в памятнике.

11. Временное укрепление памятника может быть сделано из любых материалов, не вредных для него, и без соблюдения форм и технических приемов памятника с непременным условием, чтобы эти укрепления легко могли быть удалены впоследствии без повреждения памятника.

12. При земляных работах вблизи памятника необходимо производить археологические исследования почвы.

13. Все реставрационные работы, обследования, предварительные работы и производство строительных работ записываются в журнал, в котором отмечаются подробные этапы работ и заносятся все результаты, снабженные графическим материалом. Эти данные являются материалом для отчета и оправдательными документами по реставрации памятника.

14. Все реставрационные работы, кроме текущего ремонта, утверждаются Конференцией, а для порядка производства их вырабатываются особые инструкции, которые даются производителю работ для руководства.

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСЧИСТКЕ ИКОН И СТЕНОПИСИ,

утвержденная Всероссийской коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по Просвещению

1. При расчистке икон и стенописей от поздних записей необходимо весьма бережно относиться ко всем записям, как следам различных эпох истории памятника и художественных вкусов различного времени.

2. Расчистка каждого наслоения должна производиться отдельно (т. е. послойно), с подробным изучением каждого слоя записей в целом, при постепенном удалении слоев по всей поверхности изучаемого памятника:

1) если это технически возможно, 2) если послойная расчистка не ведет к разрушению живописи, 3) если слои прописи занимают на иконе достаточно значительное и не случайное место.

Примечание. Определение характера и художественно-исторического значения прописи производится руководителем совместно с ответственными работниками данной мастерской; в особо важных случаях решение этого вопроса передается Комиссии.

3. Перед началом работ по расчистке, состояние изучаемого памятника должно быть подробно описано и иллюстрировано фотографическими снимками.

4. Во время работ должен вестись журнал, подробно описывающий весь ход расчистки, состояние памятника в различные периоды работ, особенности отдельных слоев записей и степени сохранности. Журнал составляется на основе, как наблюдений руководителя, так и особо выработанных анкетных листов, в которых мастера собственноручно отмечают результаты своих ежедневных работ и наблюдений.

Журнал работ должен сопровождаться подробным фотографированием всех периодов работы и состояния памятника, как в общем виде его, так и в деталях.

5. В некоторых особо ответственных случаях, в дополнение к фотографическим снимкам, необходимо исполнять с иконы точную кальку с нанесением на ней всех повреждений.

6. В случаях большого интереса записи, подлежащей зачистке, необходимо делать с нее цветную иконописную копию.

7. Перед началом работ по послойной расчистке икон или стенописей необходимо провести пробную очистку, в малоответственном, но характерном для изучения записей месте памятника.

8. В виду большой сложности и ответственности работ по очистке от записей икон и стенописей, необходимо производить их лишь опытным мастерам. И о всякой предполагаемой очистке или пробе записей необходимо предварительно извещать Коллегию по делам музеев и охране памятников (без разрешения которой никакие пробы или расчистки недопустимы).

9. Недопустимы никакие записи, доделки или поправки утраченных частей древней живописи после ее очистки от наслоений более позднего времени. Все работы по окончанию очистки памятника от записей должны ограничиваться осторожными мерами предохранения его от дальнейшей порчи и наблюдением за его состоянием.

В исключительных случаях, когда утрата настолько велика, что совершенно убивает художественное впечатление от древней живописи, допускается погашение обозначившихся пятен, с тем условием, однако, чтобы рисунок и форма не восполнялись и погашенное место не сливалось с первоначальной живописью.

Примечание. Решение данного вопроса принадлежит также руководителю совместно с ответственными работниками данной мастерской, в особо важных случаях передается Комиссии.

ПРАВИЛА

ремонта и реставрации произведений скульптуры, выработанные Особой Комиссией 2-й Конференции Главмузея

1. Основной задачей скульптурных работ должно быть сохранение памятников скульптуры от дальнейшего разрушения путем их осторожного ремонта.

2. Добавки утраченных частей скульптуры допускаются лишь в случаях технической необходимости.

3. Перед починкой скульптурных памятников желательно производить удаление поздних наслоений на них, если эта работа не может оказать вредного влияния на сохранность памятника.

4. В исключительных случаях, когда иным способом скульптурный памятник не может быть охраняем от гибели, допускается, с особого в каждом отдельном случае решения Конференции, перенос его в более удобное для хранения место с установкой копии на его прежнем месте нахождения.

5. Лепка и повторяющиеся детали декоративной скульптуры могут быть восстанавливаемы по наилучше сохранившимся частям.

6. Началу работ должно предшествовать тщательное исследование памятника и материала, из которого выполнен памятник и его реставрированные части, как со стороны состава, так и сохранности.

7. Все работы по ремонту скульптуры, на общих основаниях, должны сопровождаться подробными дневниками и журналами работ, а также фотографированием.

ИНСТРУКЦИЯ

Государственной Реставрационной мастерской древнего художественного шитья и низанья

1. Государственная Реставрационная мастерская имеет своей главной задачей сохранение и поддержание от разрушения и порчи предметов древнего художественного шитья, тканей и низанья с строжайшим соблюдением характера, стиля, всех особенностей художественного памятника.

2. Секция художественного шитья намечает предварительно общий план очередных работ в реставрационной мастерской и представляет его на обсуждение и утверждение Подотдела Декоративного искусства, а затем в общем порядке—Конференции Главмузея.

3. Предназначенный к починке художественный памятник при поступлении в мастерскую должен быть тщательно изучен Секцией, подробно описан и сфотографирован; причем Секция точно определяет степень его сохранности и меры, необходимые для дальнейшего поддержания его.

