ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

«Конный портрет наполеоновского дивизионного генерала» работы неизвестного художника 1809 года

ШЕЛУХИНА Е.С.

Подробно описывается процесс сложной реставрации картины начала XIX века по индивидуальной методике. В результате проведенных исследований уточнена дата написания картины

 

Картина «Неизвестный военный верхом на лошади» (ил. 1) поступила на реставрацию в ГосНИИР в 2005 году из фондов Музея коневодства РГАУ— МСХА имени К.А.Тимирязева [1].

Основанием для реставрации послужило образование на картине устойчивых деформаций основы различного характера (в том числе от бумажной этикетки с лицевой стороны). Прорывы и проколы холста повлекли за собой утраты и осыпи красочного слоя и грунта; в нижней, центральной части крупный горизонтальный «П-образный» прорыв (5x13 см) с загибом холста на оборот явился причиной усадки холста, слома красочного слоя и грунта. По всей поверхности картины наблюдался жесткий кракелюр красочного слоя и грунта. Живопись находилась под слоем стойких поверхностных загрязнений; в рельефе красочного слоя присутствовали затеки потемневшего и пожелтевшего лака, изначально положенного неравномерно, что меняло ее колорит и тональность. На изображении были видны следы предыдущей реставрации. На участке вокруг фигуры всадника (на фоне) лак фрагментарно удалялся, а на изображении всадника лак был полностью регенерирован — это подтверждали исследования в УФ-области видимого спектра.

Авторская подпись и дата в правом нижнем углу выполнены кистью черной масляной краской по просохшему красочному слою. Они имели общие повреждения с красочным слоем и грунтом — потертости и сетку старого и жесткого кракелюра. Сигнатура читалась нечетко, в частности, из-за общего сильного пылевого загрязнения картины. Первоначально подпись прочитывалась как: «An BlanKpin / 1800».

Реставрации картины предшествовало изучение основы, грунта, красочного слоя и покровного лака. Изображение исследовалось в видимых лучах УФ-области, выполнен стратиграфический анализ грунта и микрохимические исследования грунта и пигментов [2].

После проведения местного укрепления красочного слоя и грунта с использованием 5% АК-211 в этиловом спирте [3],картина была расположена лицевой стороной вниз, восполнены утраты основы и устранены прорывы методом «встык» на ПВБ [4]. На место фигурного прорыва с загибом холста на несколько дней ставился мраморный груз для устранения деформации основы, холст вокруг прорыва зачищался скальпелем; с обеих сторон прорыва при помощи ПВБ приклеивались петли из холста на расстоянии 2 см друг от друга. Сквозь петли методом шнуровки протягивалась нитка, края прорыва слегка смачивались, петли соединялись, стягивая прорыв (ил. 2). Груз ставился на 12 часов, затем петли удалялись. Края прорыва стыковались с использованием ПВБ, утраты были восполнены холстом, идентичным авторскому. На стыковочные швы и вставки с лицевой стороны нанесена профилактическая заклейка микалентной бумагой на осетровый клей. Раздублирована бумажная этикетка с лицевой стороны, картина демонтирована с подрамника и закреплена с помощью полос бумаги «крафт» на рабочем подрамнике. В места утрат грунта и красочного слоя подведен реставрационный грунт — 4% осетровый клей + мел.


Ил.1. Неизвестный художник. Конный портрет Наполеоновского дивизионного генерала. До реставрации (в боковом освещении)

Проведение проб на укрепленном красочном слое и грунте с укладкой жесткого кракелюра (размер рабочего участка 5x5 см) позволило подобрать наиболее подходящую методику. В результате, на рабочий участок флейцем наносилась медицинская желчь, после ее испарения — 3% осетровый клей с медом (1:1), t =+28—30°С. Дождавшись его высыхания, по рисунку жесткого кракелюра наносилось с кисти лавандовое масло и «ставилась» профилактическая заклейка из папиросной бумаги на 5% осетровый клей с медом (1:1). Через фторопластовую пленку рабочий участок прогревался утюжком (t =+50—60°С) в течение 15—20 минут. С наступлением пластичности красочного слоя и грунта проводилась укладка кракелюра.

