ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Любое окно притягивает взгляд, это всегда загадочная тайна, настроение, краса дома. Но и хлопот оно доставляет немало. Как же устраивали окна наши деды и прадеды?

Окно — устройство в стене для освещения интерьера естественным светом, визуальных связей между разделяемыми пространствами и для вентиляции. Некоторые функции могут быть ограничены или отсутствовать. Например, у окон второго яруса в двусветных залах, окнах под потолком в классных комнатах и ретирадах с матовыми или забеленными стеклами визуальные связи ограничены либо отсутствуют. В окнах с глухими переплетами и без форточек отсутствует вентиляционная функция.

Окна бывают простые и сложные.

Простое окно состоит из одного проема.

Типы простых окон (по форме).

В деревянных домах — окна косящатые, колодные, красные — с косяками и волоковые — в виде щели между венцами.

С подоконником на всю ширину проема; окна с непрямолинейным верхом, кружальные окна (коробовые, лучковые, трапециевидные, стрельчатые, митровые и т. д.).

Коробовые окна, в свою очередь, могут быть: полуциркульными со строгим полукругом; полуциркульными с повышенным центром; полуциркульными с пониженным центром; многоцентровыми.

Окна, лишенные подоконника, могут иметь форму многогранника (шестиугольные, восьмиугольные), круга (круглые, крутчатые) либо овала с вертикальной осью, с горизонтальной осью.

Сложное окно состоит из двух или более проемов, объединенных общей композицией и декоративными средствами. Простенки и надокония у сложных окон меньше, чем у простых.

Типы сложных окон: двойные (рис. 1019) (парные, флорентийские, в деревянных домах — пятиколодные). Двойное окно может внешне выглядеть, как один проем, но освещать разные помещения, будучи разделенными по вертикали средником (рис. 1020)или но горизонтали импостом (рис. 1021)— (бельэтаж и антресоли); тройные: а) три одинаковых проема (рис. 1022); б) итальянское (венецианское, палладиево, трехстанковое) состоят из среднего, главного, центрального окна и боковых полуокон (боковушек), которые разделяются каменными столбами (в каменных стенах) или деревянными стойками (главным образом, в деревянных стенах, иногда в каменных) (рис. 1023).

Окна двухъярусные в двусветных залах следует разделять на окна верхнего яруса (света) и окна нижнего яруса (света). Верхнему и нижнему оконным парадным ярусам обычно соответствуют окна антресольных и подантресольных комнат в жилой зоне (рис. 1024).

Двухъярусные окна не относятся к сложным.

Окна уличные — на уличном фасаде.

Окна дворовые — на дворовых фасадах.

Окна наружные — в наружных стенах.

Окна внутренние — в интерьерных стенах, обычно освещают темные помещения. Небольшие окошки в верхней части стен нельзя называть фрамугами, т. к. фрамуга — переплет, являющийся составной частью двери или окна.

Фонарь — обозначает три разных понятия:

1. Эркер (будка) — выступ в фасадной стене с трехсторонним остеклением.

2. Световой проем в перекрытии и кровле.

3. Бельведер со сплошным остеклением.

Ложные (фальшивые) окна, а также полуложные — имитация окон, предназначенная для сохранения композиционно-художественного замысла.

Фасадные ложные окна выкладываются в виде ниш, глубина которых соответствует глубине притолоки оконных проемов.

Дно ниши либо расписывается под переплеты, либо заполняется переплетом с остеклением идентичным переплетам данного яруса (ряда) окон. В деревянных домах окна имитируются набивкой наличников, иногда ставнями и остеклением.

Интерьерные ложные окна оформляются простыми нишами, заполняются переплетами с зеркальными стеклами, обозначаются росписью.

Полуложные окна: световой проем заполняет часть ниши ложного окна (рис. 1025).

Сопряженные с окном элементы стены:

· простенки, шафты, боковые столбы (рис. 1026.1);

· надоконье, надоконок, надоконная стенка (рис. 1026.2);

· подоконье (подоконок, подоконная стенка) (рис. 1026.3).


