ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Слюдяное полотно состоит из слюдяных пластин, скрепляемых двойными железными полосами.

Слюдяная оконница — оконное заполнение, светопроводным материалом которого является слюда. Слюдяные оконницы могут монтироваться в проеме с помощью колоды (колодное заполнение), либо без нее (бесколодное заполнение). Бесколодное заполнение в каменном доме может быть навесным (на петлях и подпятниках, крюках), вмонтированных в кладку) и глухим — рама посажена в проем на растворе.

Термин колода имеет два значения: 1) обвязка, в которую вставляется оконница и 2) элемент обвязки, брус. В нервом значении называется также станком. Колодный (в каменных домах) и косяковый (в деревянных) монтаж также может быть глухим (рама вставлена в четверть), либо навесным (на петлях). Колоды и косяки могли члениться средниками на отдельные части, в которые вставлялись оконницы. В зависимости от количества членений окна могли быть пятиколодными (рис. 1125), шести — (рис. 1126), семи (рис. 1127), восьмиколодными. Колода (косяк) с одной оконничной рамой называется одинарной, с двумя рамами — двойной.

Наружный переплет в двойной колоде, обычно, створный, навесной называется летним, внутренний — зимним, либо затвором, ставнем, вставней (рис. 1128),на зиму он вставлялся в проем, на лето вынимался. Вставная оконница (внутренняя либо наружная) могла называться прибойной и прибиваться к коробке. Внутренние вставни представляли собой деревянные щиты на шпонках, обитые с интерьерной стороны цветным сукном и с небольшим световым отверстием, заполненным слюдяным полотном.

Переплеты могут быть глухими, створными и подъемными. Глухие состоят из одной рамы (однорамные), подъемные — из двух (двухрамные), створные — могут быть однорамные, двух-, трех-, четырехрамные.


Рис. 1125. Окно пятиколодпое

Рис. 1126. Окно шестиколодное

Рис. 1127. Окно семиколодное

Рис. 1128. Зимний переплет, затвор, ставень, вставил

Рис. 1129.
Летний наружный переплет:
1 — обвязка деревянная; 2 — слюдяное полотно; 3 — пруты, прутья

Рис. 1130.
Оконница слюдяная косящатая:
1. обвязка деревянная; 2 — слюдяное полотно; 3 — контурная полоса; 4 — рядовая полоса

Рис. 1131. Шип прямой в разобранном виде

Рис. 1132. Шип прямой собранный

Рис. 1133. Шип сковородень

Рис. 1134. Шип клинчатый (клиновидный)

Оконничная рама конструктивно состоит из двух элементов: деревянная (рис. 1129.1, 1130.1) или металлическая обвязка и слюдяное полотно (рис. 1129.2, 1130.2). Для придания слюдяному полотну жесткости в конструктивную схему рамы вводились пруты (рис. 1129.3)или прутья — металлические или деревянные стержни.

Обвязка состоит из отдельных брусков, связанных в единую раму.

Соединение элементов обвязки — шиповое. Шипы — трех основных типов — прямой (рис. 1131, 1132), сковородень (рис. 1133), клинчатый (рис. 1134), (клиновидный). Нагеля (деревянные гвозди ) в шипах употребляли следующих типов: клин квадратный (рис. 1135.1) прямоугольный (рис. 1135.2)и цилиндрический (рис. 1135.3).

Внутренние ребра обвязки профилируются калевкой, задорожником (рис. 1136).Одной из наиболее распространенных разновидностей профиля является фаска (рис. 1137). Бескалевочное ребро — отсутствие калевки (рис. 1138).

Соединение слюдяного полотна с обвязкой — трех типов: в паз (рис. 1136), в четверть (рис. 1137), внакладку (рис. 1138).

Металлические приборы подразделяются на навесные, крепежные и запорные. К навесным относятся петли, крепежным — наугольники (рис. 1139), которые скрепляют шиповые соединения по углам обвязки, к запорным — крючки, задвижки, пробои. Весьма широко были распространены петли — наугольники (рис. 1140),совмещающие функции двух типов приборов.

Слюдяное полотно состоит из слюдяных пластин, скрепляемых двойными железными полосами.

Наиболее распространенные типы рисунка слюдяного полотна: косящатые (рис. 1130), кольчужные (рис. 1141), решетчатые, прямоугольные (рис. 1142), кубчатые (купчатые, кубоватые) (рис. 1143), радиально-круговые.

Слюда, прозрачный слоистый минерал, носил также названия: мусковит, тальк, прозрачный камень, хрустальный камень.

