ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Коварская С.Я.

Важной составной частью интерьера храмов России начиная с XV в. является иконостас. Отделяя алтарь от основного пространства, он предстает как законченная монументальная композиция, составленная из нескольких ярусов икон.

Иконостас Успенского собора, сложившийся к XVII в., на протяжении своего существования претерпел вместе с собором разрушения, пожары, восстановления (ил. 1).


Ил. 1. Интерьер Успенского собора Московского кремля. Рисунок К. Рихау. Публ. по: Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. М., 1856.

Несмотря на обширную литературу об истории иконостаса Успенского собора Московского Кремля ', вопрос о реставрациях XIX в. почти не затрагивался. В 1881—1882 гг. была проведена одна из самых значительных реставраций иконостаса. Прежний иконостас, обитый металлом, существовал с 1813 г. Ни состояние сохранности, ни декор этого иконостаса уже не могли соответствовать программе обновления интерьера собора в конце столетия. Возникла необходимость обновления декора иконостаса. По желанию императора Александра II реставрацию осуществляла «Комиссия по возобновлению Успенского собора», в которую входили: граф А. С. Уваров, А. Н. Потемкин — обер-прокурор Синодальной конторы, протопресвитер собора Богословский, историк И. Е. Забелин, члены археологического общества — В. Е. Румянцев, А. А. Мартынов, архитектор Д. Н. Чичагов, исполнитель работ мануфактур — советник П. А. Овчинников.

Главной задачей всех Комиссий конца XIX — начала XX в. было «постоянное наблюдение за сохранением древних памятников от искажения и уничтожения и забота об их восстановлении согласно требованиям истории и археологии»2. Чрезвычайно важна была строгая обязательность постановлений Комиссии для лиц, ведущих реставрационные, ремонтные и строительные работы, что обеспечивало высокую результативность ее деятельности. Комиссия собиралась два раза в месяц и по докладу производителя работ решала все возникающие вопросы — научные, археологические, художественные, инженерные, финансовые, фиксируя свои решения в протоколах, докладах, записках, таблицах. Деятельность Комиссии зафиксирована в 140 документах, 31 журнале. Эти документы, раскрывающие шаг за шагом ход работ, дискуссии по принципиальным и практическим вопросам, хранятся в РГИА, РГАДА, музее Московский Кремль. Они представляют огромный интерес и позволяют проследить не только поэтапность и скрупулезную отчетность работ, но и уточнить объем и характер работ, выполненных художником Д. Н. Чичаговым и московской ювелирной фирмой П. А. Овчинникова в 1881—1883 гг.

Прежде чем приступить к реставрации, Комиссия предприняла ряд организационных мер. «Для точного сохранения вида иконостаса» она поручила художнику М. М. Панову сделать фотографические снимки иконостаса 1762 г. с гравюры времени Екатерины II, сохранившейся в Министерстве иностранных дел, детальный снимок царских врат и киота для иконы «Богоматерь Владимирская», детальный снимок басмы, снятой с тябла иконостаса, а также чеканки с иконы «Св. Троица» в 3-м ярусе, который послужил образцом для оклада 1813 г.3. Заведению гравирования К. Рихау заказали исполнить штемпель: «Успенский соборъ реет. 1882» и 10 стальных пломбиров размером от 0 до 9 для сдаваемых серебряных окладов. Комиссия также договорилась с московской фабрикой В. Алексеева о покупке серебра для окладов и тябл4. Синодальная контора обратилась в московское полицейское управление, чтобы оно дало согласие на присутствие полицейских чинов (по два каждый день) в соборе для наблюдения за порядком. Они также должны были опечатывать собор печатью полицейского управления на ночь во время реставрационных работ5.

В конце декабря 1881 г. была образована Хозяйственная комиссия в лице обер-прокурора Синодальной конторы, старосты собора, двух сакелариев, архитектора. Она должна была осуществлять надзор за сохранением соборного имущества, безопасностью работ по снятию икон и тябл6. Ответственность возлагалась на архитектора Д. Н. Чичагова под присмотром Археологического общества в лице статского советника И. Е. Забелина. Кабинет императорского двора установил 112000 руб. из коронационных денег на расходы по ремонту собора и предложил Археологическому обществу приступить к составлению подробных рисунков, чертежей и смет7.

