ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Пуцко В.Г.

Изучение внутреннего убранства русского сельского храма второй половины XVIII в. приходится начинать практически почти с нуля. Притом в условиях, когда безнадежно упущено время, когда в большинстве случаев оказались утрачены иконостасы, без которых русский церковный интерьер немыслим. Но, к счастью, утрачено не все: кроме реально уцелевших сооружений есть фотоснимки и инвентарные описи, в том числе более ранние, чем изобразительный материал.

В России иконостасы сельских храмов интересовали исследователей крайне редко, скорее в исключительных случаях, обусловленных особыми причинами. Неохотно уделяли внимание и церковному искусству XVIII в. вообще, даже в дореволюционные годы. Так, например, Н. А. Сперовский лишь ограничился следующим замечанием: «Как в столичных, так и в провинциальных современных храмах (XVIII—XIXвв.) мы можем встретить иконостасы, устроенные в самых разнообразных архитектурных стилях, украшенные богатыми рамами, прекрасною и затейливою резьбою, колоннами и пилястрами всех ордеров и т. п.»1. Тем более эти иконостасы не могли привлекать исследователей богословских основ иконы2. По словам о. Павла Флоренского, «неспособность совсем четко видеть потустороннее иконописец хочет восполнить сложностью богословских построений; так богословский рационализм соединяется в иконе с типичностью посюсторонних образов, а далее первый вырождается в отвлеченные схемы, условно выражаемые выродившеюся из второй — чувственностью и светской фривольностью. Таков печальный конец в XVIII веке, который тем безотраднее, что нигде, как только в России, изобразительное искусство имело единственную в мировой истории вершину» 3. Но, тем не менее, нашей обязанностью является освещение судьбы многовековой традиции и ее развития в новых исторических условиях.

И еще один взгляд на русский иконостас XVIII в., на этот раз Н. Н. Соболева: «Необычайная пышность этих многоярусных композиций, запутанных, помимо фигур, орнаментов, гирлянд цветов, еще ниспадающими складками резных из дерева драпировок, сменилась в следующий период более стройными формами, заимствованными из стиля Людовика XVI. Беседки, украшавшие великолепные французские парки XVIII века, отразились и на композициях наших иконостасов. Алтарную преграду перестают делать прямой стеной. Ее середину выдвинули вперед в виде полукруглой ионической колоннады, накрытой уступчатым куполом, по карнизу которого, кроме резных украшений в виде ваз с цветами или атрибутами культа, поместили отдельные образа в тонких овальных рамах или же целые изображения Голгофы с предстоящими. Внизу под куполом, между колонн, заняли место царские и боковые двери и местные иконы. Тонкие резные рамки икон представляют собою гирлянды лавровых листьев, перевитых лентами. Среди других деталей преобладают овальной формы как бы обвисшие венки, выступающие между колонн доски невысокого рельефа, прикрепленные по углам плоскими гвоздями, висящие фестонами тонкие драпировки с кистями и бахромой, выемки на панели под иконами в виде эллипсиса или круга и другие украшения, столь обычные на памятниках архитектуры этого времени» 4. Подобная роскошь, конечно, отличает в русской провинции лишь иконостасы богатых городских соборов, а также монастырей, как это имеет место, скажем, в Великом Устюге 5. С разрушенных иконостасов Пермского края и Русского Севера уцелели, в лучшем случае, теперь изучаемые изолированно от ансамбля резные фигуры и царские врата 6. Ряд подобных, характеризуемых Н. Н. Соболевым иконостасов, сохранился в Верхнем Поволжье, и они не так давно были изучены 7.

Если исключить храмы Подмосковья, то южнее сельские иконостасы интересующего нас времени практически утрачены: одни еще в XIXв., другие — в 1930-е гг. Сохранился лишь великолепный, изумительный по исполнению иконостас Спасо-Преображенской церкви с. Спас-Прогнань Жуковского района Калужской области. Пока он по различным причинам не введен в научный оборот.

