Thermoelectric assemblies | обслуживание пневматической подвески Порше Кайен
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРЬЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА УСАДЕБНОГО ДОМА

Для более глубокого изучения материала по теме рекомендуются работы Л. В.Тыдмана.

См. также Приложение 1 настоящего издания «Моделирование пространственной структуры жилого дома конца XVIII — первой половины XIX в.».

 Классицизм от раннего к позднему  развивался в направлении упрощения  форм. Поздний классицизм достиг максимального лаконизма, а пропорции в это время стали одним из основных художественных средств.

В рядовых жилых усадебных домах сложилась стереотипная пространственная структура, подчинившаяся условиям жизни людей среднего достатка, конструктивным и художественным требованиям времени. При этом проектные замыслы, ограничения и требования заказчика придавали каждому из домов неповторимую индивидуальность.

Пространственные характеристики интерьеров оптимальны, удовлетворяют всем проектировочным условиям. Например, одна из сторон, чаще всего ширина, была ограничена несущей способностью деревянных балок. Принимались в расчет эксплуатационные соображения: отапливать большие помещения труднее, чем небольшие. С другой стороны санитарные условия требовали достаточных размеров помещений. Парадные комнаты должны были вмещать большое число гостей; при этом зала и гостиная, рассчитанные на одинаковое количество людей, имели разные размеры: зала, одна из функций которой — площадь для танцев, была крупней остальных комнат, гостиная же, предназначенная для тихого времяпровождения — меньше зала или, значительно реже, равна ему по площади.


Puc. 1. Москва, Старое Свиблово, 21. Главный дом. План бельэтажа, 1780-е годы
Рис. 2. Московская обл., Абрамцево. Главный дом. План бельэтажа. 1790-е годы
Рис. 3. Московская обл., Абрамцево. Главный дом. План мезонина, 1790-е годы
Рис. 4. Москва, Самарский пер., 24. План бельэтажа, 1790-е годы
Рис. 5. Москва, Самарский пер., 24.   План антресолей. 1790-е годы
 

Рис. 6. Московская обл., Каширский район. Усадьба Зендиково.   Главный дом. План первого этажа. Конец XVIIIначало   XIX в.
Рис. 7. Там же. План бельэтажа. Конец XVIIIначало   XIX в.
Рис. 8. Москва, ул. Станиславского, 27. Главный дом. План бельэтажа. 1790-е годы
Рис. 9. Москва, Токмаков пер., 21/2. Главный дом. План бельэтажа. Конец XVIIIначало   XIX в.
Рис. 10. Москва, Таганский туп., 15. План бельэтажа. 1815
Рис. 11. Москва, ул.Рылеева, 15. План бельэтажа. 1816
Рис. 12. Там же. План антресолей. 1816
Рис. 13. Москва, ул. Ермоловой, 16, План бельэтажа. 1817 Рис.14. Там .же. План мезонина. 1817
 

В пределах одного этажа практически не встречаются комнаты с одинаковыми горизонтальными размерами. Поэтому повторы пропорций исключены.

Поздний классицизм ревностно относился к соответствию высоты и горизонтальных размеров — длины и ширины.

Все интерьерное пространство жилого усадебного дома подразделялось на функциональные зоны, которые, в свою очередь, делились на высотные группы. Основных функциональных зон три: парадная, жилая и подсобная. Последняя, в свою очередь, включает в себя помещения хозяйственно-производственные (кухня, буфетная, девичья, столярная), складские (чулан, кладовка, ледник, погреб), помещения эпизодического использования (хоры, затопочные, ретирады), а также зона внутреннего сообщения (сени, коридоры, лестницы).

Кухня часто располагалась в отдельном хозяйственном флигеле, иногда соединенным с главным домом крытой галереей. Для кладовых и чуланов в большинстве случаев использовали излишки пространства: каморки под лестницами, чердачные помещения. Затопочные узлы, которые в XVIII в. были отдельными помещениями, в первой половине XIX в., из экономии пространства, стали размещать в коридорах, под лестницами и очень редко в отдельных небольших помещениях.

В пределах одного этажа обычно несколько функциональных зон. Разделение на зоны следует считать условным, так как в сложной иерархической структуре барского особняка функциональные пласты могут накладываться один на другой, пересекаться друг с другом. Например, девичья, которая одновременно и рабочая комната сенных девушек, и их спальня, и столовая, и помещение для приема барыней (барином) особ низших сословий и для телесных наказаний дворовых людей. Если прихожая (теплые сени, лакейская) для господ служит зоной внутреннего сообщения, то для мужской части дворовых людей — это рабочее помещение, где они вяжут сети, тачают сапоги, а также спят. Кухня, помимо готовки, — жилище кухарки.

