ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Реставрация пергаментных листов греческой рукописи X в. с использованием стола низкого давления

Киреева В.Н., Шарапова И.С., Захарова А.В.

В статье изложен опыт работы по распрямлению и восполнению утрат пергамента с использованием стола низкого давления.

В отделе реставрации рукописей ГосНИИР в 2001 г. была отреставрирована греческая рукопись X в. из фондов РГАДА (ф. 1607, № 16).

Рукопись представляет собой фрагменты из Сборника полемических сочинений (Государственный исторический музей, Син. гр. 394), написанного в 932 г. писцом Стилианом для епископа Арефы Кесарийского. Фрагменты из РГАДА содержат два произведения авторов IX в.: «Краткий летописец» патриарха Никифора (лл. 2-7 об.) и «Слово о волеизъявлениях Христа» из «Амфилохий» патриарха Фотия, с комментариями Арефы Кесарийского (лл. 8-19 об.) Эти листы были вырезаны из рукописи Син. гр. 394 профессором Х.Ф. Маттеи, работавшим над описанием греческих рукописей московской Синодальной библиотеки и библиотеки Синодальной типографии в 1773-84 гг., и проданы в Дрезденскую библиотеку в 1788 г. Кража была разоблачена С.А. Белокуровым и О. Фон Гебхардтом только в конце XIX в. После Второй мировой войны наши листы вернулись в Москву [1-5].

Причиной для реставрации рукописи послужило ее неудовлетворительное состояние сохранности: деформация, биологические повреждения, многочисленные поверхностные загрязнения и затеки (рис. 1, 2).


Рис. 1. Листы рукописи до реставрации.
Рис. 2. Фрагмент листа рукописи до восполнения утрат.
Рис. 3. Лист рукописи после восполнения утрат

Перед реставрацией был проведен целый ряд исследований пергамента и чернил текста. Пергамент был исследован методом микроскопии в отраженном свете (МБС-9) и проходящем поляризованном свете (микроскоп Полам Р-112). Для дополнительного исследования пергамента был использован метод микрохимического анализа. В результате исследований установлено, что листы рукописи написаны на пергаменте с гладкой лощеной поверхностью. Пергамент со временем пожелтел, в настоящее время имеет низкую механическую прочность. На его поверхности обнаружено слабое покрытие белковой природы. Аналогичные покрытия белковой природы, как показывают наши исследования, характерны для византийского пергамента [6]. Для покрытия византийского пергамента использовался яичный белок, модифицированный углеводными связующими. Из какого именно белкового материала выполнено покрытие пергамента рукописи, установить не удалось, т. к. при отборе покрытия, имеющего очень незначительную толщину, в отбираемую пробу неизменно попадали волокна пергамента, которые искажали результаты исследования.

Исследование чернил текста методом микрохимического, гистохимического анализа и методом тонкослойной хроматографии показало, что текст выполнен чернилами на основе сажи, а в качестве связующего использована камедь. Из выше изложенного следует, что чернила неустойчивы к водной обработке.

С учетом низкой влагоустойчивости чернил и неудовлетворительного состояния сохранности самого пергамента, для устранения деформации листов данной рукописи был использован стол низкого давления (рис. 4).


Рис. 4. Стол низкого давления

Вместо традиционной многослойной подложки из влажной марли и фильтровальной бумаги в данном случае был использован материал «Гортекс». Достоинство этого материала состоит в том, что он пропускает влагу только в одну сторону, небольшими порциями. На поверхность стола низкого давления укладывается упомянутый материал, волокнистая сторона которого увлажняется. Затем на «Гортекс» укладывается лист пергамента, который покрывается фильтровальной бумагой. Поверх фильтровальной бумаги накладывается латексное покрывало. Прижимное усилие, производимое латексным покрывалом, которое контролируется с помощью манометра стола низкого давления, наращивается постепенно. Разглаживание пергамента производится руками через латексное покрывало. После распрямления лист пергамента помещается между синтетическими сукнами, а поверх верхнего сукна накладывается латексное покрывало, при этом стол низкого давления работает при максимальном разряжении. Далее лист пергамента помещается в пресс между шерстяными сукнами до окончательного высыхания и получения стабильного состояния.

