ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Консервация живописного панно на северном фасаде Политехнического музея (1907)

БЕЛЯЕВСКАЯ О.Н., ВЕРЕСОЦКАЯ Г.Э.

Подробно описаны этапы подготовки и проведения консервации настенной живописи.

Строительство архитектурного ансамбля Политехнического музея было начато в конце XIX и завершено в начале XX века. Около 30 лет понадобилось для возведения всего сооружения, в облике которого отразились разные стилевые направления в русской архитектуре рубежа веков.

Центральная часть здания построена в 1875—1877 годах в «русском стиле» по проекту архитекторов И.А.Монигетти и Н.А.Шохина (одновременно с другим музеем Москвы — Историческим, и может быть сопоставлена с ним в стилистическом и архитектурном отношениях).

Юго-восточная часть комплекса выстроена на 20 лет позже, в 1896 году, по проекту архитектора И.А.Шохина, но по декоративному и объемному решению близка к центральной части. Ее фасад, обращенный в сторону сквера, завершен архаичными смотровыми башенками [1].

Северное крыло здания, которое по эскизу архитектора И.А.Монигетти должно было примыкать к центральной части со стороны Лубянской площади, к началу 1903 года еще не было построено - на его месте оставался пустырь. Комитет музея искал возможность достроить здание (залы музея не могли вместить всех желающих, особенно в дни, когда читались общедоступные лекции). Сохранившиеся в архиве музея рабочие чертежи архитектурного проекта северного крыла подписаны инженером Г.И.Макаевым. Он не только разработал проект, но и организовал сбор денег для строительства, отдав и все свои сбережения.

Разрабатывая проект аудиторского корпуса, И.Г.Макаев решал сложную архитектурную задачу. Ему предстояло спроектировать северное крыло здания в новом архитектурном стиле «модерн», но так, чтобы оно вписалось в уже сложившийся ансамбль и отвечало характеру деятельности учреждения. По инициативе Макаева здесь были применены новшества: каркасное строительство и блочные перекрытия из цементных плит.

В 1907 году, когда заканчивалось строительство Большого зала музея, на фасаде его северного крыла появилось живописное панно — воплощение идеи просвещения народа, выполненное в лубочном стиле. Панно было вписано в ниши с наложенными на них арочными окнами верхнего яруса фасада. В архиве музея обнаружены неподписанные акварельные эскизы живописных композиций триптиха, авторство которых приписывают архитектору проекта Г.И.Макаеву [2].

Живописное панно «Аллегория хозяйственного труда» включает три отдельные композиции: «Пахарь», «Семья» и «В кузнице». На них изображены: в центре, на фоне восходящего солнца, семья — отец, мать и сын; слева — крестьянин в лаптях, вспахивающий поле деревянной сохой; справа — кузница, в которой трудятся двое рабочих (ил. 1—3).

Живопись выполнена в сдержанной теплой цветовой гамме, моделировка форм условна. Хорошо сохранилась графья рисунка, выполненная по сырой штукатурке. Контур изображения обведен темно-коричневой краской и не всегда совпадает с первоначальным рисунком. Отдельные детали композиций выполнены пастозно, практически чистыми цветами: лица и части тела — желтыми, контуры и притенения — красно-коричневыми и красно-оранжевыми с черной окантовкой, одежды — зелеными, красными, белыми и коричневатыми тонами; фоны — светло-желтыми и голубыми. Незащищенная от внешних атмосферных воздействий стенопись, по-видимому, со временем потеряла свою цветовую насыщенность и проработку отдельных деталей (ил. 4). Во многих местах видны следы поновлений и тонировок, большая часть которых к настоящему времени утрачена.

 

Состояние стенописи до реставрации

Несмотря на многочисленные ремонтные работы и покраски фасада, основание стенописи сохранилось практически полностью, за исключением верхней части композиции «В кузнице» со вставкой фрагмента фона.

Штукатурный раствор прочный и имеет хорошее сцепление с грунтом, на котором выполнена роспись. Однако вдоль тонких трещин и по периметру композиций встречались небольшие по площади очаги отставания штукатурного грунта от кладки. По всему периметру стенописи на контакте со стеной было выполнено бортовое укрепление. На поверхности стенописи всех трех композиций наблюдались следы морозного выветривания в виде выбоин от 0,5 до 2 см в диаметре.

Часть выбоин старые, со следами тонировок, что указывает на работы по поновлению, проводившиеся, по-видимому, одновременно с ремонтными работами по покраске здания. Присутствуют и свежие выбоины без следов тонировок и сильных загрязнений. Процесс морозного выветривания продолжается, о чем свидетельствует появление большого числа отслоений красочного слоя вместе с грунтом, на месте утрат которых будут образовываться новые выбоины.

