ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

История реставрации станковой масляной живописи в Эрмитаже в 18-19 веках.

Алешин А.Б.

Предпосылки реставрационно-практической деятельности в России в XVIII столетии

Изучая историю реставрации масляной живописи в России, мы неминуемо обращаемся к ХУШ веку как к историческому периоду, в котором началось широкое освоение этой живописной техники в нашей стране. Эпоха петровских преобразований, затронувшая все области внутренней и внешней жизни государства, оказала огромное влияние на пути развития национального искусства. Начинается отход русских художников от старой, традиционной техники темперной живописи и освоение общеевропейской масляной.

Первое знакомство русских живописцев с масляной живописью произошло еще в XVII веке, однако внедрялась она медленно и лишь в узком кругу московских художников. Большую роль в ускорении этого процесса в XVIII столетии сыграли, с одной стороны, положительные свойства самой техники с ее широкими живописными возможностями, с другой — приток иностранных художников, а также высокопрофессиональных произведений из Европы в Россию. Государственная власть, содействовавшая развитию нового искусства и поощрявшая ввоз в страну шедевров мировой живописи, была также заинтересована в скорейшем освоении всех общеевропейских достижений.

Следует отметить, что еще в XVII веке в Москве существовали небольшие собрания картин, в основном портретов, в царских дворцах и дворцах крупнейших вельмож. Уже в середине XVIII века, во время правления императрицы Елизаветы Петровны, появляется первая дворцовая галерея в здании Зимнего дворца, которая впоследствии вошла в Эрмитаж, а затем галереи возникают во всех пригородах и столичных дворцах Петербурга. Во второй половине столетия приток произведений живописи возрастает настолько, что появляется необходимость в постройке специального здания «музеума» для императорской коллекции. Императорский Эрмитаж — первый и крупнейший музей страны, открытый в 1762 году,— становится одной из богатейших коллекций мировой живописи уже к концу век. Екатерина II, увлеченная идеей создания блестящего собрания, скупает лучшие образцы живописи, скульптуры, графики, керамики, ювелирных изделий и т. д. со всех концов Европы.

К концу 70-х годов XVIII века одно только эрмитажное собрание насчитывало несколько тысяч картин. Если ко всему этому прибавить все дворцовые галереи Петербурга и частные коллекции, то можно представить себе всю сложность проблемы сохранения этих сокровищ. Обладание огромным количеством картин поставило перед правительством задачу приискания людей, чье мастерство и художественное умение позволили бы «древние и избраннейшие картины в целости сохранить и, сколько бы они повреждены не были, доставлять им прежнюю их изящность». Говоря современным языком, появилась необходимость в художниках-реставраторах.

Первая половина XVIII столетия была для русских художников периодом до освоения новых принципов, идей и техники масляной живописи. Именно сложности этого освоения и затрудняли появление реставраторов из среды русских художников. Большинство русских живописцев, освоивших к середине XVIII века технику масляной живописи, еще не были знакомы с техникой реставрации. Но количество картин, ввозимых в Россию, из года в год возрастало. Появление европейских реставраторов в Петербурге в середине 18 века положило начало развитию реставрационного искусства в нашей стране.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Алешин А.Б. Л., 1989 г.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.