Чаще всего наблюдается различие в высотах между зонами, хотя высоты по всем зонам этажа могут быть и одинаковыми. Помимо этого, высоты помещений могут быть различными в пределах парадной зоны, которая чаще всего имеет анфиладную организацию, расположена вдоль главного (уличного) фасада и в большинстве случаев состоит из залы, гостиной и спальни.

Возможны пять вариантов высотных решений парадных комнат. Высоты могут быть: 1 — по всем помещениям одинаковы; 2 — по всем помещениям разные; 3 — в гостиной и зале — одинаковые, в спальне — отличная от них; 4 — в гостиной и спальне — одинаковые, в зале — отличная от них; 5 — в зале и спальне — одинаковые, в гостиной — отличная от них.


Рис. 15. Москва, ул Малая Молчановка, 2. План бельэтажа. 1817
Рис. 16. Там же. План антресолей. 1817
Рис. 17. Москва, ул. Бурденко, 23. План бельэтажа,. 1817
Рис. 18. Москва, ул. Щепкина, 14. План бельэтажа. 1817
Рис. 19. Там же. План мезонина. 1817
Рис. 20. Москва, ул. Гиляровского, 25. План бельэтажа. 1816
Рис. 21. Москва, ул. Садовая Триумфальная, 25. План бельэтажа. 1820, 1855
Рис. 22. Москва, ул. Старая Басманная, 36. План бельэтажа, 1822
Рис. 23. Там же. План антресолей. 1822
Рис. 24. Москва, Сивцев Вражек, 30. План бельэтажа. 1823
Рис. 25. Там же. План мезонина. 1823
 

Жилая зона обычно размещается в задней части дома, но чаще в нескольких ярусах: бельэтаже, антресолях, мезонине. Нередко жилые комнаты располагались и в первом непарадном этаже. Жилая зона может включать в себя хозяйственные комнаты, детские, комнаты для гувернеров, а также гостевые комнаты. Помещения жилой зоны в пределах одного этажа имеют обычно одинаковую высоту.

Холодные сени, прихожая и ретирада сосредоточены в одном функциональном узле. Вход в ретираду — из холодных сеней, как при парадном, так и при заднем крыльце. Внутренняя лестница — коридор, соединяющая бельэтаж с антресолями и мезонином, располагается вдоль длинной стороны дома и примыкает к задней стене гостиной. Она объединяет жилую зону дома.

Хоры, как правило, размещаются в антресолях над прихожей. Часто это не приспособленное для жилья помещение небольших размеров. В доме № 27 по ул. Станиславского в Москве хоры составляли по высоте всего 1,5 м. Музыканты входили пригнувшись, а играли сидя. Нередки случаи, когда хоры не имели отдельного помещения, для них использовали коридоры и лестничные площадки верхних этажей.

Зала чаще всего располагалась длинной стороной перпендикулярно анфиладе и имела соотношение сторон в среднем около 10:16 (10:11 —10:22). Соотношение сторон залы, приближенной в плане к квадрату, обычно объясняется трехчастной планировкой в продольном направлении, что является почти исключительным случаем в ампирной планировке: дом разделен на три части: первая — парадная анфилада, вторая — коридор с лестницей на мезонин и прихожей, третья — анфилада жилых комнат и парадная лестница.

Соотношение сторон залы 1:2 объясняется, как правило, соотношением сторон дома. Чем оно ближе к квадрату, тем зала более вытянута. Вытянутость дома позволяет вдоль направления анфилады разместить залу длинной стороной, а вдоль короткой стороны дома — две комнаты.

Соотношение сторон залы 1:2 может объясняться и незначительной шириной прихожей, что в позднем ампире стало нередким явлением.

Гостиная была средним звеном анфиладных помещений. Соотношение ее сторон также зависело от соотношения сторон дома, однако наблюдается устойчивое тяготение к квадрату (среднее соотношение 10:11). Часто из гостиной делали наружную остекленную дверь. Двери в задней стене обычно не устраивали, т. к. с другой стороны, в коридоре, к этой стене примыкала лестница в мезонин и на антресоли. Кроме того, согласно традиционной расстановке мебели, вдоль задней стены, между диагональными печами должен был стоять диван, перед ним — овальный стол и кресла, что также делало невозможным устройство дверного проема в этой стене. Предназначалась гостиная для вечернего времяпровождения.


