ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Поскольку произведения искусств, как культурные и материальные ценности, принадлежат всему человечеству и призваны жить в веках, все реставрационные действия, производимые над ними, должны отражаться в своего рода «истории болезни» за подписями ответственных лиц, с наглядной иллюстрацией всех процессов. Таковой обычно служит фотография в различных ее видах: фактурная съемка, микросъемка, рентгеносъемка и т.п.

Перед такой ответственной операцией, как, например, дублирование, нужно обратить внимание на оборотную сторону холста, которая будет навсегда закрыта новым холстом. Очень часто на обороте картины имеются различные пометки, оригинальные подписи, удостоверения и пр. При атрибуции вещицей все это бывает очень ценно. Следовательно, в таких случаях необходимо сфотографировать оборотную сторону холста в целом или деталях и отпечаток сохранять при документах. Иногда приходится снимать кальку с какой-нибудь подписи. Самые дефекты картины, наиболее выраженные, должны быть также засняты возможно яснее и показательнее.

В ходе реставрационного процесса пробные расчистки лака, записей и т.п. также должны находить свое отражение. Кроме того, чтобы проследить, прогрессирует ли во времени кракелюр (главным образом асфальтового или масляного происхождения) весьма целесообразно фотографировать детали в натуральную величину и датировать сделанные снимки.

При поступлении картины в реставрационную мастерскую, если она не имела паспорта, он обязательно должен быть составлен реставратором или научным сотрудником в виде особого описания. Для однотипности документации картин в реставрационных мастерских Государственной Третьяковской галереи принята схема научно-технического описания, разработанная А. А. Рыбниковым.


СХЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАРТИН

№..................................................................................................

Автор ............................................................................................

Название......................................................................................

Обмер ...........................................................................................

Материал основы.........................................................................

Материал живописный................................................................

Общее состояние картины..........................................................

Угроза со стороны........................................................................

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ

Общее состояние.........................................................................

Угроза ближайшая.......................................................................

Характер красочного слоя...........................................................

а) преобладание корпусности или лессировок....................

б) обработка светов, теней и полутеней...............................

в) массив................................................................................

г) фактурные особенности (где)...........................................

ЛАК

Общее состояние.........................................................................

Отдельные особенности..............................................................

ГРУНТ

Материал......................................................................................

Общее состояние.........................................................................

ХОЛСТ

Общее состояние.........................................................................

Зерно в 1 кв. сантиметре.............................................................

Плотность ....................................................................................

Кромки .........................................................................................

ПОДРАМНИК

Качество.......................................................................................

Норма натянутости......................................................................

Гвозди...........................................................................................

СЛЕДЫ БЫВШЕЙ РЕСТАВРАЦИИ

Смытость (лака, живописи)........................................................

Заделка прорывов (место, размер, характер).............................

Заделка трещин осыпей, выпадений краски (место, размер,

характер) ......................................................................................

Записи (место, размер, характер)................................................

Дублировка или перевод (качество и сохранность)...................

Закрепления .................................................................................

ПОРОКИ И БОЛЕЗНИ КАРТИН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ

а) Кракелюр (характер, размеры и выраженность, причины: время, механическое воздействие, повторные прописки, болезни красок, влияние холста, лака и пр.).............................

б) Связь красочного слоя с грунтом...........................................

в) Выпадения, царапины (размер, место, характер)..................

г) Особые замечания....................................................................

ЛАК (пороки)...............................................................................

ГРУНТ (пороки)..........................................................................

ХОЛСТ (пороки ткани, разрывы - размер, место, причины)....

ЗАГРЯЗНЕНИЕ КАРТИНЫ......................................................

Год, месяц и число.......................................................................

Обследование производил..........................................................

(подпись)

 


Перед реставрацией картины мастер совместно с руководителем мастерских устанавливают характер будущей работы. В особенно ответственных случаях вопрос решается специальной комиссией, которая собирается, кроме того, иногда и в процессе работ. Помимо сделанного описания, составляется еще протокол реставрации, к которому описание прилагается. Форма протокола удачно составлена в Гос. Эрмитаже, она применяется в последнее время и в Государственной Третьяковской галерее.

 

Наименование мастерской........................................................

Реставратор №...........................................................................

ПРОТОКОЛ РЕСТАВРАЦИИ

I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ:

а) Инвентарный №..............................................................................

б) Автор................................................................................................

в) Школа...............................................................................................

г) Название...........................................................................................

д) На какой основе исполнено............................................................

е) Техника.............................................................................................

ж) Размер..............................................................................................

II. ВРЕМЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАСТЕРСКУЮ............................................

III. ОТКУДА ПРЕДМЕТ ПОСТУПИЛ И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ.........

IV. СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В МАСТЕРСКУЮ...............................................................................

V. ПРЕЖНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД СОСТОЯНИЕМ ПРЕДМЕТА............

VI. ДАННЫЕ О РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТА ДО ЕГО ПОСТУПЛЕНИЯ В МАСТЕРСКУЮ.................................................................................................

VII. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И ЕГО СОСТОЯНИЯ (см. описание)....................................................................................................

VIII. ЗАДАНИЯ ПО РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТА........................................

IX. ОПИСАНИЕ ПРОДЕЛАННОЙ РЕСТАВРАЦИИ

а) по технической части......................................................................

б) по живописной части.....................................................................

X. ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ

а) по технической части......................................................................

б) по живописной части.....................................................................

XI. НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ...................

XII. ФОТОГРАФИИ

а) до реставрации (негатив)................................................................

б) в процессе реставрации..................................................................

в) по окончании реставрации.............................................................

XIII. ПОДПИСЬ ЗАВ. МАСТЕРСКОЙ...........................................................

XIV. ПОДПИСИ РЕСТАВРАТОРОВ................................................................

XV. ПОДПИСЬ НАУЧНОГО СОТРУДНИКА ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ........


В тех случаях, когда имеются отдельные постановления комиссии, стенограммы, заключения экспертизы, микро- и рентгеноснимки, их вкладывают в протокол.

Негативы с одним из отпечатков регистрируются в книге фототеки и хранятся в специальных коробках. Второй отпечаток прилагается к протоколу. Все протоколы, как важные документы, бережно сохраняются в делах музея. Целесообразно вести картотеку, по которой можно всегда быстро получать справки, связанные с «технической биографией» картины.

Первоисточник: 
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.