Калужская епархия учреждена в 1799 г. Вскоре, во исполнение указа, присланного из калужской духовной консистории, была начата инвентаризация церковного имущества, растянувшаяся на несколько лет и выполненная не всегда качественно. Среди сохранившихся документов наиболее интересны охватывающие часть сельских храмов на территории Перемышльскогоу., расположенного на юг от Калуги. К сожалению, ни сами храмы, ни зафиксированные в них иконостасы не датированы, и, по установившейся традиции, во всех случаях указан год освящения, обозначенный на антиминсе. В отношении деревянных церквей можно считать вероятным, что в течение их сравнительно недолгого существования, кроме исключительных случаев, приходилось заменять антиминс новым, чего нельзя сказать относительно каменных сооружений. Более ранние храмы здесь исключены из перечня, а относящиеся ко второй половине XVIII в. приведены в хронологическом порядке. Бросающаяся в глаза некоторая разнотипность иконостасов, думается, обусловлена эстетическими вкусами и социальным положением заказчиков. Следовательно, и их финансовыми средствами, и здесь ответы на возникающие вопросы в будущем может дать история местного землевладения. Пока что приходится полагаться на формальные признаки, отличающие описанные иконостасы.

С. Пятницкое, каменная церковь Спаса Нерукотворного с колокольней, 1750 г. В ней «иконостас сталярной гладкой с цыровкаю, выкрашен разными красками, и местами позлащен». В местном ряду четыре иконы: «1. По правую сторону образ Спаса Нерукотвореннаго, на нем венец и риза кованая серебряная и вызлощена. Южныя двери, на них образ Архидиакона Стефана. 2. Петра Александрийскаго, Сергия Радонежскаго, Александра Невскаго на одной дcке писаны разными красками. 3. По левую сторону Казанския Пресвятыя Богородицы, на ней венец серебряной и убрус шитой. Северныя двери Архистратига Михаила писан разными красками. 4. Образ Николая чудотворца писан разными красками, на нем венец серебряной. Между оными святыми образами царския двери писаны разными красками с цыровкаю и местами позлащены, на них четыре евангелиста и благовещение пресвятыя богородицы писаны разными красками». «Над царскими дверми Сень с цыровкаю разкрашено разною краскою, местами позлащено, в ней образ тайныя вечери». Второй ярус охарактеризован как «первый пояс», с изображениями праздников, и с учетом этого идет последующий отсчет: «Во втором поясе в средине Господь вседержитель, на нем венец сребряной и вызлащен, подле онаго апостолы писаны разными красками, пред ними лампада медная спускная. В третьем поясе в средине киевопечерския богоматери, на ней венец сребряной и позлащен, подле онаго пророки писаны разными красками, пред божиею материю лампада медная спускная. В четвертом поясе в средине Господь Саваоф, на нем венец сребряной и позлащен. Подле онаго праотцы писаны разными красками. В верху Распятие Господне с предстоящими писано на красках, на распятию Господню венец сребряной и позлащен. Пред ним и лампада медная спускная» 8.

Это очень традиционного типа иконостас, и нельзя исключать, что он перенесен сюда из более раннего храма. Ризница небогатая. В храме «имеется в трапезе придел по правую сторону великомученицы Параскевы. Во оном приделе иконостас сталярной гладкой, в оном иконостасе местных образов три: 1. по правую сторону образ Спаса Нерукотвореннаго, на нем оклад и венец и цата сребреныя и вызлощены. 2. Образ великомученицы Параскевы, на нем венец и цата сребреныя, убрус низан жемчугом. 3. Образ тихвинския божия матери, на ней риза и венец сребреная кованая, северныя двери образ архидиакона Стефана писан разными красками. Между оными святыми образами царские двери резные вызлощены, на них образ благовещения пресвятыя богородицы и 4 Евангелиста». Выше — «в средине знамение пресвятыя богородицы, на нем венец сребряной вызлощен, по сторонам онаго пророки, сверху онаго иконостаса Распятие Господне, на нем венец сребреной вызлощен, пред теми образами три лампады медные спускные»9.

К 1750 г. относятся также каменные церкви: двухэтажная в честь Апостола Иоанна Богослова и Николая Чудотворца в с. Антоново (соответственно с особыми иконостасами в 4 яруса и в 2 яруса)10, Николая с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы вс. Л о е ц (иконостасы 4 яруса с карнизами и колоннами и 2 яруса)11. Всемилостивого Спаса с приделом Казанской Пресвятой Богородицы в с. Орля (иконостасы 4 яруса и 2 яруса)12. Деревянная церковь св. Николая в с. Заладужье, того же 1750 г., имела «столярной мало с резбою позлащен» иконостас в 5 ярусов, где «царские двери столярные позлащены, над оными сень резная позлащена и образ тайныя вечери». Перед иконостасом, по-видимому очень почитаемый, «в киоте образ взыскание погибших с затворами писан на красках малой, поля обложены сребром, на ней риза сребреная с финифтом, на оной же деке на полях преподобные...» 13.