Рис. 26. Москва, ул. Б. Ордынка, 33. План бельэтажа. 1825
Рис. 27. Там же. План антресолей. 1825 Рис. 28. Москва, ул. Остоженка, 37. План бельэтажа. 1826
Рис. 29. Там же. План антресолей. 1826 Рис.   30. Москва, ул.Мясковского, 29. План бельэтажа. 1829, 1856
Рис. 31. Там же. План мезонина, 1829
Рис. 32. Москва, ул. Нельецкая, 60. План бельэтажа. 1820-е годы
Рис. 33. Там же. План антресолей. 1820-е годы
 

Комната хозяйки завершала анфиладу. Обычно ей придавали прямоугольную форму с примерным соотношением сторон 10:13. По центру задней стены устраивали печь, а по ее сторонам — двери, значительно меньших размеров, чем парадные. Одна из них вела в комнату, расположенную за комнатой хозяйки, другая — в коридор. Дверь в задней стене спальни может быть одна, а печь — угловая.

За комнатой хозяйки обычно располагались еще комнаты: дальняя служила детской, а ближняя предназначалась для сенной девушки или кормилицы, которым было удобно одновременно прислуживать и хозяйке и младшим детям.

В средней части дома, в коридоре длинной стороной параллельно длинной стороне строения располагалась лестница, ведущая на антресоли или мезонин, примыкавшая к глухой стене; по другую сторону лестницы располагались жилые комнаты, а также кабинет с удобным выходом в залу — через коридор или переднюю.

Планировочная схема — условно трехчастная; части делят дом в поперечном направлении: первая — прихожая, зала; средняя — кабинет, лестница, гостиная; третья — комната хозяйки, девичья, детская.

В связи с тем, что анфилада состояла из незначительного числа комнат, а симметрии интерьеров отдельных помещений уделялось большое внимание, все двери открывались в одно помещение, например, в парадных покоях — в залу и комнату хозяйки, а в гостиную не открывалась ни одна дверь. Поэтому при движении вдоль анфилады двери открывались в разные стороны. Этого же правила придерживались и в жилых комнатах.

Таковы общие черты планировочных схем рядовых жилых домов позднего русского классицизма.

Более поздние дома (1830-е — 1840-е гг.) начинают тяготеть ко «второму рококо», т. е. повторять барочные планировки домов XVIII в. Зачастую они симметричны относительно центральной оси, проведенной перпендикулярно главному фасаду.

В период позднего ампира произошли изменения и в функциональной структуре. Зала становится меньше гостиной, а в ряде случаев функции залы распадаются: в доме есть отдельно столовая и приемная, а зала отсутствует, бывшая центральная гостиная теперь самое большое парадное помещение в доме и нередко называется залой. Проход в кабинет стали делать не из прихожей или центрального коридора, а через залу или гостиную. При этом кабинет мог соседствовать и сообщаться с комнатой хозяйки и даже девичьей.

Нужно отдать должное функциональной гибкости образцовых проектов позднего ампира, которые предлагали различное назначение помещений в аналогичных планировках.


Рис. 34. Москва, ул. Писемского, 13. План бельэтажа. 1832
Рис. 35. Москва, Сытинский пер., 3. План бельэтажа. 1832
Рис. 36. Там же. План антресолей. 1832
Рис. 37. Москва, ул. Земляной Вал, 35. План бельэтажа. 1834
Рис. 38. Москва, ул. Таганская 53. План бельэтажа. 1835
Рис. 39. Москва, 2-й Обыденский пер., 9. План бельэтажа. 1839
Рис. 40. Там же. План мезонина. 1839
Рис. 41. Москва, 1-й Голутвинский пер., 16. План бельэтажа. 1830—1840-е годы
Рис. 42. Москва, 2-й Голутвинский пер., 8. План бельэтажа. 1842
 

В период раннего и развитого ампира парадный вход устраивали со двора — с бокового или заднего фасада, в зависимости от взаимного расположения главного дома, конюшни и каретного сарая.

В 1830-х годах, когда владельцы рядовых домов перестали содержать собственный выезд, парадный вход стали устраивать непосредственно с улицы — для удобства пользования услугами извозчиков.

Как уже говорилось, пропорции помещений зависят от ряда проектировочных условий. Все размеры — длина, ширина и высота — тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга не только в пропорциональном, но также в функциональном и композиционном аспектах. Например, глубина комнат зависит от высоты потолка в связи с освещенностью. Высота окна должна была относиться к высоте помещения, как 4:7, т. е. соотношение это можно считать постоянным. В парадных комнатах оно выдерживалось с незначительными отклонениями, а в жилых увеличивалось, что позволяло осветить комнаты большей глубины по отношению к высоте.

