ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Дублировочный холст: Прохождения клеевого раствора на оборот дублировочного холста при первичной проклейке.

Аватар пользователя Anna
213
points

Доброго всем времени суток! Пишет вам начинающий реставратор из провинциального музея. Столкнулась с проблемой прохождения клеевого раствора на оборот дублировочного холста при первичной проклейке. Причём, моя наставница – реставратор с почти 40-летним стажем, также в своей практике с этим не встречалась. Холст, вроде бы, выглядит приличным – ровненький, не тонкий. Может, не хватает фабричного аппрета? Читала, что перед проклейкой возможна дополнительная обработка холста 5% раствором крахмала (Е.Ю. Иванова, О.П. Постернак «Техника реставрации станковой масляной живописи»). Но об этом – лишь одна строчка. А каким образом осуществляется эта манипуляция на практике? (с какой стороны аппретировать, какой антисептик добавлять в крахмал, чем лучше наносить – флейцем или шпателем и т.д. и т.п.). Был ли у кого опыт – поделитесь, пожалуйста. Что пыталась предпринять: 1)просушка холста на солнце (может отсырел?); 2)повышение концентрации клеевого раствора с 8 до 10%; 3)пробовала пройтись шкуркой по холсту (Е.В. Кудрявцев «Техника реставрации картин»), но результат не впечатлил – клей не даёт ровной плёнки – на растрепавшихся ворсинках скапливаются капельки, а между ними - сухо, да и всё равно местами клей просачивается.
С уважением, Анна.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
221
point

И тебе доброго времени суток!
Вижу, что-то пока никто не откликается. Подождем еще, надеюсь, обязательно кто-нить откликнется из опытных. И я бы тоже молчала, т.к. у самой мало опыта в этом. Да увидела здесь соавтора той книги, О.П. Постернак, а она как раз была нашим преподавателем. И решила вытащить свои старые записи ее уроков. Когда-то она говорила, записывайте все, что я буду говорить, это вам в будущем послужит незаменимым учебником! Вот правда криво, вкось и с помарками, но записала кое-что.
Пишешь, что шкуркой прошлась по холсту и клей скатывается в капельки? И что такое фабричный аппрет? Извини, я этого слова не знаю и не слышала.
Вспоминая ее уроки, мы на практике делали так: расчищали оборот холста картины СКАЛЬПЕЛЕМ ВСУХУЮ. Так убираются ворсинки со старой грязью и пылью, выравнивается оборот холста. А сам холст натягивали на рабочий подрамник. Насчет крахмала не знаю, у меня не было этого, в каких случаях это применяют, не могу сказать. Проклеивали оборот авторского холста в три дня с промежуточной просушкой через день. Чтобы было понятно, приведу свою запись, у меня записано:
24.02 - Проклейка оборота авторского холста 6% р.р.к. 1-й раз
26.02 - Проклейка оборота авторского холста 8% р.р.к 2-й раз
28.02 - Проклейка оборота авторского холста 10% р.р.к. 3-й раз
Проклеивали ШИРОКИМ ЧИСТЫМ ФЛЕЙЦЕМ.
Проклейка оборота дублировочного холста во 2-й раз - 8%
Ставили микалентную бумагу на 3% горячим р.р.к. Спустя сушильных пару-тройку дней проклейка микалентной бумаги 8% р.р.к. Еще раз проклейка авторского холста горячим 10% р.р.к. с медом и ждать отлипа. В момент отлипа срезается картина прямо на весу скальпелем из крафтов ну и далее вы уже знаете как.
А так, в общем сам процесс дублирования у нас выглядит так:
1) Расчистка авторского оборота
2) Проклейка автор.оборота 2-3 раза
3) Натяжка дублиров.холста на подрамник
4) Проклейка дублир.холста 2-3 раза
5) Дублирование
6) Натяжка на новый подрамник
Ну вот, вроде основное вкратце написала, может, кое-что тебе оттуда пригодится. Если надо, могу подробнее написать.

205
points

Метод «апретирования» холста обсуждался здесь :))) может поможет там как раз про крахмал. Еще здесь

216
points

Ну вот, кто-то и откликнулся. Роман, спасибо большое за инфу про аппрет! Для меня полезно. Видно, я это "прохлопала" на уроках. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Теперь буду умнее. :P

199
points

Спасибо большое вам, Айка и Роман! А то уже было подумала, что своей некомпетентностью обидела кого. Любая информация для меня крайне важна, т. к. фактически варимся тут в собственном соку. Пока стажировка не светит (в ВХНРЦ сказали сначала поучиться у своего реставратора, да и финансирование периферийных музеев оставляет желать лучшего). Вот и остаются лишь книжки да отзывчивые пользователи вашего сайта. А аппрет вообще - это любая хим. обработка текстиля, которая придаёт какие-либо новые свойства материалу (к примеру: жёсткость, водонепроницаемость, огнеупорность и т.п.), так что термин этот из текстильной промышленности. Обработка крахмалом – частный случай аппрета. Не знаю, чем обрабатывают холсты на фабриках, но знаю, что после этого холстик становится более гладкий и крепкий (а может даже огнеупорный :O ). За ссылки тоже отдельное спасибо, всё внимательно прочитала, правда всё там касаемо обработки авторского холста, но тоже, безусловно, важная информация. С авторского, как я поняла, крахмал потом удаляют, а как действовать с дублировочным, по аналогии? Теперь, правда, в смятении: а и впрямь, как будут стыковаться между собой растительный и животный клеи и к какому результату это соседство может привести впоследствии? Наверное, надо подумать всё-таки над какой-то механической обработкой. Зашкуривая дублировочный холст, я видно перестаралась, может, лучше было пемзой (опять же по Кудрявцеву). В общем, в наличие ещё около 10 метров этого непонятного холста, есть где разгуляться ;) . Айка, скажи, пожалуйста, всегда ли микалентная бумага второй раз проклеивается перед дублированием? И ещё, правильно ли я поняла, что концентрация - 8%? С мёдом или без? Кстати, не знала я и про постепенное увеличение концентрации клея при каждой из последующих проклеек. Так что «маленький опыт» тоже понятие относительное *:-[