Стенопись выполнена по светлому, тонкому грунту (до 1 см), положенному на плотный слой штукатурки серого цвета, толщиной до 4 см.

Верхний слой грунта деструктирован и ослаблен. По-видимому, разрушение красочного слоя и частичное вымывание грунта происходили в результате частого намокания стенописи. Здание музея находится на оживленной транспортной магистрали, поэтому стенопись сильно загрязнена пылевидными частицами и копотью, присутствующими в воздухе. На поверхности красочного слоя — подтеки и брызги краски (следы от многократных малярных покрасок фасада).

Распыление красочного слоя отмечается практически по всей поверхности стенописи, в местах с многослойной или пастозной живописью — шелушение и отставание красочного слоя от грунта. По всей поверхности стенописи — следы механических повреждений в виде глубоких царапин, выбоин и торчащих по периметру композиций гвоздей.

На поверхности стенописи присутствовали следующие виды разрушений: распыление, шелушение, отслоение красочного слоя вместе с грунтом, трещины в основании живописи, морозобойные выбоины в грунте (ил. 5—7).

Обследование позволило выделить основные причины разрушения стенописи: 1) морозное выветривание (отслоение красочного слоя с грунтом вследствие намокания поверхности стенописи); 2) выветривание верхней части живописного грунта с распылением красочного слоя (из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды).


Ил. 1. Пахарь. Акварельный эскиз левой композиции

Ил. 2. Семья. Акварельный эскиз центральной композиции

Ил. 3. В кузнице. Акварельный эскиз правой композиции

Ил. 4. Фрагмент стенописи до реставрации. Потеря проработки отдельных деталей, утраты и распыление красочного слоя
 

Лабораторные исследования

Исследования проб красочного слоя, живописного грунта и штукатурной основы, отобранных в местах разрушения стенописи всех трех композиций, проводились методами гистохимического анализа, ИК-спектроскопии и петрографического анализа.

По результатам исследований проб красочного слоя, для передачи желтых, красных и коричневых тонов использовались различные охры, в качестве зеленого — Cr-содержащий пигмент. Во всех отобранных образцах присутствует связующее. В отдельных пробах обнаружено присутствие животного клея (возможно на казеиновой основе), смоляной, а также воско-масляно-смоляной компоненты. Однако с учетом утрат и поновлений красочного слоя, сделать однозначный вывод о технике живописи не представляется возможным. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Исследование проб под микроскопом показало, что красочный слой сохранился, в основном, в межзерновом пространстве кварцевого наполнителя, который выступает из известкового грунта. Известковое вяжущее грунта полностью карбонизировано, в отдельных пробах присутствуют некарбонизированные гидросиликаты и гидроалюминаты кальция. Последнее свидетельствует о продолжающихся в присутствии влаги и углекислого газа воздуха процессах взаимодействия между известью и активными частями наполнителя. Обнаруженные в отдельных пробах небольшие количества гипса, по-видимому, являются следствием воздействия агрессивной окружающей среды, содержащей соединения серы. Кварцевый наполнитель — тонкозернистый (менее 0,4 мм), среднеокатанный и слабоожелезненный.

Под слоем грунта находится плотный, прочный штукатурный слой на основе серого цемента с песчаным наполнителем. В двух участках глубоких морозобойных выбоин под слоем цементной штукатурки обнаружена угольная прослойка (ил. 7).

Выбор составов для укрепления стенописи и постановка проб

Анализ характера разрушения поверхности стенописи показал, что для ее сохранения необходимо укрепить красочный слой и верхнюю часть грунта с приданием слабой гидрофобности для предотвращения морозного выветривания.

В современной реставрационной практике для повышения прочности пористых материалов часто используются олигоорганосилазаны. Эти кремнийорганические соединения способны под действием влаги воздуха образовывать в разрушенной структуре разветленную полимерную сетку, которая обеспечивает укрепляющий и гидрофобизирующий эффект и повышает биостойкость реставрируемого авторского материала.

По данным исследований [3, 4], применение 3—5% растворов силазановой смолы 174-74 (К-15/3) в уайт-спирите (или толуоле) хорошо укрепляет штукатурное основание живописи, но впоследствии может вызывать потемнение красочного слоя, особенно на участках, написанных светлыми пигментами [5].

Продукты совместного синтеза акрилового полимера с силазаном, с различным соотношением кремнийорганической составляющей, в виде растворов в смеси органических растворителей (марки «Акрисил») были разработаны в Лаборатории химико-технологических исследований реставрационных процессов ГосНИИР. По результатам исследований, эти соединения не изменяют цвет пористой подложки, незначительно уменьшают ее пористость при правильном подборе растворителей, концентраций и количества вводимого полимера, сохраняют паропроницаемость и обладают высокой атмосферостойкостью [6].

