Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева.

Аватар пользователя Владимир
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Фрагмент угла до.
Фото до реставрации: 
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Фрагмент угла до.
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Угол западной стены до.
Фото в процессе реставрации: 
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Угол западной стены до.
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Угол после реставрации.
Фото после реставрации: 
Консервационные работы на северо-западном углу Воскресенского собора гор.Тутаева. Угол после реставрации.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Остро - аварийное состояние сохранности штукатурного грунта и красочного слоя.

Историческая справка: 
ХРАМ В ВОСПОМИНАНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА(ц. Воскресенский собор)
Построен в середине XVII в. По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь, возве­денная во имя благоверных князей Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.
Каменный, пятиглавый, с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Первоначально был построен нижний теплый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, освященный в 1652 г.
В нижнем храме три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»; во имя священномученика Харлампия; во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В 1672 г. над нижним теплым храмом возведен верхний холодный — в воспоминание Обнов­ления храма Воскресения Христова. Храм расписан в 1679—1680 гг. снаружи и внутри. Иконо­стас главного храма устроен в начале XVIII в.
В верхнем храме четыре престола: в воспоминание Обновления храма Воскресения Хри­стова; во имя славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; во имя свя­тителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя благоверных князей Бо­риса и Глеба.
Особенно почитаются: чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного; Смоленская икона Божией Матери; икона Николая Чудотворца; Федоровская икона Божией Матери; икона Силуанской Божией Матери; икона великомученика Федора Стратилата, бла­говерных князей Бориса и Глеба; Софии, Премудрости Божией; икона, именуемая «Соше­ствие во ад»; резной Животворящий Крест; древняя плащаница.
С иконой Спасителя дважды в год совершается крестный ход: первый — по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, и второй — по Борисоглебской стороне, в по­следний воскресный день перед праздником Пророка Илии.
Храм действующий. Никогда не закрывался.
(М.Шиманская, С.Метелица; ред. М.Шаматонова «Монастыри и храмы земли Ярославской»: краткая иллюстрированная энциклопедия. (Т.2: Переславль-Залесский, Любим, Мышкин, Некоуз, Некрасовское, Пошехонье, Пречистое, Романово-Борисоглебск). Рыбинск: Рыбинский дом печати, 2001 г. Стр.348-349 (автор статьи: С.Б. Семенова)
Состояние до реставрации: 
В верхней западной части северной стены на границе со сводом и на всем протяжении северо-западного угла четверика – район наиболее сильных разрушений. Живопись здесь практически утрачена. В этом углу находится печная труба, проходящая внутри объема северо-западного угла стены и служащая дымоходом для находящейся в нижнем объеме храма системы печного отопления (площадь разрушений около 31,8 м2). Печная труба обусловила основные причины разрушений вследствие экстремальных условий эксплуатации данного угла на протяжении более 300 лет: резкие перепады температур, образование конденсационной влаги и сквозное промерзание, т.е. весь спектр разрушений, связанных с непродуманной эксплуатацией дымохода. Наблюдается область протечек с деструктированным грунтом и остатками красочного слоя в западной части (S~3,2 м2 ), на границе примыкания к западной стене, в районе нахождения печной трубы. В этой зоне состояние штукатурного грунта можно признать особенно аварийным . Грунт сильно деструктирован, рассыпается, отошел от кладки (места отставаний обнаруживаются простукиванием). Вся живописная поверхность покрыта слоем пушистой и стекловидной емчуги, перемешанной с частицами деструктированного штукатурного грунта и толщей поверхностных загрязнений в виде жирного слоя копоти и свалявшихся клочков паутины. «Шуба» толщиной до 1,5-2-х см. покрывает весь угол. Множество утрат штукатурного грунта до кирпичной кладки, в особенности в верхней части северо-западного угла (площадь утрат около 1,5 м2).
Пыль, копоть, большое количество свалявшейся паутины, свисающей со свода и нависающей на неровностях деструктированных участков.
Методика: 
В реставрационной практике при таком характере разрушений возможно рекомендовать кремнийорганические олигомеры. Этот обособленный класс полимеров на­шел широкое применение в реставрации мо­нументальной живописи и ее грунта - шту­катурки. Необходимо отметить исключительную особенность принятого в данном случае решения: именно на северо-западном участке живописи центрального куба площадью около 35 м2, где в процессе проведения пробных исследовательских мероприятий под толстой шубой поверхностных загрязнений были обнаружены остатки графьи изначальной живописи. В худшем случае есть опасность утери остатков исторического материала, в данном случае графьи.
Для укрепления и дальнейшего предотвращения проникновения «порошащегося буро-коричневого» содержимого штукатурного грунта был предложен К-15/3, обладающий гидрофобизирующими и укрепляющими свойствами.
По окончании раскрытия состояние живо­писи было тщательно проверено и затем вы­полнено общее структурное укрепление жи­вописи растворами смолы К-15/3 3-5%-ной концентрации. Концен­трация рабочего раствора выбиралась опыт­ным путем, путем пробного укрепления и даль­нейшего наблюдения за состоянием укреплен­ного участка. Следует отметить, что при проведении пробных работ по подбору концентрации укрепляющего состава на светлых охрах К-15/3 вызвало потем­нение, поэтому концентрацию раствора в та­ком случае было решено взять минимальную и сократить кратность насыщений (до 3-х-крат.).
Структурное укрепление живописи выпол­нялось путем пропитки с мягких кистей ра­створом вначале минимальной концентрации, затем постепенно ее увеличивали и доводили до максимальной. Подобный метод укрепле­ния позволил достичь максимальной глуби­ны пропитки и равномерного распределения укрепляющего состава.
Применение смолы К-15/3 позволило по­лучить хорошее структурирование как красоч­ного слоя, так и верхней части грунта, на ко­тором он находился, и придать живописи из­начальные свойства, позволяющие защитить ее от намокания. Образовавшаяся в отдель­ных местах глянцевая пленка тотчас же уда­лялась тампоном, смоченном в Уайт-спирите.
В местах, где штукатурный грунт отслоившего­ся фрагмента достаточно крепкий и почти не разрушен, после заклейки участка бумагой на осетровый клей 5% концентрации с добавлением в нее Катамина АБ в качестве антисептика, фрагмент приклеивался 3-10% раствором К-15/3, который вводился с помощью медицинского шприца. Насыщение укрепляющим раствором проводилось в три приема: вначале 3%-ным раствором, затем 6%-ным, а окончательное укрепление – 10%-ным ра­створом. Каждая последующая пропитка производилась с интервалом времени в 1,5-2 часа.
Постепенное увеличение концентрации рабочего раствора необходимо для того чтобы избежать образования границы между укрепленной и неукрепленной частями штукатурки, где могут концентрироваться напряжения, а также для достижения рав­номерного укрепления и необходимой (или максимальной) глубины пропитки.
По окончании последней пропитки на укрепляемый участок ставилась мягкая хлопушка и механический прижим. Через трое суток (время полного гидролиза смолы К-15/3) прижим снимался и бумага удалялась теплой водой.

Угол выведен из аварийного состояния и приведен в экспозиционный вид. http://www.temples.ru/card.p...

С уважением Владимир Сорокин

Средняя оценка
(10 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
215
points

Разве монохромные принципы тонирования позволяют введение полихромии?

Krilows band

197
points

Только здесь и позволяют.Этот храм с более чем 300-летней историей можно условно назвать "храмом с идеальной сохранностью живописи XYII века".И как прикажете тонировать монохромно,если кругом идеальная сохранность?...

С уважением Владимир Сорокин

Отправить комментарий

культ_ра:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.