4. В тех случаях, когда художественный памятник искажен прежде бывшими починками или сильно поврежден и нуждается в особых приемах исследования, Секция докладывает об этом Подотделу, которому принадлежит окончательное решение вопроса.

5. Результаты изучения художественного памятника и меры, предназначенные для поддержания его, заносятся в журнал.

6. Секция художественного шитья следит за всем ходом работ в мастерской по укреплению художественного памятника и, в особенности, за обстоятельным описанием хода работ и фотографированием памятника.

7. По окончанию работ по укреплению памятника художественного шитья Секция делает доклад в Подотдел Декоративного искусства.

II. Правила укрепления шитья и низанья

8. Укрепление ткани, служащей фоном памятника, в том случае, когда этот фон под шитьем изображения совершенно разрушен и когда изображение как бы висит на воздухе, грозя также дальнейшим разрушением, допустимо подложить под оставшиеся куски ткани фона ткань нейтрального тона, как основу для укрепления памятника.

9. В случае, когда части ниток или уток ткани фона шитого памятника сохранились и под ними сквозит крашенина основы

хорошей сохранности, то допустимо закрепление разлохматившихся нитей по этой крашенине; если же крашенина основы ветха, то допустимо для укрепления памятника подложить под ткань фона ткань нейтрального цвета.

10. В случае если ткань от ветхости разошлась, образовав щель, через которую сквозит основной холст или крашенина, хорошей сохранности, допустимо закрепить ткань по контуру прорыва к холсту основы, не подкладывая под щель другой ткани.

11. Если первоначальный фон шитья предыдущими реставрациями был заменен другим, который тоже успел разрушиться, допустимо для целости художественного впечатления укрепить атласным швом позднейшую ткань фона нитями в тон.

12. В тех случаях, когда шитое изображение переложено предыдущими реставрациями на совершенно неподходящий по цвету фон, режущий и портящий впечатление памятника, и если точно установлен первоначальный материал фона и цвет его, допустима пересадка шитого изображения на подходящий материал.

III. Укрепление шитья

13. В тех случаях, когда нити, прикрепляющие золотное шитье, истлели и золотные нити отделились от ткани и могут отпасть совсем, необходимо закрепить золотные нити, не зашивая всего утраченного места шитья, если таковое имеется.

14. Укрепление шитья и ткани должно производиться шелками в тон. В тех случаях, когда подходящего для укрепления тона шелка не подобрать, допустима окраска шелковых нитей в необходимый тон растительными красителями по рецепту.

15. Оборванные края знамен и утраченные места их допустимо для их укрепления положить на наиболее тонкую и незаметную ткань нейтрального тона.

16. В тех случаях, когда предыдущими реставрациями была частично нарушена ткань основы и таким образом памятник ослаблен в крепости, допустимо подложить под основу укрепления памятника подходящую ткань.

IV. Расчистка шитья

17. В тех случаях, когда предыдущие реставрации, искажающие памятник, могут быть удалены без ущерба для первоначального шитья памятника, необходимо их удалить и, таким образом, очистить памятник от искажающих его добавлений.

18. В тех случаях, когда предыдущими реставрациями памятник украшен поздними добавлениями, нарушающими целостность впечатления, необходимо очистить памятник от этих добавлений и восстановить его в первоначальном виде.

19. В тех случаях, когда памятник предыдущими реставрациями был закрашен краской, необходимо краску удалить.

V. Укрепление жемчуга

20. В тех случаях, когда нить, на которую жемчуг нанизан, истлела окончательно и наблюдается массовая осыпь жемчуга, допустимо перенизать жемчуг на новую нить и прикрепить ее по сторонам каждой жемчужины поперечной прикрепой по старым гнездам.

21. В тех случаях, когда нить, на которую нанизан жемчуг, цела, но местами порвалась, необходимо для сохранения памятника от дальнейших осыпаний прикрепить жемчуг по сторонам каждой жемчужины поперечной ниткой по всему низанию.

22. В тех случаях, когда было произведено предыдущими реставрациями укрепление низанья жемчуга через подкладку и, тем не менее, осыпь продолжается, следует подпороть подкладку, укрепить жемчуг способом, указанным в §§ 21 и 22 и пришить вновь на подкладку.

VI. Чистка тканей

23. Закрепление памятника шитья требует основательной чистки от пыли и пятен способами, не вредящими шитью и ткани.

VII. Хранение шитья и тканей

24. Первоклассные памятники шитья желательно хранить в подрамниках и в застекленных шкафах с занавесками. Тяжелые ткани желательно хранить в горизонтальном положении с прокладкой бумагой или легкими тканями, но в шкафах с вентиляцией. Легкие ткани могут быть развешиваемы в шкафах и витринах. Вешалки должны быть обшиты стеганой мягкой материей.

__________

1 РА ИИМК РАН Ф. 29, ед. хр. 829, л. 77.

2 Там же.

3 РА ИИМК РАН Ф. 29, ед. хр. 829, л. 78-81.

4 Там же.

5 Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства (отдельный оттиск из журнала «Зодчий» за 1915 г.). Петроград, 1915, с. 3.

6 Моррис Уильям «Искусство и жизнь». М., 1973, с. 403—404.

7 Необходимо указать на весьма парадоксальное явление: в ряде современных публикаций произошла полная смена представлений: под «ремонтом» понимаются максимальные поновительские работы, аналогичные «евроремонту». См.: Соколов Б. Г. Реставрация, ремонт // Реставрация и консервация музейных предметов. СПб., 2006, с. 7-16.

Первоисточник: 
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Л. А. ЛЕЛЕКОВА. ГосНИИР, М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.