В практике реставрации известно использование 3% состава Акрисил 50А в органических растворителях для укрепления фрагмента темперной живописи на фасаде Успенского собора Московского Кремля в 2000 году. Росписи на протяжении более 5 лет находятся в хорошем состоянии, что говорит о возможности применения этого материала для укрепления красочного слоя [7].

Для составов, содержащих различные соотношения акриловой и кремнийорганической компоненты, были проведены экспериментальные исследования степени укрепления и глубины пропитки известково-карбонатного и известково-песчаного грунта [8]. Исследования показали, что глубина проникновения в грунт 5% составов с 50% содержанием кремнийорганической составляющей может достигать более 20 мм при максимальной степени насыщения и находится в прямой зависимости от плотности подложки и сочетания растворителей, использованных для приготовления составов. Отмечается появление гидрофобного эффекта, который постепенно уменьшается вглубь пористой подложки. Степень укрепления известково-песчаного грунта (при соотношении вяжущее : наполнитель - 1:3 ) составляет 1,2-1,5 раза. Прочностные характеристики и толщину укрепленного слоя можно изменять, меняя концентрацию состава и сочетание растворителей [8].


Ил. 5. Семы. Фрагмент до реставрации. Шелушение красочного слоя, распыление, трещины в грунте, следы фасадной покраски

Ил. 6. Фрагмент стенописи до реставрации. Отслоение красочного слоя вместе с грунтом

Ил. 7. Фрагмент стенописи до реставрации. Морозобойные выбоины в грунте

Ил. 8. Семья. Фрагмент в процессе консервации

Работы по подбору составов для консервации стенописи проводились в лабораторных и натурных условиях.

В местах разрушения стенописи были отобраны образцы грунта с распыленным красочным слоем; на них составами «Акрисил» с различным содержанием кремнииорганическои составляющей в лабораторных условиях было выполнено пробное укрепление красочного слоя и грунта, которое дало положительные результаты. Натурные испытания по укреплению красочного слоя и грунта составами «Акрисил» проводились на нескольких участках центральной композиции «Семья».

Для укрепления распыленного красочного слоя были поставлены пробы, размером 10 х 10 см2, с использованием составов 5% концентрации в смеси органических растворителей и 50% содержанием кремнииорганическои составляющей (Акрисил 50А). Пропитка осуществлялась 1, 2 или 3 раза с последующей укладкой. Каждая следующая пропитка проводилась после полного впитывания консолиданта. Обработка стенописи составами проводилась в сухую погоду при температуре наружного воздуха +20—22°С. Осмотр состояния укрепленных участков через неделю показал, что оптимальной является двухкратная пропитка консолидантом, изменения цвета и появления блеска на поверхности красочного слоя не обнаружено; поверхность стенописи приобрела гидрофобные свойства.

Для отработки технологии укрепления распыленного и шелушащего красочного слоя были поставлены пробы в местах, где наблюдалось его интенсивное разрушение: распыление и распыление со слабым шелушением (ил. 8). На выбранном фрагменте красочный слой пастозный, красно-коричневых и красно-желтых тонов, сильно мелит. Для пропитки использовались 1%, 2,5% и 5% растворы консолиданта Акрисил 50А. Наблюдение за состоянием красочного слоя после обработки его поверхности консолидантом показало, что эффект укрепления присутствует при использовании растворов 2,5% и 5% концентрации. Растворы консолиданта меньшей концентрации проникают на большую глубину, не укрепляя красочный слой, придавая ему слабую гидрофобность.

При постановке проб по укреплению одновременно сильно шелушащего и распыленного красочного слоя использовался 2,5% состав Акрисил 70А с 30% кремнииорганическои составляющей в смеси органических растворителей. Шелушения красочного слоя укладывались и прижимались через фторопластовую пленку плотным ватно-марлевым тампоном. Укрепление красочного слоя наблюдалось после третьей пропитки; блеск на поверхности отсутствовал. С увеличением числа пропиток распыление красочного слоя практически исчезает. Однако отмечалось слабое усиление тона красочного слоя из-за перенасыщения консолидантом, которое снималось ватно-марлевым тампоном, смоченным изопропиловым спиртом или уайт-спиритом.

При постановке проб по подклейке отслоившихся фрагментов, восполнении утрат и подведении грунта использовались 8—10% растворы Акрисил 95А в смеси органических растворителей (ИПС, Ус) с тонкодисперсным минеральным наполнителем (тальк, тонкозернистый кварцевый песок; соотношение связующее : наполнитель — 20:80) и без наполнителя. Восполнение утрат авторского грунта проводилось реставрационным составом на основе 12% раствора Акрисил 95А в смеси органических растворителей с наполнителем (тонкозернистый песок, тальк; соотношение связующее : наполнитель — 15—20 : 80—85).