Каменная церковь Рождества Богородицы в с. Стол по во, 1751 г., имела более оригинальное внутреннее убранство: «Иконостас столярной по полименту высеребрен, он разделяется на три пояса: в первом на правой стороне Образ Спасителя; над ним — Образ Вознесение Господне. На боковых дверях образ Архидиакона Лаврентия; над ним — Образ Успение Божией Матери. Посредине Царския двери резные высеребреныя с Евангелистами. На левой стороне: Образ Рождество Богородицы; над ним — Образ Введение Богородицы. На боковых дверях образ Архидиакона Стефана; над ним — Образ Святая Троица. Во втором поясе посредине: Образ — вечеря тайная. Над ним двойной образ: 1-й — распятие Иисуса Христа; 2-й Снятие его со креста. На правой стороне: Образ — Богоявление. Образ — Воскресение Христово. На левой: Образ — Рождество Христово. Образ — Преображение Господне. В третьем: Коронование Божией Матери. Над ним резной высеребреный Саваоф... За правым крылосом храмовой образ — Рождества Богородицы. На нем по краям оклад сребреный вызлощеный; семь венцов серебреных и четыре подбородка серебреные ж; подвесы: три креста серебреные, две медали серебреные, из коих 1-я — 1774-го, 2-я — 1790 года; две монеты серебреныя: 1-я в двадцать коп.; 2-я в пять копеек» 14. Удивительное сочетание «стильного», украшенного скульптурой иконостаса и древнего обычая ставить храмовой образ перед солеeй «на поклоне», украшенный привесами, в том числе и медалями, полученными скорее всего владельцем вотчины.

Деревянная церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Акулово. 1753г., показана украшенной иконостасом в 3 яруса («сталярной гладкой разкрашен голубою краскою, во иконостасе царския двери резныя»). Интересен по составу икон местный ряд, в котором «по левую сторону образ Тифинския Божией матери, на нем риза кованая сребреная и вызлощена, вокруг венца в три нитки низана крупным земчугом, также и цата низана земчугом, вокруг онаго образа писаны явления», на боковых дверях изображены пророк Арон и праотец Мелхиседек, наряду с образом Спаса включены иконы недавно канонизированного Димитрия Ростовского, Иоанна воинственника, св. Николая и «Образ Агтырския Божия матери, вокруг онаго образа писаны явления» 15. Изображений Богоматери Ахтырской с чудесами сегодня в иконографии неизвестно, даже на Украине. Эта церковь в 1817 г. была заменена новой 16.

Деревянная церковь Обновления храма Воскресения Господня, 1755 г., в с. Воскресенское с иконостасом в 4 яруса, причем в центре верхнего пророческого изображение Господа Саваофа, а «сверху онаго Распятие Господне резное», хотя сам иконостас гладкий и с одной лишь боковой северной дверью, «на них образ праотца Аарона писан разными красками». Справа от царских врат иконы Всемилостивого Спаса, Иоанна Предтечи и пророка Ильи; слева — Богоматери и свв. Фрола и Лавра. А за левым крыло-сом — «образ Пресвятыя Богородицы, что на Колушке, писан на золоте» 17.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дмитриевское, 1755г., вероятно, тоже была деревянной: ее материал в описи по недосмотру не указан. «Иконостас столярной работы с резьбой и вызлощен»; резные позолоченные и царские врата. Всего 4 яруса, причем в центре верхнего пророческого, состоящего всего лишь из трех икон, образ Богоматери Знамение, по сторонам которой цари Давид и Соломон. В состав местного ряда входят иконы Господа Вседержителя, Покрова, св. Димитрия Солунского, Богоматери Казанской, «Пресвятыя Богородицы что на Калужке» и св. Николая; на дверях изображения архидиакона Стефана и архистратига Михаила. И, по традиции, «за правым клиросом образ Пресвятыя Богородицы Покров, на ней венец и цата сребреныя позлащены» — храмовый 18. Деревянная церковь св. Николая пригородка Воротынcка , 1755 г., с иконостасом тоже в 4 яруса, увенчанным изображением Распятия; в верхнем ярусе «цари и пророки, в средине их образ Господа Саваофа». В местном ряду справа от царских врат лишь иконы Спаса и св. Николая (на нем «привесу два креста»), а слева — Богоматери Одигитрии («при ней занавес и пелена тавтяная на пелене крест мишурной большой»), Богоматери Тихвинской, пророка Ильи, свв. Фрола и Лавра, а также северные двери с изображением архидиакона Стефана 19.