277
points

Да, микалентная бумага перед дублировкой еще раз проклеивается 8% р.р.к. без меда. Но не знаю, всегда ли? Забыла с этаким маленьким опытом... Думаю, что да, надо второй раз, вряд ли с 3% микалентной схватится отлипающийся 10% автор.холст. Может и схватится, но так надежнее, когда 8% с 10%, чем 3% с 10%. Более близкие по крепости р.р.к. "спаиваются" два холста.
Насчет клеев: мы используем только осетровый клей, и никакой другой. А что за растительный клей ты используешь? Просто интересно.
По-моему, если внимательно прочесть, крахмал на дублировочный вроде не кладут. А зачем? ведь он новый, подтянутый, не грязный, а крахмал применяют для очищения от грязи и выпрямления старого холста. Ну, вспомни накрахмаленные манжеты-воротнички бабушкиными способами, для чего? Правильно, чтоб не мялись, какую форму им придашь, такую и примут. Так и картину. Если ошибаюсь, профи меня поправят.
Anna, да ты никого тут не обижаешь своей некомпетентностью. Просто я, например, чувствую себя в этих вопросах довольно слабой, чтоб давать какие-то советы. Не стесняйся, спрашивай, кто сможет, ответит. Кто ищет, тот всегда найдет.
А то,что здесь выкладываю, это не мой опыт, это опыт О.П.Постернак переданный нам и к сожалению, записанный мною в тетрадке кое-как, но все же "старательно". Студенческое разгильдяйство.

205
points

Айка, я , наверное , тебя совсем запутала. Растительный клей - это крахмал, а сомнения мои касаются того, как будут стыковаться между собой осетровый клей и крахмал, если этим крахмалом предварительно обработать дублировочный холст, как советуют Е. Ю. Иванова и О. П. Постернак (примерная цитата :" если дублировочному холсту не хватает фабричного аппрета, то его дополнительно обрабатывают 5% р-ром крахмала"). Т. е. речь идёт именно о дублировочном холсте, а не об авторском, и используют его не для очистки холста, а для того, чтобы предотвратить в дальнейшем просачивание рыбьего клея на оборот дублировочного. А дублирую , конечно же, осетровым.

206
points

А как вы делаете первичную проклейку?
Клей берут 6% без меда - для 1 проклейки. Он должен быть холодный, по консистенции - между жидким и желе (студенистый, но чтобы можно было работать кистью, хотя лучше всего проклеивать холст шпателем с бортиками. Лично я проклеиваю кистью). Оборотная сторона холста не должна ни на что опираться (поверхность стола и т.д.) Холст ставится почти вертикально, потому что при первой проклейке угроза прохождения клея на оборот значительно возрастает, если холст лежит горизонтально. Ни в коем случае нельзя только что проклеенный холст трогать пальцами. Смысл первой проклейки - заполнить по максимуму отверстия между нитями холста. После первой проклейки проклеенная сторона обрабатывается от узелков и утолщений, чтобы сделать поверхность более гладкой. Затем делается вторая проклейка 7,5% клеем без меда. Холст уже можно положить под углом градусов 45, клей опять берется холодный, как и в первом случае. Ее смысл - создать на поверхности холста равномерную тонкую клеевую пленку, при которой все отверстия между нитями становятся заполнены. Если такая пленка при второй проклейке не достигается, делается 3 проклейка, можно тем же 7,5% холодным клеем без меда, можно взять концентрацию побольше - 8%. Более трех проклеек делать не рекомендуется. Клей без меда берется для того, чтобы при следующей проклейке предыдущая клеевая пленка не размягчалась.
Дублирование проводится на 10% клей с медом (1:1). Последняя проклейка дублировочного холста делается 10% клеем с медом, холодным, с кисти (проклеивается естественно только область дублирования). В момент отлипа после наложения холстов нужно подождать минут 15, иначе если сразу начать проглаживание, даже просто холодным утюгом, клей может пройти на тыльную сторону.

192
points

Всем добрый вечер! :)))
Я делала дублировку картин с использованием разной процентности клея, всё зависит от ветхости авторского холста.
Самые распространённые варианты были следующие:
I. Дублировочный холст подобран по фактуре и плотности близко к авторскому. Натянут на раб. подр. Первую проклейку провожу на мольберте в вертикальном положении.
1-я прокл. 8% осетр. клей без мёда при помощи флейца, t - 27 градусов (примерно). Клей набираю на пол кисти и очень лёгким движением, без нажима наношу ( растушёвывая кончиком флейца). Образуется лёгкая пенка, кот. не проходит на оборот и плотно заполняет пространство между волокнами.
2-я прокл. выполнена аналогично. Клей наносить можно по смелее. После второй проклейки (когда высохнет клеевой слой) срезаются утолщения и узелки.
3-я прокл. проводится с одновременным наложением микалентной бум. Исп. 8% осетр. клей с мёдом (1:1),t клея - 45°С
II. Всё тоже самое, но 1- я прокл. 10% клеем без мёда,
2-я аналогично
3-я 10% клеем с мёдом
Если холст очень хрупкий, то все проклейки дублиров. холста делала 8% клеем.

Отправить комментарий

рест_врация:
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.