Рис. 1019, Окно двойное, парное, флорентийское

Рис. 1020. Двойное окно, разделенное по горизонтали

Puс. 1021. Двойное окно, разделенное по вертикали

Рис. 1022. Тройные окна. Три одинаковых проема

Рис. 1023. Тройные окна. Итальянское, венецианское, палладиево, трехстанковое окно

Рис. 1024. Окна двухъярусные, двусветные (на заднем плане)

Рис. 1025. Полуложное окно

Рис. 1026. Сопряженные с окном элементы стены:
1 — простенок, шафт, боковой столб; 2 — надоконье, надоконок, надоконная стенка; 3 — подоконье, подоконок, подоконная стенка; 4 — угловые простенки, угловые столбы

Рис. 1027. Амбразура окна с подоконной нишей

Рис. 1028. Зимние переплеты:
1 — верхняя фрамужная рама, фрамуга, верхушка, неподвижная обвязка; 2 — нижняя рама; 3, 4 — боковые рамы

Рис. 1029. Створные рамы, распашные

Рис. 1030. Подъемные составные переплеты:
1 — глухая рама, фрамуга; 2 — нижняя подъемная рама, нижний переплет, подъем, каретка

Рис. 1031. Цельно-составные распашные переплеты

Простенки — участки стены по сторонам от окна, бывают: междуоконные — между двумя соседними окнами; угловые — по углам здания (рис. 1026.4).

Подоконье — участок стены от подоконника до пола. На фасаде условно такой же участок стены вниз от наружного подоконника. Подоконье в интерьере в XVIII в. делали тоньше простенков, организуя подоконную нишу, которая вместе с вышележащим рассветным пространством называлась амбразурой (рис. 1027). Амбразура устраивалась для удобства подхода к окну и облегчения перемычки нижележащего окна.

Надоконье — участок стены от верхнего света до перекрытия. На фасаде — условно такое же расстояние от верха окна.

Надоконье включает в себя несущую конструкцию перекрытия проема. Чаще всего конструкция — арочная, распорная, определяет форму верха проема. Наиболее распространенная в конце XVIII— нач. XIX в. арка — лучковая; полуциркульная — свод, сводец, с прямым низом — перемычка.

Деревянное перекрытие проема — перекладина. Перекрытие из цельного камня — перекладина, архитрав.

Переплеты (оконницы, окончины, оконные переплеты, оконничные переплеты, оконные рамы, рамная обвязка) — представляют собой деревянную (металлическую) обвязку, заполненную светопроводным материалом, главным образом, стеклом.

Рама — неделимая часть переплетов.

Рамы переплетов могут быть глухими (закрепляются неподвижно) и подвижными; подвижные: створными и подъемными.

К глухим относятся зимние рамы, фрамуги, заполнения боковых полуокон итальянских окон, окон сеней, внутренних окон. Зимние рамы могут быть цельными и составными. В составных рамах две части: верхняя (рис. 1028.1) — фрамужная и нижняя (рис. 1028.2) либо две боковые (рис. 1028.3, 1028.4). Фрамуга (верхушка, неподвижная обвязка) — глухая рама в составе составных переплетов. Кренится в верхней части проема (верхняя фрамуга), реже в нижней (нижняя фрамуга).

Помимо переплетов в оконных проемах различались сплошные переплеты оранжерей, галерей, сеней, террас, бельведеров, фонарей в перекрытиях.

Створные рамы (распашные) (рис. 1029) называются створки, створы, половины, половинки, створные половинки. Створные рамы одностворные, двустворные, многостворные.

Переплеты могут состоять из одной рамы — простые, или из нескольких — составные.

Простые переплеты могут быть глухими или одностворными.

Составные переплеты могут иметь:

а) две или более глухих рам (глухие составные);

б) две или более подвижных рам (подвижные составные);

в) глухие и подвижные рамы (сложно-составные).

Подвижные рамы могут быть створными (створчатыми) и подъемными. Створные составные переплеты содержат в своем составе фрамугу и створки.

Составные переплеты делятся на автономно-составные и цельно-составные.

Автономно-составные — основной тип, состоят: из фрамуги и створок (рис. 1029) или подъема (рис. 1030). Каждая рама крепится к коробке отдельно.

Цельно-составные переплеты состоят из единой рамы на всю высоту проема, составляющей с фрамугой единую конструкцию. В нижней части рамы навешиваются створки (рис. 1031) или вставляется подъемный переплет (рис. 1032, 1033).

В холодных помещениях устанавливается один переплет (одинарный переплет). В отапливаемых вставлялась вторая зимняя рама. Такие устройства называются двойными переплетами.

Внутренние рамы могут быть не глухими, а створными, но для 1-й половины XIX в. это редкое явление.

Подъемно-составные переплеты состоят из верхней глухой рамы (рис. 1030.1) (фрамуги) и нижней подъемной (нижний переплет, подъем, каретка) (рис. 1030.2).

Форточка — небольшая рама, вставляемая в оконные переплеты для проветривания. Различают по устройству форточки вращающиеся створные (как створы на петлях) (рис. 1034), откидные (тоже на петлях (рис. 1035), сдвижные или форточки-каретки (по типу подъемных рам или волоковых ставен, на полозках (рис. 1036). Обвязка форточки называется рамкой, элементы рамки — бруски: верхний (рис. 1034.1), нижний (рис. 1034.2), боковые (рис. 1034.3).

