Арханегл Михаил

Аватар пользователя Платонова Мария
Арханегл Михаил
Фото до реставрации: 
Арханегл Михаил
Арханегл Михаил
Фото в процессе реставрации: 
Арханегл Михаил
Арханегл Михаил
Фото после реставрации: 
Арханегл Михаил
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние красочного слоя и грунта и основы. Цель: выполнение полного комплекса реставрации.

Историческая справка: 

Икона поступила из частного собрания.

Состояние до реставрации: 

Лицевая сторона
1. Основа.
Древесина основы плотная, светлая, просматривается в местах утрат авторского красочного слоя:
a. В правом нижнем углу по краю доски (0,4х0,5см).
b. В левом нижнем углу (2,1х0,6 см).
c. В правом верхнем углу по краю доски (0,6х0,7 см).
2. Паволока.
Паволока льняная, среднезернистая, полотняного плетения, белая, загрязненная, просматривается по краям утрат красочного слоя и грунта по нижнему и верхнему полю. Края паволоки махрятся.
3. Грунт.
Меловой, белый, загрязнен, просматривается в местах утрат красочного слоя по всей поверхности иконы:
a. В центральной части, по стыку досок основы (11,5х1,9 см).
b. На нимбе и лике Спасителя (0,4х0,2 см).
c. На плече повергнутого Архангелом Демона (1,5х0,8 см).
d. В плевом нижнем углу иконы на поле (4,9х0,8 см).
Вздутия авторского грунта с красочным слоем наблюдаются на полях иконы и по краю утрат грунта и красочного слоя. Связь грунта с доской неудовлетворительная по всей поверхности, среднесетчатый кракелюр грунта вертикального направления. Грунт порошится по гребням кракелюра.
4. Красочный слой
Красочный слой плотный, тонкий. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Утраты красочного слоя:
a. На золоченом фоне группа мелких утрат и потертостей, наибольшие из которых в левом верхнем углу фона (2,1х0,1см);
b. На изображении пейзажа (0,4х0,4; 0,2х0,5см);
c. На изображении облаков (0,9х0,2; 0,1х0,2см);
d. На изображении коня (0,3х0,2; 0,3х0,1см);
e. На полях иконы группа мелких утрат, наибольшая из которых 0,5х0,7 см в центральной части нижнего поля.
По поверхности иконы среднесетчатый кракелюр красочного слоя вертикального направления с приподнятыми краями с угрозой осыпи.
5. Лаковая пленка
Неравномерная, толстая, имеет желтоватый оттенок. Утраты лаковой пленки соответствуют утратам красочного слоя и грунта.

Методика: 

VI. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ
Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Укрепление красочного слоя и грунта.
2. Подведение реставрационного грунта в местах утрат авторского красочного слоя.
3. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки.
4. Регенерация лаковой пленки.
5. Тонирование реставрационного грунта.
6. Покрытие иконы лаком.
Фотофиксация иконы до реставрации.
Укрепление красочного слоя и грунта осетровым клеем. На небольшие участки бучений красочного слоя мягкой кистью наносится теплый 3% водный раствор медово-осетрового клея*, накладывается лист папиросной бумаги, который разглаживается ватным тампоном. Поверхность прогрета утюгом (t=60°С). Острой тонкой иглой делаются несколько проколов грунта и красочного слоя (для выдоха воздуха) и один под углом 30°. Шприцем в них подводится 6% клей. Поверхность выравнивается фторопластовым шпателем, просушивается теплым утюгом (t=50°С) через фильтровальную бумагу. На участок устанавливается сухой пресс на 12 часов. В результате укреплены все вздутия. Через 3 дня папиросная бумага удалена с поверхности иконы.
Подведение реставрационного грунта в местах утрат авторского. Поверхность открытой доски проклеивается 3% клеем. Просеянный отмученный мел смешивается с теплым 6% раствором осетрового клея. Грунт наносится скальпелем в пределах утрат, излишки с красочного слоя удаляются туго отжатым ватным тампоном. По высыхании грунт шлифуется шкуркой № 1, а полируется войлоком.
Утоньшение и выравнивание лаковой пленки проводилось составом 3 пинена:1спирт на всей поверхности иконы.
Регенерация лаковой пленки проводилась ящиком Петтенкофера (2х3см) со спиртом. Экспозиция ящика 2 минуты.
Тонирование реставрационного грунта. Реставрационный грунт был тонирован масляными красками в тон авторского красочного слоя. Выполнялось в 2 этапа с раствором 1/2 мастичный лак/пинен тонкой беличьей кистью.
На подготовленную под позолоту поверхность (загрунтованная утрата дважды покрыта масляным лаком) наносится лак мордан, через 1,5 часа данный участок золотится листовым сусальным золотом. Через сутки золото тонировалось акварельными красками и твореным сусальным золотом по цвет авторского сусального золота.
Поверхность иконы покрыта составом 1 лак:2 пинена.
Фотофиксация иконы после реставрации.
*Здесь и далее используется осетровый клей (1:1 с медом и катамином – АБ 0,01%) в разных процентных содержаниях.

С уважением, Мария Платонова, Реставрация икон и картин www.art-wizard.info т. (812) 931-34-38

Средняя оценка
(14 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
232
points

Отличная работа. Но всегда интересно какие трудности были встречены в работе или все гладко прошло? А золото тоже укреплялось? Вопрос: зачем вы добавляли мед в клей? Я всегда думала, что это делается только в реставрации масла:)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

219
points

margarith пишет:
Отличная работа. Но всегда интересно какие трудности были встречены в работе или все гладко прошло? А золото тоже укреплялось? Вопрос: зачем вы добавляли мед в клей? Я всегда думала, что это делается только в реставрации масла:)
 
для пластификации клея (ради сохранения эластичности клеевой плёнки+катамин, как антисептик)

235
points

Золото укреплялось таким же способом, как и вся остальная икона.

С уважением, Мария Платонова, Реставрация икон и картин www.art-wizard.info т. (812) 931-34-38

Отправить комментарий

эк_пертиза:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.