ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация произведения А.В.Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» 1915 года

Чуракова М.С.

(из собрания Ярославского художественного музея) Описывается новая методика укрепления матовой живописи (без лака) на вакуумном столе низкого давления.

 

Известное произведение Аристарха Васильевича Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» 1915 года из собрания Ярославского художественного музея поступило на реставрацию в Отдел станковой масляной живописи ГосНИИР в 2004 году [1].

Состояние сохранности произведения требовало серьезного вмешательства реставраторов. На картине наблюдалось мелкое шелушение красочного слоя, которое могло привести к утрате авторской живописи. Холст имел сильное провисание из-за слабого натяжения на подрамник. Это вызвало жесткие устойчивые деформации основы по нижней и правой планкам подрамника и осыпи красочного слоя по его граням. Тонкий, мелкозернистый, неравномерного плетения холст фабричного производства, на котором было написано произведение, сохранил прочность нитей и не был дублирован до настоящего времени.

Ранее картина была перетянута с авторского подрамника на реставрационный, о чем свидетельствовали гвоздевые проколы на авторских кромках. Со временем и этот подрамник потребовал реставрации. Авторские кромки произведения обтрепались и имели различную ширину. Особенно пострадали нижняя кромка, верхняя и правая (они имели недостаточную ширину для натяжения картины на отреставрированный подрамник). На обратной стороне картины наблюдаются следы от прохождения клея и авторского грунта.

Красочный слой картины «Декоративная Москва. Небозвон» имеет неравномерную нагрузку по всей площади: пастозные участки живописи чередуются с тонкими слоями и авторскими пропусками. Авторский красочный слой разорван сеткой кракелюра с поднятыми краями: на более пастозных участках живописи — среднесетчатым кракелюром, на тонких участках — мелкосетчатым кракелюром, который частично повторяет кракелюр авторского грунта (ил. 1).

Живопись А.В. Лентулова имела неоднородный блеск. В основном это матовая поверхность. На некоторые участки композиции автором нанесено лаковое покрытие для лучшего выявления живописных особенностей произведения.

Мелкие шелушения живописного слоя были вызваны ослаблением связи между грунтом и красочным слоем из-за сознательного уменьшения художником масляного связующего в красках. Авторский грунт, состоящий из цинковых белил [2], имел сильно выраженный мелкосетчатый кракелюр с поднятыми краями, с угрозой отставания и осыпей.

Из сохранившейся в музее реставрационной документации нам стало известно, что произведение в 1970 году подвергалось укреплению красочного слоя осетровым клеем, были устранены вмятости и деформации холста, удалено поверхностное загрязнение и утоньшен потемневший лак. Однако проведенное укрепление шелушения живописи только на время приостановило этот процесс.

При внимательном предреставрационном изучении произведения в 2004 году в Отделе масляной живописи ГосНИИР на красочном слое картины были отмечены участки живописи, структура которых была изменена в процессе предыдущих реставрационных вмешательств.

Маленькие каверны на слое авторской живописи, а также несколько расплющенные пастозные мазки художника свидетельствовали о проглаживании красочного слоя при укреплении утюгом с высокой температурой нагрева (ил. 2, 4).

Были выявлены реставрационные тонировки, изменившиеся со временем в цвете. Грунт под ними просел и не имел фактуру, имитирующую авторский мазок (ил. 3).

Перед реставраторами отдела была поставлена задача провести консервативную реставрацию произведения А.В.Лентулова, минимально вмешиваясь в памятник. Проведенные исследования картины показали, что необходимо укреплять не только связь красочного слоя с грунтом, но и сам грунт, состоящий из цинковых белил с обедненным масляным связующим и имеющий жесткий кракелюр. При этом необходимым условием стало применение реставрационного материала и методики работы, способствующих сохранению авторской структуры и «матовой» поверхности авторской живописи.

Совместно с сотрудниками Лаборатории химических технологий реставрационных процессов и Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР была выбрана программа укрепления грунта и красочного слоя 5% клеем СЭВ [3]. Применение СЭВ было обусловлено тем, что красочный слой произведения после укрепления этим полимером сохранял матовый оттенок. В Отделе масляной живописи ГосНИИР уже был опыт укрепления этим полимером произведений советской живописи 1920—1940-х годов, выполненных в технике как масляной, так и клеевой живописи. В частности, этот полимер был использован для укрепления расслоений красочных слоев на картине Павла Варфоломеевича Кузнецова «Табачницы» 1926 года из Краснодарского художественного краевого музея имени Ф.А. Коваленко [4].


Ил. 1. Фрагмент до реставрации. Макросъемка. Мелкосетчатый кракелюр с приподнятыми краями.