Форточные притворы различают:

· форточки с гладким косым притвором (рис. 1037);

· с притвором в четверть (рис. 1038);

· с наплавом (рис. 1039).

Вместо форточек в переплеты створов могли вставляться трубки, трубочки, закрываемые пробками, они не получили широкого распространения.

Расстекловка — рисунок переплетов, их конструктивная схема.

Основные типы в 1-й половине XIX в.: восьмистекольные (рис. 1040), шестистекольные (рис. 1041), четырехстекольные (рис. 1044), двухстекольные (рис. 1045) —с равными ячейками. Пятистекольные переплеты (рис. 1042) — створки с горбыльками, фрамуга — чистая (рис. 1042.1). Трехстекольные переплеты — фрамуга и створки без горбыльков (рис. 1043). Цельные и зеркальные переплеты — по всей площади окна без членений (рис. 1046). Стекло кладется на замазку и закрепляется металлическими шпильками, иногда — раскладками (штапиками, профилированными рейками).

Деревянная часть рамы переплета называется обвязкой (вязкой). Обвязка состоит из контурной обвязки и горбыльков (рис. 1041.1). Контурная обвязка состоит из верхнего (рис. 1046.1), нижнего (рис. 1046.2), боковых брусков (рис. 1046.3), связанных в шип и на нагелях (деревянный гвоздь без шляпки, сколотень, втесневик). Боковые бруски створных рам: притворный (рис. 1043.2), петлевой (рис. 1043.3). Притворные бруски двустворчатых рам в закрытом состоянии образуют средник (рис. 1040.1).Широкий вертикальный горбылек фрамуги также называется средником — средник фрамуги (рис. 1040.2).Нижняя обвязка фрамуги — притворная (рис. 1040.3). Правая створка летних рам с наружной стороны имела нащельник (губки, планки, штаники, накладные реечки) (рис. 1046а). Коренной нащельник выбирается в массиве обвязочного бруска. Накладной — прибивается или приклеивается. Обычно нащельники профилируются калевкой — окалеванный нащельник.

С наружной стороны летних рам на нижних брусках створа фрамуги или каретки делали отливы (сливы) (рис. 1047.1, 1048.1). Коренной отлив составляет единый массив с обвязкой, приставной — пробивается или приклеивается; врезной — вставляется в специально выбранный и обвязке паз. С нижней стороны отлива для обеспечения стока воды выбирается продольная канавка (шпунт, желобок, дорожка, рис. 1047.2, 1048.2). Нижняя плоскость отлива между желобком и наружным краем называется слезником или капельником (рис. 1047.3, 1048.3).


Рис. 1032. Цельносоставные подъемные переплеты с опущенной кареткой

Рис. 1033. Цельносоставные подъемные переплеты с поднятой кареткой

Рис. 1034. Форточка створная, вращающаяся:
1 — верхний брусок; 2 — нижний брусок; 3 — боковые бруски

Рис. 1035. Откидная форточка

Рис. 1036. Сдвижная форточка, форточка на полозках, каретка

Рис. 1037. Обвязка форточки с гладким притвором

Рис. 1038. Обвязка форточки с притвором в четверть

Рис. 1039. Обвязка форточки с наплавом

Рис. 1040. Восьмистеколъные переплеты:
1 — створный средник; 2 — средник фрамуги; 3 — притворная обвязка фрамуги

Рис. 1041. Шестистекольные переплеты:
1 — горбылек; 2 — средние фрамуги

Рис. 1042. Пятистекольные переплеты:
1 — чистая фрамуга

Рис. 1043. Трехстекольные переплеты:
1 — чистая фрамуга; 2 — притворные брусок; 3 — петлевой брусок

Рис. 1044. Четырехстекольные переплеты

Рис. 1045. Двухстекольные переплеты

Рис. 1046. Цельные, зеркальные переплеты, чистая, простая рама:
1 — верхний брусок; 2 — нижний брусок; 3 — боковые бруски

Рис. 1046а. Сечение притворного вертикального средника:
1 — нащельник, губка, планка, штапик, накладная рейка

Рис. 1047. Нижний брусок летних рам:
1 — слив, отлив; 2 — желобок, дорожка, шпунт, продольная канавка; 3 — слезник, капельник

Рис. 1048. Горизонтальный средник створных летних переплетов:
1 — слив, отлив; 2 — желобок, дорожка, продольная канавка, шпунт; 3 — капельник, слезник; 4 — подушка стекольной четверти