Восполнение утрат производилось также с помощью стола низкого давления методом доливки. Поскольку чернила неустойчивы к водной обработке, доливку пергаментного листа старались произвести с минимальным увлажнением. Для этого в латексном покрывале проделывалось отверстие, слегка превышающее по размеру доливаемый участок. Поскольку латексное покрывало достаточно редкий и дорогой материал, можно комбинировать его с пленкой силиконизированного гастофана. Берется силикони-зированный гастофан, в котором вырезается отверстие соответствующего диаметра, пространство вокруг силиконизированного гастофана закрывается латексным покрывалом. Чтобы доливочная масса на площади утраты задерживалась на уровне пергамента, а не проскакивала через перфорированные отверстия стола, под утрату подкладывается какой-либо материал, пропускающий воду, но не пропускающий доливочную массу. В качестве подложки можно использовать обычный швейный синтетический бортовочный материал или синтетический перфорированный материал, используемый в садоводческой практике как укрывной материал. Оба этих материала легко пропускают воду и не создают фактуры на долитом участке.

Мы внимательно изучили рецепты доливочной массы, разработанной нашими зарубежными коллегами. Основу материала, предложенного ими, составляли волокна пергамента и смесь волокон японской бумаги. К сожалению, в нашем распоряжении нет ни достаточного количества пергамента надлежащего качества, ни необходимых для этих целей сортов японской бумаги. Поэтому мы вынуждены были искать адекватные заменители. Японскую бумагу мы заменили хлопковой бумагой, которую изготавливают в Федеральном центре консервации библиотечных фондов при РНБ. Волокна пергамента мы заменили волокнами обезжиренной сыромятной кожи. На основе этих двух наполнителей была изготовлена доливочная масса следующего состава: крошка сыромятной кожи - 4 г; хлопковая бумага - 6 г; 10%-ный раствор карбоксилметилцеллюлозы - 5 мл; 4%-ный раствор пергаментного клея - 20 мл; дистиллированная вода - 400 мл; этиловый спирт - 100 мл.

Пульпа из измельченной бумаги и крошки сыромятной кожи замачивается на трое суток в дистиллированной воде. Затем замоченная бумага с сыромятной крошкой перемешивается и измельчается в бытовом блендере до однородной массы. После измельчения и непосредственно перед доливкой в пульпу добавляются проклеивающие вещества и спирт. Разнообразие цветов бумаги позволяет приблизиться к цвету доливаемого пергамента. Физико-механические свойства полученного реставрационного материала, как показали проведенные испытания, весьма удовлетворительны.

Доливка пергамента с использованием вышеописанной водной пульпы производилась через отверстие в латексном покрывале, из пипетки или непосредственно с ложки, при регулировании вытяжного усилия стола низкого давления посредством перепускного крана. При этом следует отметить, что увлажняется лишь очень узкая полоска по границе доливаемого участка. После доливки восполненный участок накрывается слоем любого из названных выше материалов или слоем синтетического сукна. Поверх для ускорения сорбции влаги кладется несколько слоев фильтровальной бумаги. Затем вся эта конструкция накрывается еще одним слоем латекса без отверстий и слегка прессуется на столе. После прессования все верхние слои удаляются, и восполненный долитый участок окончательно высушивается посредством потока теплого воздуха, дополнительно создаваемого феном через отверстие в латексном покрывале. В процессе работы лист пергамента находится в растянутом состоянии под прессом первого латексного покрывала. Как показали последующие микроскопические исследования, специфическая структура пергамента не претерпела какого-либо изменения - сохранилась плоскопараллельная направленность волокнистых слоев, характерная для пергамента. Восполненные доливочной массой участки прочно соединены с реставрируемым пергаментом (рис. 3).

Обследование листов, отреставрированных методом доливки два года тому назад, показало: граница соединения не нарушена, пластичность материала сохранилась, значение водородного показателя находится на прежнем уровне.

Литература

1. Georgius Syncellus et Nicephorus Constantinopolitanus Patriarcha. Ex rec. G. Dindorfii. Bonnae, 1829. I. P. 737-754.

2. Photius Constantinopolitanus Patriarcha. Amphiochia, sive in sacras litteras et quaestiones diatribae / J.P. Migne. Patroiogiae cursus completus. Series graeca. Paris, 1860. T. 101. Col. 506-542.

3. Белокуров С.А. К истории духовного просвещения в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1899. С. 3-22, 142-149, DXIV-DVI.

4. Архимандрит Владимир (Филантропов). Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Часть I: Рукописи греческие. М., 1894. С. 296-301.

5. Фонкич Б.Л., Поляков Ф.Б. Греческие рукописи синодальной библиотеки. Палеографические, кодикологические и библиографические дополнения к каталогу архимандрита Владимира (Филантропова). М., 1993. С. 83-84.

6. Kireeva V. Examination of Parchment in Byzantine Manuscripts// Restaurator. 1999. P. 39-47.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №21(51)РИО. ГосНИИР – М. 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.