ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Реставрация фрагмента археологической живописи «Всадники» из Старой Нисы

ВЕРЕСОЦКАЯ Г.Э.

Описывается процесс реставрации фрагмента археологической живописи II века до н.э. из раскопок столицы Парфянского государства — Старой Нисы и предлагается вариант реконструкции первоначальной живописной композиции — батального фриза

Ниса — столица Парфянского государства — основана в середине III века до н.э. В древности это была крепость с мощными оборонительными стенами. По сведениям античных историков, город Парфавниса или Митридаткерт был местом погребения основателей династии парфянских царей. Величественные руины Старой Нисы высятся на землях современного селения Багир, недалеко от Ашхабада.

Археологические раскопки здесь продолжаются уже 75 лет. В настоящее время их возглавляет доктор исторических наук В.Н.Пилипко (Институт археологии РАН).

Старая Ниса — один из самых знаменитых археологических памятников Туркменистана — представлена в 2006 году на рассмотрение специальной комиссии ЮНЕСКО для включения в список «Всемирного наследия» как один из уникальных памятников истории древних государств Востока.

Первые раскопки городища проводились еще в 1930—1936 годы, но более масштабные работы были развернуты в послевоенные годы и связаны с деятельностью Южно-Туркменской археолого-этнографической экспедиции [1]. Работа экспедиции сопровождалась выдающимися открытиями: ритоны из слоновой кости, мраморная скульптура и остраки — тексты, начертанные черной краской на фрагментах глиняных сосудов [2].

Первые образцы настенных росписей на Старой Нисе были обнаружены еще при раскопках 30—40-х годов прошлого века но, к сожалению, почти все находки оказались утрачены. В публикациях имеются лишь краткие упоминания о фрагментах декоративной настенной росписи, обнаруженных в «Квадратном зале».

В середине 1980-х годов археологам вновь посчастливилось обнаружить несколько новых скоплений остатков древней настенной живописи [3]. Реставраторы Отдела монументальной живописи, начиная с 1983 года, постоянно участвовали в работах экспедиции, выполняя полевую консервацию с последующей камеральной обработкой, а также реставрацию фрагментов росписей, скульптуры и архитектурного декора. В последнее время работы проводятся при поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках программы «История и культура Парфии» [4]. Отреставрированные фрагменты монументальных росписей, смонтированные на новое основание, знаменитые скульптурные изображения голов воинов в боевых шлемах сформировали коллекции произведений монументального искусства античного периода в экспозициях Государственного музея истории Туркменистана и Государственного музея изобразительного искусства в Ашхабаде.

В период с 1983 по 2006 год в Старой Нисе работали реставраторы Отдела монументальной живописи ВНИИР—ГосНИИР: В.П.Бурый, Н.А.Ковалева, О.Д.Соболева, И.Н.Петросян, Е.И.Желтов, Д.И.Ковалев, Г.Э.Вересоцкая [5].

Раскопками 1980-х годов установлено, что росписи украшали не только интерьеры «Здания с квадратным залом», но и «Башенного сооружения». Здесь, наряду с орнаментальной, обнаружена и сюжетная роспись. Большая часть орнаментальной живописи и почти все сюжетные росписи выполнены по сплошному белому ганчевому грунту. Живописный грунт нанесен на хорошо выглаженную лессово-саманную штукатурку, толщина которой составляет около 4 см.

Характерная черта нисийской стенописи — чрезвычайно широкая цветовая гамма. Всего около 18 красок, включающих много ярких чистых пигментов (киноварь, марена, охры, глауконит, египетская голубая, черный углеродсодержащий и др.), а также их смеси. В качестве белого пигмента использовался гипс [6]. Для орнаментальных росписей характерно сочетание красно-бело-черных красок. Химико-технологические исследования образцов показали минеральное происхождение красок и белковую природу связующего [7].