Опись деревянной церкви Архистратига Михаила в с. Заболотье, 1756 г., упоминает иконостас «столярной мало покрашен о четырех поясах», но при его описании деисусный ряд, по-видимому, пропущен, и сразу после второго пояса с 9-ю образами двунадесятых праздников указано: «в третьем поясе цари и пророки; в средине их знамение Богородицы. В верху распятие Господне, с предстоящими, Богоматерию и Иоанном Богословом». В местном ряду рядом с иконой Спаса «Образ Архистратига Михаила, на коем венец серебреной, оклад по краям медной, еще на том же образе семь венцов медных и две цаты; привесы: два креста, полуполтинник и двугривенник», образ пророка Ильи, а слева от царских врат «Образ Одигитрия Пресвятыя Богородицы; на ней венец медной и цата и убрус шитой серебром, в коем звезда земчужная — из мелка-го земчуга, и двое серег серебреных» и образ Вознесения Господня 20. Похоже, что иконостас собран из более ранних икон, по крайней мере частично, включив в свой состав местночтимые.

Каменная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы в с. Высокое, 1760 г., имела «иконостас сталярной работы: гладкой, выкрашен зеленою краскою с позлащенными карнизами, в нем в тумбах изображения евангельских притчей. Царския врата резныя, на оных посреде образ благовещение богоматери и архангел Гавриил в клейме, по сторонам четыре Евангелиста». Иконостас можно считать в 3 яруса, хотя здесь фактически нет воспроизведения традиционной схемы: «В первом поясе по правую сторону образ Всемилостиваго Спаса, на нем венец сребреной с лучами. Двери южные, на них святаго пророка Аарона. Подле оных образ Димитрия ростовского чудотворца без окладу и венца. Образ Смоленския божия матере в киоте сътворчатом, на оной венец и цата сребреныя позлащены, под венцом и между цаты покрывало зеленое и оклад по полям сребреной позлащен, на оном привешено сребреныя серги с земчугом. Во оном же киоте наверху образ Господа Вседержителя, на нем венец, и цата сребреныя позлащены, на створах святых 15 венцев сребреных позлащены. По левую сторону Образ Казанская божия матере храмовой, на нем риза сребреная, венец сребреной позлащены, на венце три камня, вокруг лица Ея обнизано земчугом, и цата земчужная, с разным бисером, около венца, обведено две нитки и вокруг лица превечнаго младенца одна крупнаго земчугу, по полям изображены разные явления, вокруг оклад сребреной позлащен, на оном образе привесу двое серег сребреных, одни с зелеными камнями и по два зерна крупнаго земчугу, другие насыпные мелкими камешками: ковчежец закрытой... на нем изображено распятие, два креста створчатыя древянныя, обложены сребром и вызлощены, во одном мощи святых апостол Варфоломея, Тимофея и Матфея, во другом апостола Варнавы, Игнатия Богоносца, на крестах два херувима сребреныя позлащены. Сребреная звездица. Крест зеленаго камня обложен сребром и по оном белыя зерна, крестик малой сребреной, одинатцать копеек сребреных с позолотою, три сребреных креста. Северныя двери святаго пророка Мелхиседека. Подле оных образа мученицы Анисий, мученицы Прасковия на стене без окладов и венцов... Над царскими враты Дух Святый в сиянии позлащен. Над оным сень резная позлащена и в ней Тайная вечеря. По сторонам двунадесятныя праздники; во втором поясе: посреде сияния чаша, по сторонам дванадесят апостолов. В третьем поясе: образ воскресения Христова, по сторонам страсти Господни в резных клеймах, в верху на кресте распятие Господне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом резныя» 21.