Далее рабочий участок проглаживался через фильтровальную бумагу до полного высыхания, устанавливался холодный мрамор через прокладку из фильтровальной бумаги. Картина заклеена 4 листами профилактической бумаги. После механической расчистки оборота скальпелем, отмыта профилактическая заклейка и снова нанесена одним листом папиросной бумаги. После чего проводилось укрепление красочного слоя и грунта с оборота холста, использовался 5% осетровый клей с медом (1:1), t =+29—30°С. Холст прогревался через фторопласт утюжком (t =+50—60°С), затем досушивался через отрезок холста.

Дублирование основы проходило по методу «подрамник в подрамник» на мраморном столе, использовался 8% осетровый клей с медом (1:1), t клея =+40—45°С. Через сутки с красочного слоя была отмыта профилактическая заклейка.

Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Завернуты кромки, подвязаны колки.

В нашем случае удаление стойких поверхностных загрязнений и копоти, спаявшихся с лаковым покрытием, потребовало выработать свою, индивидуальную методику. На рабочий участок наносилась эмульсия — медицинская желчь : дистиллированная вода : яичный желток (1:1:1), накрывалась пленкой, экспозиция выдерживалась 25—30 минут. После чего копоть удалялась ватным тампоном на черенке, смоченным в дистиллированной воде, и при помощи короткой жесткой щетинной кисти. Копоть удалялась равномерно.

В результате проведенных мероприятий в правом нижнем углу удалось выявить и прочитать дополнительные буквы и уточнить дату написания картины: «Ant. BlanKpin / 1809» (ил. 3). В левой нижней части картины, на дальнем плане проступило изображение батальной сцены.


Ил. 2. Фрагмент. Оборот картины. В процессе стяжки прорыва

Ил. 3. Фрагмент в процессе реставрации. Подпись и «новая» дата

Утоньшение и выравнивание лака проводились с использованием состава — спирт : пинен (1:2). В процессе работы с лаком были удалены подлаковые записи. В местах утрат подведен реставрационный грунт: 4% осетровый клей + мел +пигмент (охра).Тонировки выполнены в местах утрат авторского красочного слоя водорастворимыми красками по реставрационному грунту в технике пуантель. На поверхность картины был нанесен состав — реставрационный мастичный лак + дамарный лак + пинен (1:1:2). Тонировки уточнялись обезжиренными масляными красками на пинене и мастичном лаке (1:4) колонковыми и беличьими кистями № 0, 1, 2 в технике пуантель.

Результатом проведенных работ стало возвращение картине экспозиционного вида (ил. 4.). Прочитано предполагаемое имя автора и дата написания портрета.


Ил. 4. Общий вид. После реставрации

Перед нами парадный портрет. На фоне темно-голубого неба с розовыми клубящимися облаками, под деревом изображен неизвестный нам генерал верхом на лошади серой масти. Он придерживает поводья, в правой руке — хлыст. Портрет выполнен в несколько «упрощенной» манере, сродни стилистике наивного искусства, ориентирующегося на профессиональные академические образцы. Автор утрированно и старательно воспроизводит анатомические «подробности» корпуса лошади и пейзажный фон.

Фигура портретируемого кажется непропорциональной, вписанной в уже заданный масштаб; в такой же «подробной» манере написаны лицо всадника и его форма. В картине нет динамики движения — оно как бы «остановленное». По особенностям рисунка и живописи можно предположить, что перед нами произведение художника без академической школы.

Подпись и дата, имеющие общие разрушения с красочным слоем, аутентичны живописи; они нанесены по слабо просохшей красочной поверхности. По индивидуальности темпа нанесения и графике начертания букв подпись, скорее всего, принадлежит автору картины.