Комиссия по реставрации представила проект восстановления иконостаса в Кабинет императорского двора, на котором 26 октября 1881 г. рукою императора Александра II было написано: «...согласен, но по возможности не менять старый оклад и старинную живопись»8.

Архивные документы, хранящиеся в РГАДА, РГИА, музее «Московский Кремль», а также отчет члена комиссии В. Е. Румянцева позволили представить иконостас Успенского собора 1813 г. В частности, Комиссия констатировала, что иконостас 1813 г. был обложен по нижнему поясу и всем верхним тяблам новыми серебряными, позолоченными очень тонкими листами басменной работы. По рисунку басмы определили, что она была выполнена по образцу «басмы древней». На столбиках между иконами во всех верхних тяблах иконостаса рисунок басмы был в виде виноградных кистей9. В 1813 г. был отреставрирован и киот, вмещающий икону «Богоматерь Владимирская». На створах его с наружной стороны было 6 образов: двухчастное «Благовещение» и четыре евангелиста. Верх киота был устроен в виде бочки с выпуклыми боками и килевидным возвышением посередине, на котором помещался восьмиконечный крест (ил. 2)10. Комиссия отметила также, что на царских вратах был чеканный травный рисунок; под аркою были капители; на коруне выложены были по золоченому серебру белые прорезные травы, между которыми находились три чеканные иконы: посередине — «Распятие», по сторонам — «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Над коруною, под первым тяблом, стояли четыре образа «Достойно есть» 11.

При осмотре соборного иконостаса в 1881 г. Комиссия отметила, что «весь иконостас, в том числе цоколь, деревянные резные вызолоченные арки над дверями, рамы икон, киот, царские врата, корона с сенью, поперечные брусья иконостаса и металлические приборы, поддерживающие кронштейны паникадил, по своей ветхости представляют неблагожелательный вид» 12. К 1881 г. на царских вратах никаких икон на створах не было; чеканный рисунок на вратах был заменен; капителей под аркой не было; иконы на коруне, а их было три — утрачены; над коруною, под первым тяблом, четырех образов «Достойно есть» не было (ил. 2) 13.


Ил. 2. Киот для иконы «Богоматерь Владимирская». Рисунок К. Рихау. Публ. по: Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. М., 1856.

Комиссия предложила на новых изготовляемых листах воспроизвести чеканом рисунок с венцов иконы «Св. Троица» (3-й ярус, правая сторона), как это было в 1813 г., а для столбиков между иконами взять рисунок с медного шатра 1624 г., устроенного в соборе при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете, для оформления первого яруса за образец были взяты деревянные столбики царского места Ивана Грозного (XVI в.). Комиссия определила, что царские врата должны были состоять из следующих частей: створы, над ними сень, над сенью — коруна с тремя заостренными завершениями в средней части и по углам. По сторонам врат — два узких столба. Коруна, сень, столбы должны были быть обиты басменным золоченым серебром, как и другие части иконостаса, а створы — чеканным серебром 14.

Московская Синодальная контора 19 ноября 1881 г. заключила контракт с мануфактур-советником П. А. Овчинниковым на изготовление для иконостаса Большого Успенского собора нового серебряного оклада, а также на реставрацию и позолоту, а также и перепозолоту имеющихся в соборе старых серебряных окладов на сумму 80.739 руб. По условию договора Синодальная контора приняла залог от мануфактур-советника — движимое имущество (золотые и серебряные вещи, находящиеся в магазине фирмы, на сумму 100 тыс. руб.)15.

В договоре П. А. Овчинников принял на себя «обязательство изготовить на своей фабрике (г. Москва, Рогожская часть, 1 квартал, дом Лежнева) все работы по ремонту главного иконостаса» 16. Далее он уточнял, сколько и какого ему нужно серебра (слитки только 84 пробы) и для каких частей иконостаса: царских врат, киота от иконы «Богоматерь Владимирская», для рам всех образов 1-го яруса и арки малых дверей, тябл всех 4-х ярусов; для всех колонок между образами; для цоколя — итого 2827 четвертины серебряного оклада 17. Он обязался «исправить и перезолотить через огонь все оклады 4-х верхних ярусов, которые предположено оставить старыми, но с условием добавления своего серебра того же чекана и позолоты во время их ремонта». Все работы должны быть «тщательным образом выполнены по рисункам в древнем стиле» 18.

Первоисточник: 
Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.