Из приведенного описания можно заключить, что иконостас выполнен по индивидуальному проекту, автор которого, учитывая пожелания своего богатого заказчика, стремился придать сооружению черты пышности и одновременно предусмотрел помещение в местном ряду семейных древних икон с их драгоценными привесами. Эта церковь находилась в вотчине Хитрово. В церкви существовал еще придел Иоанна Воинственника, по левую сторону, имевший иконостас «сталярной работы выкрашен зеленою краскою с позлащенною резбою», в 2 яруса. И здесь должен быть в местном ряду выделен «образ великомученика Иоанна Воина, на нем риза серебреная и венец сребреной, на нем крест древянной обложен сребром, в нем от разных святых мощей, по полям изображения его страданий» 22. Второй придел благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца тоже имел иконостас в 2 яруса, но так и не был освящен.

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Слободка, 1762г., оказалась украшенной иконостасом в 4 яруса «гладкой с малою резбою и местами позлащен», имевшим «на завороте за правым крылосом Явление Божия Матери что на Калушки писан на красках»23. В деревянной церкви св. Николая Чудотворца, 1763 г., в с. Борщево «иконостас столярной гладкий, по местам высереблен. В оном иконостасе царские двери написанные на красках, по краям высереблены», в 4 яруса, а «наверху иконостаса Распятие Господне. С правой стороны образ Иоанна Предтечи, а с левой Киево-печерской Божией Матери»24. В каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы, с. Озерское, 1764г., «иконостас столярной работы, разными цветочками позлащены», в 4 яруса. В средине верхнего «Печерския богородицы, по сторонам онаго пророки», а «в верху онаго иконостаса распятие Господне на цке». Особо отмечена «сверх царских врат сень вызлощенная, и на ней написан Дух Святый» 25. В храме два придела: один, во имя Иоанна Богослова, в трапезе с правой стороны, с иконостасом в 3 яруса, а «сверх онаго иконостаса Распятие Господне резное»; второй, во имя св. Николая Чудотворца, — внутри колокольни, с одноярусным иконостасом, собранным из старых икон, и «царския двери старинныя», а антиминс освящен в 1700 г.26 Деревянная церковь св. Николая Чудотворца в с. Варнавино, 1768 г., с иконостасом в 4 яруса, но к 1800 г. деисусный ряд уже был перенесен в новую каменную церковь; «иконостас столярной работы посеребрен, зеленой краской выкрашен» 27. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Ропчины, 1768 г., имеет иконостас «столярной глаткой» в 4 яруса, причем в верхнем «дванадесеть пророков, в середине коих образ печерския божия матери писаны на красках, въверху Распятие Иисуса Христа»; на боковой двери алтаря изображен св. диакон Авив28.

Отличительные черты иконостаса в 4 яруса, находившегося в деревянной церкви в честь иконы Богоматери Живоносный Источник с. Григорово, 1773г., прежде всего в составе икон местного ряда: Троицы, св. Николая, мучеников Флора и Лавра, Живоносного Источника, мученика Никиты и Марии Магдалины, Богоматери Казанской; на дверях изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий; в центре пророческого ряда образ Богоматери Знамение. Иконостас «столярной работы с резбою, выкрашен красками, местами позлащен и посеребрен», а «царские двери сталярной работы с резбою местами позлащены, на них образ Благовещения Пресвятыя Богородицы, четыре евангелисты, писаны красками» 29.

Деревянная церковь Живоначальной Троицы вс. Волково, 1778 г., имела иконостас «сталярной гладкой, в нижнем поясе стальницы с малою резбою позлащены», в 3 яруса; среди «вместных образов» изображение Спасителя, сидящего на престоле, на дверях алтаря — фигуры архидиаконов Стефана и Лаврентия 30. Деревянная церковь Рождества Христова в с. Рождествино, 1780г., имела еще придел Воздвижения Животворящего Креста Господня. «В церкви иконостас столярной гладкой на белой краски, в оном иконостасе царския двери прорезные на краски с четыре евангелисты», в 4 яруса. «Во оном иконостасе по правую сторону три образа местные: 1. Образ Воздвижения Животворящего Креста Господня на красках не окладной; 2. Образ Спасителев, венец медный посеребреный; 3. Образ Иоанна Богослова неокладной, венец медный позлащены. 4. Образ по левую сторону Рожества Христова обложены медным окладом, посеребрен, на Спасителе венчик сребреный. 5. Образ Богоматери Неувядаемый свет на красках неокладной; 6. Образ Нерукотвореннаго Спаса на красках неокладной. Северные двери архидиакона Стефана» 31. Состав и порядок расположения икон очень необычные, уже даже тем, что включен храмовый образ придела, в котором иконостас показан состоящим всего лишь из трех икон: Знамения Богоматери, Господа Вседержителя и пророка Ильи, а рядом на стене — «образ Николая Чудотворца Гостунскаго», особенно почитаемого прежде в этом регионе 32.