Предположительно, обнаруженные фрагменты живописи относились к росписи, которая располагалась на втором этаже «Башенного сооружения». Вероятно, эта стенопись пострадала еще в древние времена при ремонте здания, когда ее сбили со стены перед нанесением новой штукатурки. По сохранившимся остаткам можно предположить, что росписи представляли собой горизонтальный фриз, составленный из картушей, обрамленных красно-черными полосами на голубом поле [8].

Трактовка сцен разрозненных мелких фрагментов сюжетных росписей, размеры которых в основном не превышают 10 см2, представляет определенные трудности. Но к концу полевого сезона 2002 года, под древним сбросом строительного мусора у «Башенного сооружения», был обнаружен довольно большой фрагмент лессовой штукатурки с сохранившимися слоями живописи на тонком гипсовом грунте, получивший условное наименование «Блок 2002 года» [9].

РЕСТАВРАЦИЯ ФРАГМЕНТА РОСПИСИ

При расчистке фрагмента выяснилось, что роспись лежит лицевой поверхностью вниз на твердой поверхности, покрытой мелкими камнями и кусками кирпича, которые буквально впечатались в его поверхность. От удара при падении пласт глиняной штукатурки распался на фрагменты, сместившиеся относительно друг друга. Гипсовый грунт живописи был сильно деструктирован и повсеместно отслаивался от поверхности лессовой штукатурки [9]. Археологи выявили контуры фрагмента и, оклеив его марлей, извлекли в виде блока вместе с прилипшей к нему глиной и прочим строительным мусором. После проведенной полевой консервации и частичной расчистки красочного слоя от лесса фрагмент был завернут в бумагу и уложен на хранение (ил. 1, см. стр. 190).

При поступлении на реставрацию в 2004 году фрагмент «Блок 2002» представлял собой большой, неровный кусок штукатурки, толщиной от 1,5 до 4 см, оклеенный с тыльной стороны двумя слоями марли на мучном клейстере, с раскрытым красочным слоем, который в процессе полевой консервации был укреплен 2,5% раствором БМК-5. Нижний левый край фрагмента (изображение спины и головы лошади) надломился и распался на несколько кусков, которые держались только на марлевой профзаклейке тыльника. Поверхность лессовой штукатурки фрагмента была сильно деформирована, покрыта структурными трещинами. Связь грунта с основой нарушена. Это привело к ослаблению и деструкции ганчевого грунта, фрагменты которого местами сплющились «домиком» или оказались смещены со своих мест. Кроме того, в лессовой штукатурке насекомые прорыли многочисленные ходы, поэтому в этих местах ганчевый грунт оказался без основы или был вовсе утрачен. Мелкие фрагменты фунта с красочным слоем были хаотично разбросаны по всей поверхности росписи. Красочный слой фрагмента загрязнен плотным слоем лессовой пыли, песка, был засыпан мелкими крошками деструктированного грунта и пронизан корнями растений.

Пострадало изображение — фрагмент оказался разбитым на два куска. Правая часть была сдвинута вверх на несколько сантиметров, линия разлома прошла наискосок вдоль изображения шеи лошади «всадника с копьем».

В процессе полевой консервации от большого блока отделились несколько мелких фрагментов росписи, которые были сохранены археологами для возможного дополнения к основному изображению в процессе реставрации [10].

РЕСТАВРАЦИЯ ЛИЦЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ФРАГМЕНТА

1. Предварительная работа заключалась в укреплении аварийных участков росписи. Для этого разрушенный участок нижнего левого края

росписи разобран на отдельные фрагменты, которые были очищены от пыли и крошек лесса, после чего лессовая штукатурка вдоль трещин была пропитана 2,5% раствором БМК-5 в ИПС + Ус. Укрепленные фрагменты штукатурки склеены на 10% БМК-5 на ацетоне.

2. На тонкой п/э пленке выполнена прорисовка сохранившегося рисунка композиции с нанесением утрат красочного слоя и грунта для реконструкции изображения при переносе росписи на новое основание.

3. Чтобы в процессе разделения блока на две части не повредить тонкий грунт и красочный слой, кромки и линии разделения фрагментов были укреплены дополнительно растворами БМК-5.

