ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Самый большой карниз фасада — главный, венчающий карниз. Остальные карнизы принимают название объема, на котором они применены: карниз мезонина, карниз слухового окна, карниз апсиды, карниз галереи.

Карниз, выпуск, увенчание, венец — архитектурный элемент в верхней части стены. В ордерной системе является частью антаблемента, но термин может употребляться и в значении антаблемент. В этом случае он приобретает приоритетное право применения в случае неполного антаблемента, когда архитрав отсутствует (рис. 1221, 1222).

Антаблемент, антаблеман, отбор, обвершка — венчающая часть ордера, горизонтальная, с опорой на колонны. Разделяется на три части: карниз (рис. 1220.1), фриз, поле (рис. 1220.2), архитрав, переклад, (рис. 1220.3).

Карниз, антаблемент может быть наружным (фасадным ) или внутренним (интерьерным). Наружный карниз может носить также название гзимс, гзымс. Гзимс также может иметь значение части карниза, его отдельного элемента или, по терминологии XVII — XIX вв., — члена карниза.

Наружные карнизы предназначены для защиты стены от атмосферных осадков, подразделяются на софитные и ступенчатые. Софитные — (рис. 1220, 1221)— с развитой выносной частью, выдержанные в классицистических традициях даже в тех случаях, когда ордер отсутствует. Ступенчатые карнизы традиционно восходят к карнизам XVII в., делаются из простого или частью профилированного лекального кирпича, обладают незначительным выносом (рис. 1223). Наружные карнизы софитного типа состоят из двух главных частей: поддерживающая часть, поддерживающий гзимс (рис. 1221.1) и венчающая часть (свес, относ, венчающий гзимс, спуск, вынос, карнизная плита, свешивающаяся часть, выносной элемент, висячая часть (рис. 1221.2). Поддерживающая — нижняя часть карниза, венчающая, выносная — верхняя. В монументальных, развитых карнизах, особенно при наличии ордера, карниз содержит еще и промежуточную часть — слезник, корона (рис. 1220.4).

В состав слезника входят капельник (рис. 1220.5) и выемка (рис. 1220.6) (съемец), которые составляют софит карниза. При отсутствии слезника софитом называется нижняя плоскость венчающей части.

Карнизы могут быть простыми (рис. 1222)и сложными (рис. 1220, 1221). Сложные в своем составе содержат модульоны (рис. 1220.7), модильоны, модиллионы, плоские модульоны первой половины XIX в. — мутулы (рис. 1221.3) и дентикулы (рис. 1220.8), зубцы, зубчики. Пространство между дентикулами — выемка, промежуток (рис. 1220.9).

По материалу карнизы могут быть белокаменными, кирпичными (или комбинированными, в верхней части которых — известняк, в нижней — кирпич), деревянными и штукатурными (тянутыми либо лепными). В кирпичных карнизах устраивались угловые белокаменные блоки — для прочности конструкции, профилировка которых в то же время служила маяками для последующего оштукатуривания кирпичной части карниза.


Рис. 1220. Наружный сложный карниз XVIII в., гзимс, антаблемент:
1 — карниз; 2 — фриз, поле; 3 — архитрав, переклад; 4 — слезник, корона; 5 — капельник; 6 — съемец, выемка; 7 — модульон, модильон, модиллион; 8 — зубец, зубчик, дентикул; 9 — промежуток, выемка

Рис. 1221. Наружный карниз (первая половина XIX века):
1 — поддерживания часть, поддерживающий гзимс; 2 — венчающая часть, венчающий гзимс, спуск, свес, относ, вынос, карнизная плита, висячая часть, выносной элемент; 3 — мутул, плоский модульон

Рис. 1222. Простой софитный карниз

Рис. 1223. Карниз ступенчатый

Рис. 1224. Карниз деревянный в каменной стене:
] — палец; 2 — кобылка

Рис. 1225. Софитный карниз (интерьерный)

Рис. 1226. Галтельный карниз (интерьерный)

Рис. 1227. Галтель в четвертях (интерьерный)

Рис. 1228. Галтель с фризом (интерьерный)

Рис. 1229. Внутренний антаблемент, внутренний карниз:
1 — поддерживающая часть; 2 — венчающая часть; 3 — слезник, корона; 4 — капельник; 5 — съемец, выемка

Рис. 1230. Паддуга натуральная, реальная

Рис. 1231. Паддуга ложная

Рис. 1232. Останов

Рис. 1233. Деревянный прибивной карниз, деревянная галтель

В конструкции кирпичного и белокаменного карниза может быть применено полосовое железо, связи. В конструкции деревянного карниза основные элементы — палец (рис. 1224.1)(горизонтальный, крепимый к стене) и кобылка (наклонная, крепимая к стропилам, рис. 1224.2).

Отдельные элементы профилировки — обломы, профили. Самый большой карниз фасада — главный, венчающий карниз. Остальные карнизы принимают название объема, на котором они применены: карниз мезонина, карниз слухового окна, карниз апсиды, карниз галереи.

В наклонных сторонах фронтона обычно полный карниз, соответствующий венчающему, в горизонтальной части — неполный карниз.

Внутренние карнизы подразделяются на штукатурные, деревянные прибивные и рисованные по бумаге. Штукатурные, в свою очередь, бывают софитные (в ордерных традициях, но ордерной схеме) (рис. 1225, 1229) и галтельные (рис. 1226) (в основе — крупная выкружка). Разновидности: галтель в четвертях (рис. 1227), галтель с фризом (рис. 1228).

Как и наружный, внутренний карниз софитного типа содержит в своем составе поддерживающую (рис. 1229.1)и венчающую части (рис. 1229.2), может содержать слезник (корону) (рис. 1229.3), капельник (рис. 1229.4), съемец (выемку) (рис. 1229.5). Главный признак софитного карниза — софит. Галтель больших размеров называется паддугой; паддуга натуральная, реальная (рис. 1230) — и сводчатых помещениях, паддуга ложная (рис. 1231) — при плоских перекрытиях, когда галтель имитирует подъем свода.

Остановами (рис. 1232) называются утолщения в тех случаях, когда пространственная ситуация требует резко оборвать карниз: при подходе к проемам, на лестницах.

Деревянный прибивной карниз (деревянная галтель) представляет собой либо наличник, либо перевернутый плинтус, применяется в деревянных домах, как в парадных, так и в жилых комнатах в тех случаях, когда окантованная поверхность сруба и потолок — не отделаны (рис. 1233).

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.