В каменной церкви Нерукотворенного Спаса в с. Матюково, 1773 г., «иконостас сталярной глаткой на красках посребрен, во оном иконостасе царския двери резбевые на красках по краям посребрены с четыре евангелисты, в средине благовещение пресвятыя Богородицы». Иконостас в 4 яруса, причем во втором деисусный ряд, а в третьем — праздничный, над которым пророческий заменен Распятием, образом Иоанна Предтечи и «Киевопещерския Богоматери» 33.

Церковь каменная великомученицы Параскевы в с. Кумовское, 1782 г., имела «иконостас сталярной о четырех поесах позлащен, царские врата резные, над коими сень резная, все позлащено», а «над сению царских врат образ похвалы богородицы, по правую и левую сторону с архангелами резными, на ней риза сребренная небольшая и протчих около венчиков дванадесять на разных святых лицах». В местном ряду «образ святыя великомученицы Параскевы, на ней венец сребренной большой, серги сребренные небольшие земчужные, на той же деке повыше Спасителев образ, по правую и левую сторону два ангела, на коих венцы сребренные небольшие»; на боковых дверях изображения апостола Филиппа и архидиакона Стефана 34. В деревянной церкви Космы и Дамиана в с. Корекозево, 1784г., «каностас сталярной работы, гладкой, выкрашен голубою краскою, местами позлащен», «царския двери, на них образа Благовещение пресвятыя Богородицы и четыре евангелиста писаны разными красками, посреблены», а «над царскими дверьми сень, на ней образ Коронование Пресвятыя Богородицы». Иконостас в 4 яруса; в местном 6 икон, а в их числе «образ храмовой святых чудотворцев Космы и Дамиана, писан разными красками, на нем два венца и две цаты сребренныя и позлащены», «по левую сторону образ Пресвятыя Богородицы, что на Колужке, писан на красках, на ней венец и цата сребреныя позлащены» 35. Деревянная церковь Живо-начальной Троицы вс. Варваренки, 1784 г., имеет иконостас «сталярной работы старинной, местами выкрошен разного красного», в 5 ярусов, «царския двери сталярной работы гладкия, на них образ благовещения пресвятыя богородицы и четыре евангелиста писаны разными красками. Оныя же царские двери местами позлащена». В местном ряду иконы Всемилостивого Спаса, Святой Троицы, Знамения Пресвятой Богородицы и св. великомученика Димитрия; на северной двери алтаря изображен архидиакон Стефан 36. В каменной церкви Рождества Христова с. Тужимово, 1784г., «иконостас сталярной работы, выкрашен зеленою краскою, с карнизами и колонами позлащенными. Царския врата вызлощены по краям, на них написано въверху благовещение, внизу четыре евангелиста. Иконостас в 5 ярусов, увенчанный иконой Распятия с предстоящими. В местном ряду иконы Спасителя, Рождества Христова, Богоматери Смоленской и «Николая Чудотворца с протчими угодники»; на алтарных дверях, расположенных с крайних сторон иконостаса, изображены архидиакон Стефан и архидиакон Филипп37. В приделе Владимирской Божией Матери, 1773 г., «иконостас столярной работы с рез-бою выкрашен красною зеленою, местами посеребрен. Царския врата столярной работы без резбы позлащены, на них написаны четыре евангелиста». Иконостас одноярусный, над царскими вратами расположена Тайная вечеря, а над ней Господь Саваоф. В местном ряду всего три иконы, «на северных дверях написано Василия Блаженова, без венца и без оклада, полинял»38. Речь идет скорее всего об иконостасе, собранном из старых икон.

Первоисточник: 
Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.