Если ее идентифицировать как имя художника, то найти такого автора в справочной литературе не удалось («ThiemeBecker», «Vollmer»). Подпись хорошо читается, но не расшифровывается однозначно. Вопрос об авторстве полотна остается открытым.

Анализ деталей изображения позволил высказать предположение о звании и личности портретируемого, связав это «прочтение» с «новой» датой - 1809 год.

Всадник представлен в мундире французского дивизионного генерала уже «сложившейся» наполеоновской эпохи — времен войн Наполеона начала XIX века. Отсутствуют трехцветный шарф и плюмаж. У генерала темно-синий мундир, красно-золотой шарф и золотые эполеты с тремя серебряными звездочками, что точно соответствует униформе дивизионного генерала, согласно уставным образцам, введенным в 1803 году. Это прямое свидетельство в пользу «новой» даты.

Батальная сцена также указывает на военные события — войны Наполеона 1803-1809 годов. Французская пехота ведет бой с неприятелем на фоне некого условного «западноевропейского» пейзажа — это можно предположить по характеру ландшафта и архитектуре замка. Солдаты в синих длиннополых мундирах с прямоугольными открытыми лацканами, с белыми, перекрещивающимися на груди патронными ремнями и в двууголках, которые носились, согласно уставу, вплоть до 1807 года. Ношение кивера — головного убора цилиндрической формы, введенного в 1790 году для легкой пехоты, — распространилось во всей армии к 1808 году. Очевидно, автор хотел напомнить о заслугах генерала в наполеоновских кампаниях 1803-1809 или точно в 1809 году, когда была сдана Вена, произошли сражения при Асперне и Ваграме и заключен Шенбруннский мир.

Большое значение имеет идентификация наград. На левой стороне груди портретируемого — орден на красной ленте в форме пятилучевой звезды — орден Почетного легиона и звезда [5]. На шее на голубой ленте с золотой полосой — орден в форме четырехконечного креста с «лучеобразными» окончаниями и императорской короной над ней — саксонский орден Св. Франциска.

Открывшиеся в ходе реставрации прочитываемые подпись, дата и детали изображения подтверждают вывод, что перед нами портрет французского дивизионного генерала, написанный не в 1800 году, как предполагалось ранее, а после 1807 — в 1809 году.

Автор выражает благодарность сотруднику ГосНИИР — художнику-реставратору Ю.Г.Козаку и искусствоведу Г.Н.Иншаковой в подборе изобразительного материала.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Инв. № А-657. Ant. BlanKpin. Неизвестный военный на лошади. Музей коневодства РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева. XIX век. X., м. 101 х77.

2. Технико-технологические исследования проведены заведующей Кафедрой технологии живописи Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Т.А.Лукьяновой.

3. Методические рекомендации по укреплению красочного слоя масляной станковой живописи на масляных грунтах с помощью акриловых дисперсий АК-211 и АК-251.

4. Использована методика ГосНИИР для реставрации прорывов, утрат холста и кромок в произведениях станковой масляной живописи стыковым методом.

5. «19 мая 1802 года первым консулом Франции Наполеоном Бонапартом был учрежден орден Почетного легиона... Знаком ордена стала пятилучевая звезда, покрытая белой эмалью и обрамленная зеленым венком из лавровых и дубовых листьев. В центре был изображен профиль основателя, а вокруг надпись: «Бонапарт первый консул 19 мая 1802». С 1804 года, когда Наполеон стал императором, надпись вокруг профиля изменилась: «Наполеон, император французов». Лента ордена стала красной. Первым двум степеням ордена придавалась звезда, в центре которой был изображен императорский орел. ... Это был первый массовый орден XIX века». См.: Можейко И.В. Награды. М., 1998. С. 115.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №23(53)РИО. ГосНИИР – М. 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.