Различаются слюда белая и слюда красноватая, существовали и другие цветовые оттенки. По габаритам и сортаменту различали слюду головную (лучшая, добрая), среднюю и мелкую. Каждая отдельная слюдяная пластинка, скрепленная по периметру полосами, называется ячейкой, листком, листочком (рис. 1144.1).


Рис. 1135. Нагеля:
1 — нагель клин квадратный; 2 — нагель клин прямоугольный; 3 — нагель круглый

Рис. 1136. Соединение обвязки и слюдяного полотна в паз. Ребра обработаны калевкой

Рис. 1137. Соединение в четверть, ребро обработано фаской

Рис. 1138. Соединение внакладку. Ребро бескалевочное

Рис. 1139. Наугольник

Рис. 1140. Петля-наугольник

Рис. 1141. Оконница кольчужная

Рис. 1142. Оконница прямоугольная

Рис. 1143. Оконница кубчатая, купчатая, кубоватая

Рис. 1144. Фрагмент слюдяного полотна:
1 — ячейка, листок, листочек; 2 — полоса плоская

Рис. 1145. Полоса уголком, уголок

Рис. 1146. Полоса округленная, дуговая, желобковая

Рис. 1147. Фигурная контурная полоса

Рис. 1148. Простая форма наращивания, прямая:
1 — гвоздь носковый

Рис. 1149. Форма наращивания стрелка

Рис. 1150. Форма наращивания дуга

Рис. 1151. Форма наращивания трапеция, усеченная стрелка

Рис. 1152. Конец отростка простой, прямой

Рис. 1153. Отростки:
1 — стрелка усеченная, трапеция; 2 — стрелка дуговая

Рис. 1154. Плавающий отросток стрелка

Рис. 1155. Треугольные жестяные скрепки

Рис. 1156. Репейки большие:
1 — репейка литая оловянная, ажурная, орленая; 2 — репейка литая, оловянная, ажурная, огурцовая; 3 — репейка жестяная, кованая, глухая, восьмиугольная

Рис. 1157. Репейки:
1 — репейка литая оловянная, глухая среднемасштабная; 2 — репейка литая оловянная, глухая, мелкомасштабная

Вместо полос для скрепления слюды иногда применяласъ провощенная суровая нить. Оконницы такой конструкции называются щитухами.

Друг с другом слюдяные пластины сопрягаются внахлест (рис. 1144). Полосы изготавливали из черного, либо из белого (луженого) железа. Полосы но периметру слюдяного полотна называются контурными (рис. 1130.3), остальные полосы — рядовые (рис. 1130.4). В сечении рядовые полосы могут быть плоскими (рис. 1144.2), уголком (рис. 1145)(уголок) и скругленными (рис. 1146) (дуговыми, желобковыми). Контурные полосы могут быть линейными (рис. 1137, 1138),либо фигурными (рис. 1147). Формы наращивания полос: прямые (рис. 1148)или простые, стрелки (рис. 1149), дуги (рис. 1150), трапеции (рис. 1151)или усеченные стрелки. При употреблении некондиционной слюды на трещины накладывали полосовые хвосты, отростки. Концы отростков также могли быть простыми (рис. 1152), (прямыми), стрелками (рис. 1154), стрелками усеченными (рис. 1153.1), (трапециями), дуговыми (рис. 1153.2).

Отростки, закрывающие щель в средней части ячейки и не сопрягающиеся с рядовыми полосами, называются плавающими (рис. 1154).

Гвозди, скрепляющие двойные полосы, называются носковыми (рис. 1148.1). Помимо носковых гвоздей полосы могут скрепляться заклепками (стержни, расплющенные с двух концов), либо треугольными скрепками, изготовленными из тонкой жести или непосредственно из полосового материала (рис. 1155).

Репейка, репей — декоративная деталь оконницы, закрепляемая в соответствии с композиционным замыслом на пересечении полос. По габаритам различаются большие, крупномасштабные (22—30 мм, рис. 1156), средние, средне-масштабные (12—14 мм, рис. 1157.1)и малые, мелкомасштабные (до 10 мм, рис. 1157.2).

По технологии — литые (рис. 1156.1, 1156.2, 1157.1, 1157.2), оловянные и кованые (рис. 1156.3)(жестяные). Могут быть ажурными (рис. 1156.1, 1156.2) (большие литые), либо глухими (малые литые) (рис. 1157.1, 1157.2),либо большие кованые (рис. 1156.3). Ажурные репьи обычно бывают орленые (рис. 1156.1), либо огурцы (рис. 1156.2).

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.