При укреплении живописи клей наносился на красочный слой с помощью кисти. После наступления состояния «отлип», красочный слой прижимали фторопластовым шпателем и затем приглаживали электрошпателем, температура подошвы которого составляла 35°С. Так как на картине А.В.Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» необходимо было укрепить не только расслоение красочных слоев, но и расслоение и кракелюр авторского грунта, была выработана иная методика укрепления. Для лучшего проникновения клея СЭВ в структуру картины укрепление проводилось на вакуумном столе низкого давления.


Ил. 2. Макросъемка до реставрации (кракелюр красочного слоя, мелкие шелушения авторской живописи, следы от проглаживания утюгом)

Картина была осторожно снята с подрамника. На вакуумном столе с помощью латексных прокладок формировалось рабочее окно, размером примерно 25 х 25 см. На укрепляемый участок живописи щетинной кистью наносился 5% клей СЭВ. Создавалось давление 4 атмосферы. Для лучшего прохождения клея в структуру красочного слоя и грунта, поверхность красочного слоя накрывалась полиэтиленовой пленкой, что создавало увеличение давления до 6 атмосфер. Через пять минут пленка снималась. Укреплялся соседний участок живописи. На участках живописи с более фактурным красочным слоем с среднесетчатым кракелюром при необходимости кракелюр дополнительно укладывался с помощью электрошпателя, подошва которого нагревалась до 35°С. Проглаживание велось через тонкую фторопластовую пленку.

Одновременно с укреплением живописи проходило устранение деформаций грунта и красочного слоя произведения. Примененная методика позволила укрепить шелушащийся красочный слой, восстановить его связь с грунтом, устранить деформации холста.

Для того чтобы натянуть произведение А.В. Лентулова на отреставрированный подрамник, необходимо было полностью сдублировать верхнюю кромку и частично нижнюю и правую кромки, длиной 25 см и 12 см соответственно. Дублирование проводилось по методике ГосНИИР на полимерный 49% клей АБВ-16 [5].

После натяжения картины небольшие участки живописи по периметру подрамника потребовали повторного укрепления красочного слоя. Укрепление проводилось клеем СЭВ 5% концентрации кистью, затем после наступления состояния «отлип», красочный слой прижимали фторопластовым шпателем, затем приглаживали электрошпателем, температура подошвы которого составляла 35°С.


Ил. 3. А.В.Лентулов. Декоративная Москва. Небозвон. 1915. Общий вид до реставрации

Ил. 5. Общий вид после реставрации

Достаточно кропотливым был процесс подведения реставрационного грунта в места утрат авторской живописи (размеры утрат колебались от одного—двух миллиметров до нескольких сантиметров). Нами был использован реставрационный грунт итальянской фирмы «Маймери».

Поверхностное загрязнение с красочного слоя удалялось эмульсией в соотношении вода : пинен : спирт — 5:4: 1. ватным тампоном на черенке кисти. Так как поверхность живописи на произведении А.В.Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» задумывалась автором матовой, а для экспонирования картины необходима защитная пленка -реставрационный совет принял решение красочный слой картины покрыть отечественным ретушным лаком в пинене в соотношении 1:1 трижды с помощью пульверизатора. После покрытия живописи этим составом красочный слой сохранил однородный матовый блеск (ил. 5).

Многочисленные мелкие шелушения красочного слоя тонированы реставрационными красками фирмы «Маймери». В качестве разбавителя использовали пинен.

Проведенная реставрация позволила представлять картину на отечественных и зарубежных выставках в течение последних двух лет.


Ил. 4. Макросъемка живописи до реставрации. Кракелюр грунта и красочного слоя, следы от проглаживания утюгом с высокой температурой.

Автор статьи выражает большую благодарность старшим научным сотрудникам Лаборатории физико-химических методов исследований — В.Н.Киреевой и С.А.Писаревой; технологий реставрационных процессов — Е.Л.Малачевской за оказанную поддержку и помощь в осуществлении реставрации полотна Аристарха Васильевича Лентулова.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Инв. № 338. Ярославский художественный музей. 1915. X., м. 97 х 129.

2. Технико-технологические исследования, проведенные ведущим научным сотрудником Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР -С.А.Писаревой, показали: грунт - белый - цинковые белила; пигменты -цинковые белила, синий кобальт, искусственный ультрамарин, швейнфуртская зеленая, ауреолин, желтый кадмий, желтая охра, киноварь, красный органический пигмент, сажа.

3. Сополимер этилена с винилацетатом (СЭВ), раствор в смеси ИПС : вода в соотношении 70:30.

4. Инв. №Ж-389. П.В. Кузнецов. Табачницы. Краснодарский художественный краевой музей имени Ф.А. Коваленко. X., клеевая живопись. 105 х 123.

5. АБВ -16 (сополимер бутилакрилата, метакриловой кислоты и винилацетата).

Первоисточник: 
Художественное наследие. №23(53)РИО. ГосНИИР – М. 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.