4. С помощью острого длинного ножа фрагмент был разделен на две части по линии разлома. Кромки фрагментов и штукатурный слой по линии разделения пропитаны раствором БМК-5 (ил. 2).

5. Красочный слой был расчищен от поверхностных загрязнений — натеков лесса, песка, прилипших крошек деструктированного лесса. Удалены корни растений, которыми фрагменты живописи, вместе с лессовой штукатуркой, проросли насквозь.

6. Было установлено на свое место большое количество мелких фрагментов грунта, смещенных со своего места или деформированных в процессе длительного сдавливания пластами археологического завала. Для этого деформированный участок пропитывался растворителем и накрывался пленкой. После размягчения фрагмент грунта осторожно передвигался скальпелем, устанавливался на место и вновь укреплялся раствором БМК-5 (ил. 3.).

7. Утраты в штукатурном основании восполнялись мастикой — лесс + песок + вода и после высыхания пропитывались несколько раз 2,5% раствором БМК-5.

8. Расчищенная, выровненная и укрепленная живописная поверхность фрагмента, для последующей обработки тыльника, была оклеена профилактической марлевой заклейкой на 10% модифицированном мучном клейстере.

РЕСТАВРАЦИЯ ТЫЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ФРАГМЕНТА

1. С тыльной поверхности фрагментов удалялась деструктированная лессовая штукатурка. Основа фрагментов была утоньшена до 2—3 мм.

2. Тыльная поверхность фрагментов была многократно укреплена раствором БМК-5. В процессе укрепления, когда поверхность пропиталась растворителем и стала более пластичной, были частично устранены деформации поверхности фрагмента. Для этого фрагмент, пропитанный 2,5% раствором БМК-5, накрывался пленкой, и сверху в качестве груза помещали мешочек с песком (он не должен быть очень тяжелым, чтобы не поломать хрупкий ганчевый грунт росписей). Таким же образом были выровнены деформированные кромки фрагментов.

3. Дополнительно тыльная поверхность фрагментов была укреплена раствором БМК-5 и выровнена двумя слоями мастики (лесс + песок + 10% БМК-5). Каждый слой наносился после высыхания предыдущего.

4. Последним слоем нанесена марлевая профилактическая заклейка на 10% в ацетоне.

МОНТИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА НОВУЮ ОСНОВУ

1. С лицевой поверхности фрагментов была удалена временная марлевая профилактика, после чего красочный слой был очищен от остатков мучного клейстера, на котором проводилась заклейка.

2. С помощью предварительно снятой прорисовки изображения была подготовлена схема реконструкции. Разделенные фрагменты росписи соединены в соответствии с авторским замыслом рисунка. Основной направляющей линией послужили поводья коня правого всадника, изображение которых прерывалось по линии разлома фрагментов росписи.

3. Для подготовки нового искусственного основания из пенопластовой пластины выпилена необходимого размера плита, поверхность которой обработана 10% ПБМА в ацетоне. С тыльной поверхности плита была укреплена деревянной шпонкой, в которую врезаны кольца для навески.

4. После предварительной разметки фрагменты были приклеены на пенопластовую плиту с помощью мастики, составленной из просеянного песка и 10% ПВА. Сушка проводилась под прессом: на фрагмент укладывались слои бумаги, насыпался слой песка, сверху — лист фанеры и кирпичи. Каждый день бумага, уложенная на фрагмент, заменялась на новую, сухую бумагу. Такая процедура проделывалась несколько дней до полной просушки фрагмента.

5. После приклейки, по кромкам фрагментов были сделаны бортовые укрепления мастикой, составленной из лесса, песка и 10% ПВА. Шов стыковки двух фрагментов восполнен мастикой по уровню штукатурного основания.