Для соответствия цвета доделки и авторского грунта в наполнитель вводились необходимые пигменты. Места утрат авторского грунта предварительно 2 раза пропитывались 2,5% раствором Акрисил 50А, затем однократно 8% раствором Акрисил 95А.

Наблюдение за состоянием поставленных проб в течение месяца показало, что красочный слой не мелит, изменения цвета не наблюдается.

Проведение консервационных работ

Обследование панно проводилось во время ремонтных работ по окраске фасада здания. В связи со сжатыми сроками их проведения, было решено провести предварительную консервацию красочного слоя сохранившейся стенописи: укрепить распыленный и шелушащий красочный слой, выполнить укрепление в аварийных участках стенописи в местах отслоения красочного слоя с грунтом и вытянутых тонких трещин.

На основании полученных данных и в соответствии с поставленной задачей — укрепление распыленного красочного слоя с верхней частью грунта с приданием им гидрофобных свойств — для проведения консервационных работ была использована серия растворов, совмещенных акрилаткремнийорганических соединений марки «Акрисил» с разным процентным содержанием акрилатов и кремнийорганической составляющей (5, 30 и 50%). Консервационные работы проводились по поверхности всех трех живописных композиций 2,5% раствором Акрисил 50А в смеси органических растворителей.

Укрепление шелушений красочного слоя на центральной композиции «Семья» проводилось в 2 этапа: 1 — предварительная пропитка 2,5% раствором Акрисил 50А в зависимости от состояния и толщины укрепляемого слоя (1—3 пропитки мокрым по мокрому); 2 — обработка 5% раствором Акрисил 70А в смеси органических растворителей (1—2 пропитки мокрым по мокрому).

Расчистка всей стенописи от поверхностных загрязнений проводилась после укрепления распылений и шелушений красочного слоя. Подтеки побелки и плотные слои набрызгав фасадной покраски были удалены с помощью скальпеля всухую после предварительного размягчения изопропиловым спиртом. Пылевидные загрязнения и копоть удалялись с поверхности ватно-марлевым тампоном, смоченым органическим растворителем — изопропиловым спиртом. После расчистки и обработки растворителем красочный слой был дополнительно укреплен 2,5% раствором Акрисил 50А.

На выбранных участках композиций «Семья» и «В кузнице» 10% раствором Акрисил 95А были подклеены отслаивающиеся в результате морозного выветривания участки грунта с красочным слоем и выполнено подведение реставрационного грунта (в случае его утраты) на этом же составе в смеси с тонкодисперсным наполнителем. Выборочно было проведено аварийное укрепление деструктированных участков грунта вдоль тонких трещин инъектированием 10% раствора Акрисил 95А.

В течение трех недель после укрепления красочного слоя и грунта стенопись предохранялась от прямого попадания влаги.

В результате использования растворов совмещенных акрилаткремнийорганических соединений марки «Акрисил», поверхность красочного слоя была укреплена и приобрела гидрофобные свойства, необходимые для защиты стенописи от неблагоприятных атмосферных воздействий — основного фактора разрушения красочного слоя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Анисимов А.И. Наш Политехнический музей. М., 2004; Москва. Архитектурный путеводитель. М., 1997.

2. Бартенев Н.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

3. Иванова А.В. Реставрация настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Научный реф. сб. М., 1977. Вып 2. С. 27-28.

4. Иванова А.В. Сравнительное рассмотрение методик реставрации настенной живописи в памятниках древнерусского зодчества // Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. Сб. науч. ст. М., 1987. № 15. С. 127-129, 131.

5. Некрасов А.П., БалыгинаЛ.П. Материалы

и методы реставрации монументальной живописи. Владимир, 1997. С. 65.

6. Гордюшина В.И., Малачевская Е.Л., Федосеева 1С, Медведева Л.В. Материалы для восполнения утрат музейных экспонатов из дерева и деревянной основы живописи //Художественное наследие. М., 2005. Вып. 22. С. 81-84.

7. Федосеева Т.С., Малачевская Е. Л., Гордюшина В.И. Методические рекомендации по укреплению штукатурного основания и мелящего красочного слоя стенописей восточного фасада Успенского собора Московского Кремля. Сб. метод, рекомендаций. М., (в печати).

8. Изучение влияния современных укрепляющих материалов на свойства системы: штукатурное основание - живопись. Отчет Лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР по теме 2.8.2 за 2003 год.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №23(53)РИО. ГосНИИР. М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.