ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Наш читатель Олег Туренко, художник из Киева, спрашивает: «Где можно приобрести мольберт для картины большого размера, например, 4,5X2,7 м?»

Мольберт, способный удержать картину такого размера, купить невозможно. Однако его можно изготовить на заказ.


Рассказывает мастер Сергей Евдокимов

По просьбе Вячеслава Михайловича Назарука, московского художника, я взялся за изготовление станка для одного из его монументальных полотен. Размер картины - 5,5 X 3 м, максимальный для его мастерской. Условия были достаточно жесткие: высота потолка 4,5 м, ширина мастерской - 5 м, из которых надо было вычесть глубину встроенного шкафа, а также оставить к нему проход. В результате ширина станка должна быть не более полуметра. Ширина обычного Т-образного мольберта равна 70-75 см при высоте подрамника до 2 м. Если высота картины 3 м плюс наклон 15° и подъем ее на 1,2 м, обычная схема не только не приведет к желаемому результату, но и не даст устойчивости. Проблемой, как мне показалось, из-за большой ширины полотна мог стать его перекос при подъеме и спуске. В результате я отка¬зался от червячной передачи на вертикали из-за сложностей, возникающих при синхронизации двух червяков, оставив ее только в механизме наклона. Еще «закавыка»: по самым скромным прикидкам, вес полотна мог составить 150-250 кг. Поэтому решили: привод делаем электрический из двух низкооборотных двигателей - большого и малого, с редукторами. У большого двигателя - тормозная муфта, которая держит каретку с картиной в заданном положении даже при отключении электричества. Управление всеми функциями - с одного пульта. Итак, извечный вопрос: что делать? Задача оказалась не простой: легкость конструкции и ее минимальные размеры, с одной стороны, а с другой - максимум прочности и устойчивости. Взаимоисключающие условия показались мне как конструктору весьма интересными. Прежде всего я решил: нужна команда. Если с деревянной частью я рассчитывал справиться самостоятельно, то механическая, и особенно электрическая составляющая, были мне не по силам. Скажу честно, конструктивное решение созрело не сразу, а некоторые детали вообще не получались и переделывались по многу раз. Пришлось сделать миниатюрную модель, и только после этого дело пошло!

Вся электрическая и электронная часть - заслуга Игоря Ивановича Евдокимова, инженера, талантливого мастера - золотые руки. Токари, слесари-механики и мастера на все руки Дима, Володя и сварщик Гриша решили все проблемы с «железом». Сваркой нержавеющей стали занимались Орест с Сергеем, мой старший сын Сергей - сборкой-наладкой и монтажом станка. Особая благодарность Александру Викторовичу Богатыреву, генеральному директору ООО «Трест Спецбумснаб», в мастерской которого была изготовлена деревянная часть изделия. Мастерская В.М. Назарука находится на восьмом этаже, поэтому две деревянные фермы-опоры пришлось делать составными, каждую из двух частей. В процессе работы выяснилось: доски пола в мастерской не рассчитаны на вес возводимой конструкции. Решение: для облегчения веса фермы-опоры изготовили из сосны, а под них подвели клееные щиты из фанеры размером 75X50 см и толщиной 40 мм, что позволило равномерно распределить вес конструкции по площади пола. Вертикальные опоры собирали из частей прямо в мастерской. Соединение в полдерева, известное каждому столяру, имеет свои слабые места, однако ослаблять поперечную прочность мне показалось недопустимым. Я сделал шип тройным так, что наислабейший шип одного бруса соединялся с самым толстым шипом второго. Все соединения помимо склейки скреплялись 4 болтами М10 с полукруглой головкой и увеличенными шайбами под гайку: прочность сборки оказалась достаточной. Схема станка такова. Вертикальные стойки крепятся в распор к полу и потолку. Внизу к опорным щитам - деревянными брусками на клей и саморезы, а к потолку - стальными уголками 60X60 и анкерами Ml4. Поперечная ферма стальная, из квадратного профиля, сваренного между собой. На ней приварены основной шкив и ролики с бортами. Материал поперечины выбран из соображений прочности и желания поднимать центральную раму-каретку как можно выше.


Общая схема станка комбинированная: рама-каретка поднимается тросовым приводом с помощью шкивов и роликов. Наклон рамы с картиной выполняет отдельный двигатель с редуктором через червячную передачу и шариковую пару, которая регулирует легкость хода.

Роль главного привода выполняет тельфер, неподвижно закрепленный на полу. Главная задача: подъем нижней части картины на высоту 1,2 м и опускание ее как можно ниже; наклон вертикальной плоскости ограничили 15°. На самом деле больший подъем ограничен лишь размером центральной каретки высотой 3,2 м, необходимой для максимальной высоты картины. Четыре больших ролика-шкива по углам центральной каретки обеспечивают скольжение по боковым стойкам, не допуская горизонтального перекоса и заклинивания, а два ролика на кронштейнах, двигающиеся по специальным направляющим, фиксируют каретку вертикально, не давая ей произвольно отклоняться под весом картины. Стальные ролики-шкивы имеют защитный бортик, канавку и ограничитель, исключающие соскакивание троса. Подшипники - в каждом ролике. Крайние положения: подъем-спуск и наклон-подъем ограничены концевыми выключателями. Это необходимая защита от аварии. Итак, конструкция собрана. Для электропитания подведена отдельная линия. Смонтированная система управления помещена в отдельный ящик и испытана. Настало время первого подъема подрамника с холстом. Все волновались, но он поднимал и опускал как часы. Проверили горизонтальный наклон: он оказался чересчур большим - 38°. Ограничили 15°, изрядно увеличив жесткость фиксации.

Возможности конструкции устроили заказчика. Работа пульта управления хорошая. Дали его в руки хозяину, он попробовал, все нормально. Пишите на здоровье, Вячеслав Михайлович!

Первоисточник: 
Художественный совет. 2(36)2004.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.