6. Мелкие фрагменты росписи, отделившиеся от основного большого блока в процессе полевой консервации, были обработаны отдельно. После проведенной камеральной обработки они представляли собой тонкие пластины грунта с красочным слоем, укрепленным на марлевой профилактической заклейке. После предварительной подготовки поверхности, мелкие фрагменты были подклеены в места утрат с помощью мастики (лесс + ПВА) (ил. 4). На картограмме были отмечены места монтирования всех мелких фрагментов росписи.



Ил. 2, 4. Фрагмент. Голова коня («Всадник с копьем») до и после реставрации

7. Поверхность плиты была тонирована декоративной мастикой, составленной из лесса и 15% ПВА, с целью придания оптимальных, цвето-тональных и фактурных качеств декоративному покрытию.

8. В соответствии с колористическими особенностями фрагмента росписи, реставрационные вставки утрат штукатурного основания фрагмента были затонированы «авторским» лессом [11], (ил. 5.).


Ил. 1. Всадники. IIв. до н.э. Фрагмент археологической живописи до реставрации

Ил. 3. Общий вид в процессе реставрации. Фрагмент с живописью разделен на две части по линии разлома

Ил. 5. Общий вид после реставрации

Ил. 6. Реконструкция

РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОРСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Используя прорисовки, снятые с других фрагментов, приписанных к «батальному фризу», были выполнены несколько вариантов реконструкции рисунка возможного изображения батального сюжета (ил. 6.).

В окончательном варианте, после проведенной реставрации, фрагмент имеет размеры: длина — 45 см, высота — 44 см. Принадлежность его к батальному циклу, фрагменты которого были обнаружены ранее, подтверждается как декоративным оформлением росписи, так и ее содержанием. Повествование идет о драматическом моменте сражения, во время которого поверженного воина, продолжающего отбиваться от противников, преследует «всадник с копьем».

Фигура поверженного скрыта головой и шеей коня, изображенного в сложном ракурсе — со спины [9]. Видна только рука воина, сжимающая лук со стрелами. Справа на него наезжает всадник, который возможно уже ранил коня своего соперника копьем — видна струйка крови на шее лошади, закрывшей поверженного воина. Торс «всадника с копьем» изображен в пол-оборота и повернут к зрителю спиной, копыта его коня способны растоптать поверженного воина. Несмотря на утраты, это наиболее полно сохранившаяся фигура «батального цикла». На всаднике короткая куртка, плотно облегающая тело. Верхняя половина куртки окрашена в бирюзово-синий цвет, нижняя — в сиреневый. Подобным образом декорированы и рукава куртки. Левой рукой всадник придерживает поводья коня, правая рука поднята вверх для нанесения удара копьем.

Впереди — круп лошади и спина удаляющегося всадника, возможно именно в него нацелены стрелы поверженного воина, который продолжает сражаться. От изображения всадника сохранилась только часть спины и горита (футляра для лука), висящего на левом боку. Всадник одет в куртку бирюзово-синего цвета. Видна сиреневая полоска нижнего края куртки. Конь под ним покрыт красной попоной — чепраком с зубчатым краем в виде выступающих треугольников. Такие чепраки характерны для архаического искусства ахеменидского времени [9].

После расчистки красочного слоя от лессовых загрязнений выявились некоторые особенности росписи. Художник условными декоративными средствами, характерными для техники древней живописи, с большим мастерством передал динамику трагического момента батальной сцены. Вместе с тем, удивительно тонко проработаны детали — черты лица скачущего всадника и разделка волос его прически (остается только сожалеть о том, что утрачена часть изображения головы всадника и нижняя часть ног). Почти миниатюрными для монументальной живописи штрихами передано движение скачущего коня «всадника с копьем».