Абсолютные размеры комнат также зависели от размеров окон. Простенки не рекомендовалось делать меньше ширины окон. Этот обычай остался от палат со ставнями в окнах: открытые ставни двух соседних проемов не должны перехлестываться. Наиболее распространенная ширина окон — 1,5 аршина (106 см). Следовательно, если комната в 2 окна, то ширина ее немногим более 4 м, в 3 окна — 6 м, в 4 окна — 8 м и т. д. Размеры и расположение окон зависят также от композиции фасадов.

Каждое парадное помещение имело свои функционально-метрические признаки. Для залы среднее соотношение ширины, длины и высоты было 10:16:8, для гостиной — 10:11:7, для комнаты хозяйки — 10:13:9. Эти соотношения могли варьировать в значительных пределах (около 30%). Соотношение сторон жилых комнат весьма разнообразно, однако заметно тяготение к квадрату. Для покоев целевого назначения существовали конкретные условия проектирования. Среднее соотношение площадей парадных покоев — залы, гостиной и спальни — соответственно 10:7:5, причем от начала к середине XIX в. наблюдается тенденция относительного уменьшения площади залы и увеличения площадей гостиной и спальни. В 1830-х годах это соотношение в отдельных случаях могло быть уже 5:6:4. Это также свидетельствует об утрате ряда парадных функций залой и увеличении парадной значимости гостиной.

Высота комнат меньше ширины и очень редко превышает ее, что не соответствует академическим рекомендациям руководств по архитектуре того времени.

Существовала также определенная закономерность в соотношении высот различных частей дома. Среднее соотношение высот парадных, жилых бельэтажа и антресольных комнат примерно 10:6:5.


Рис. 43. Москва, Сухаревский пер., 5. План бельэтажа. 1845
Рис. 44. Москва, 2-й Голутвинский пер., 4. План бельэтажа, 1845
Рис. 45. Москва, ул.Мясковского, 39. План первого этажа, 18451849
Рис. 46. Москва, ул.Мясковского, 39. План бельэтажа. 18451849
Рис. 47. Там же. План антресолей. 18451849
Рис. 48. Москва, ул. Крутицкая, 13. План бельэтажа. 1849
Рис. 49. Москва, ул. Полянка, 3. План 2 го этажа. Первая половина XIX в.
Рис. 50. Москва, Средний Трёхгорный пер., 6/20. План бельэтажа. Первая половина XIX в.
Рис. 51. Москва, Кропоткинский пер., 10. План бельэтажа. Первая половина XIX в.
Рис. 52. Москва, ул.Мясковского, 37. План бельэтажа, 1853
Рис. 53. Там же. План антресолей, 1853
 

Материалы натурных исследований свидетельствуют о том, что высоты парадных покоев не хватало для создания двух уровней задних жилых комнат необходимой высоты. В подавляющем большинстве сумма высот жилой зоны бельэтажа и антресолей превышает высоту парадных помещений. При этом значительная часть внутреннего пространства дома над парадными комнатами оставалась неиспользованной и включалась в чердачное помещение. Это свидетельствует о значительном внимании, которое уделялось правильному пропорциональному построению комнат, часто в ущерб прагматической полноте использования пространства. Кроме того, стопроцентное использование внутреннего пространства без ущерба для эксплуатационной экономики возможно только в теплом климате. В условиях средней России отапливать значительную часть года кубические сажени интерьерного пространства под потолком было дорого, а потому нецелесообразно даже для лесной нечерноземной зоны.

Высота мезонина не зависела от высот других этажей, поэтому ее могли выбирать более свободно, чем высоты антресольных и подантресольных комнат. Чаще всего сумма высот подантресольного и антресольного этажей отличается от высоты парадного на величину около 4%. При этом суммарная высота жилых комнат бельэтажа и антресольных комнат стабильна по различным рядовым домам и составляет в среднем около 4,9. Высота парадных покоев колеблется в значительно больших пределах. Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что при проектировании жилых комнат архитектор руководствовался более жесткими нормами и стремился создать пространственно экономичные и удобные помещения в соответствии с общепринятыми эмпирически сложившимися нормами. Проектирование пространства парадных комнат — более свободный творческий процесс, во многом зависящий от вкусов и квалификации архитектора или хозяина.

Построение пространственной структуры жилого дома зависело от многих факторов: экономических, конструктивных, функциональных, инсоляционных, гигиенических и т. д. Оптимальный компромисс всех этих факторов и определял объемно-планировочное решение дома. Однако при этом существовала нормативная схема планировки, которую необходимо было выдержать с отклонением в определенных интервалах. Пространство каждого из парадных помещений формировалось в пределах соотношений, присущих только комнатам конкретной функции.

Архитекторами первой половины XIX в. была создана своя система построения интерьерного пространства, настолько устойчивая, что, несколько видоизменяясь в схеме, она просуществовала полвека.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.