Однако, несмотря на довольно тонкую проработку, контуры фигур обведены жесткой, грубой линией, которая упрощает изображение, делая его плоскостным. При изучении росписи под микроскопом можно было заметить, что авторские контуры изображения во многих местах перекрыты еще одним слоем черной контурной краски. Следы явных поновлений видны также на черно-красных обрамлениях кар-тушей «батального фриза». Здесь, в местах мелких утрат авторского гипсового грунта, краска нанесена непосредственно на лессовую штукатурку. Возможно, мы имеем дело с древней реставрацией росписи, которая была выполнена уже не опытными мастерами, а, скорее всего, местными «умельцами», подновившими роспись после ее частичного обветшания или в процессе ремонта помещения. Из-за фрагментарной сохранности росписи трудно сказать, была ли она поновлена еще где-либо. Но даже эти частичные вмешательства говорят о том, что эти росписи еще в древние времена представляли художественную ценность, и ее старались сохранить.

По археологическим наблюдениям, росписи этого батального фриза датируются II веком до н.э. Самая последняя допустимая дата — первые десятилетия I века до н.э. [9].

После долгой и кропотливой реставрации фрагмент, получивший название «Всадники», пополнил сокровищницу произведений искусства, и как редчайший экспонат античного искусства древней Парфии был передан Музею изобразительных искусств имени Сапармурада Туркменбаши.

Находки из Нисы имеют важное значение для изучения древней культуры Туркменистана и всего Среднего и Ближнего Востока. Они еще более упрочили положение Нисы как важнейшего источника для изучения древнего изобразительного искусства.

Сокращения:

БМК-5 — сополимер бутилметакрилата с метакриловой кислотой,

ИПС — изопропиловый спирт,

У/с — Уайт-спирит,

ПВА — поливинилацетат-эмульсия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кошеленко ГА. Родина Парфян. М.,1977; Пилипко В.Н. Ниса и реставрация. //Культурные ценности. Международный ежегодник. СПб., 2001; Пи-липко В.Н. Основные итоги изучения в советский период. М., 2001.

2. Ходжаниязов Т., Аттагарыев Е. Туркменистан на «Великом шелковом пути». Ашхабад, 1990.

3. Пилипко В.Н. Настенные росписи Старой Нисы //Miras. 2002. № 2.

4. РГНФ, проект № 04-01 -0087 «Живопись Старой Нисы», рук. Пилипко В.Н. 2004-2006.

5. Э.А.Виноградова и М.Ф. Розанов занимались реставрацией фрагментов в Отделе монументальной живописи ВНИИР.

6. Бурый В.П., Жаренкова Е.А. Методика реставрации и техника монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуре // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. М.,1979.

7. Бузкова Л.Г., Писарева С.А., Виноградова Э.А. Атлас материальных компонентов археологических памятников. ГосНИИР. Тема 4.2. М., 2000; Ярош Н.Н., Филимонова Н.И., Кузнецова Г.П. Проблемы исследования и реставрации монументальной и станковой живописи // Реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информ. М., 1990.

8. Пилипко В.Н. Настенные росписи Старой Нисы // Miras. 2002. № 2.

9. Пилипко В.Н. Новый фрагмент с изображением всадников из Старой Нисы // Miras. 2005.

10. Бурый В.П., Желтов Е.И. Отчеты по теме 4.3 за 1983, 1984, 1985 гг.; Ковалева Н.А. Отчеты по теме 4.3 за 1986, 1987, 1991 гг.; Вересоцкая Г.Э. Отчет о полевой консервации и реставрации фрагментов росписей Старой Нисы (в рамках Программы «История и культура Парфии. Живопись Старой Нисы») за 2004-2006 гг.; Бурый В.П., Ковалева Н.А., Назарова И.В. Методические рекомендации по консервации и реставрации монументального полихромного декора на лессово-ганчевом основании. Отчет по теме 4.2. М., ВНИИР, 1990 г.; Ковалева Н.А. Из опыта консервации и реставрации архитектурного декора Среднеазиатских памятников. Доклад на Международном симпозиуме по проблеме сохранения археологической живописи в Средней Азии. Душанбе, 2005.

11. Напрашивается аналогия с изображением коня на знаменитой помпейской мозаике «Битва Александра Македонского с Дарйем» из дома Фавна в Помпеях. См.: Помпеи. М., 2002.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №23(53)РИО. ГосНИИР. М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.