Рис. 1049. Уплощенный четвертной вал в четвертях

Рис. 1050. Четвертной вал с одной четвертью

Рис. 1051. Четвертной вал без четвертей

Рис. 1052. Каблук

Рис. 1053. Фаски

Рис. 1054. Безкалевочпое ребро

Рис. 1055. Четверть

Горбыльки (горбыли, разделки) — бруски, членящие раму, в соответствии со схемой расстекловки (рис. 1041.1). Широкие горбыльки в средней части переплетов называются средниками (рис. 1041.2).С внутренней стороны обвязку профилировали; все ее элементы целиком (полная профилировка); или их часть (частичная профилировка); а в ряде случаев — на чердаках, в чуланах обвязку не профилировали (бескалевочные переплеты). Профилировка обвязки носит названия: калевка, отборка, профиль, облом, задорожник.

Основные наименования калевок, применявшихся в первой половине XIX в.

· уплощенный четвертной вал в четвертях (рис. 1049);

· четвертной вал с одной четвертью (рис. 1050);

· четвертной вал без четвертей (рис. 1051);

· каблук (рис. 1052);

· фаска (рис. 1053);

· бескалевочное ребро (рис. 1054);

· четверть (рис. 1055).

Притвор — соединение притворных брусков. Основной его тип — косой притвор с четвертью (скошенный фальц) (рис. 1046). Створки с фрамугой соединялись в прямой фальц с четвертью (рис. 1048). Впритворных фальцах между рамами делался зазор на окраску и разбухание рам от влаги. Обязательный элемент обвязки — четверть остекления (кромка, фальц, фальц стекольный, четверть) с наружной стороны. Плоскость четверти, на которую укладывается стекло, называется подушкой (рис. 1048.4).

Ставни, вставни, затворы различаются:

1) наружные но конструкции:

· щитовые;

· филенчатые;

по материалу:

· железные;

· деревянные;

2) внутренние по конструкции:

· щитовые, как правило на шпонках;

· филенчатые состоят; из обвязки, заполненной филенками плоскими или фигаррейными (со скосом по периметру);

· жалюзи: обвязка, лопасти.

По устройству ставни:

· приставные;

· створные, одностворные, двустворные и др. (на петлях);

· сдвижные;

· подъемные;

· свертывающиеся.

Зимой для стока конденсата с переплетов могли применяться веревочки.

Декор оконный

Различаются интерьерный и фасадный. На плоскости фасадов декорируют надокоиье, подоконье, простенки.

Декор надоконья. Надоконные украшения называются сандриками. Сандрики бывают трех основных типов: 1) простой карниз (рис. 1056, 1057); 2)карниз с парапетом (рис. 1058); 3) фронтоны (рис. 1059). Плоскость между проемом и сандриками называется фризом (рис. 1056.1, 1057.1, 1058.1, 1059.1). Внутренняя плоскость фронтона называется тимпаном (рис. 1059.2). Сандрик может опираться на консоли (рис. 1057.2) (кронштейны, крагшейны) и камешки (упрощенный вариант консоли) (рис. 1056.2).


Рис. 1056. Простой карниз с камешками:
1 — фриз; 2 — камешки

Рис. 1057. Простой карниз с кронштейнами:
1 — фриз; 2 — консоль, кронштейн, крагштейн

Рис. 1058. Карниз с парапетом:
1 — фриз

Рис. 1059. Карниз с фронтоном
1 — фриз; 2 — тимиан

Рис. 1060. Рельефно выявленная перемычка:
1 — замок; 2 — каменья; 3 — щеки каменьев

Рис. 1061. Автономная ниша

Рис. 1062. Совмещенная ниша

Рис. 1063. Нижняя часть оконного проема:
1 — полочка, подушка, постамент; 2 — камешки

Надоконье прямоугольных и лучковых окон может быть украшено рельефно выявленными замком (рис. 1060.1) или всей перемычкой (рис. 1060), расчлененной на отдельные элементы, называемые каменьями (рис. 1060.2). Кромка каменьев называется щекой (рис. 1060.3). Круглые полуциркульные окна и окна с полуциркульным завершением могут быть украшены элементами руста (квадрами ). Надоконья могут декорироваться нишами различной формы (прямоугольной, круглой, стрельчатой, коробовой). Ниши могут быть совмещенными (рис. 1061) с нишей окна, а могут быть автономными (рис. 1062). В надоконьях распространенным украшением были лепные детали.

Стороны окна могли декорировать наличниками, нишами, колонками или лопатками.

Декор подоконья. Подоконье декорируют нишами, балясниками, декоративными решетками, имитирующими ограждение балконов. Подоконный декор может венчаться подоконной плитой, профилированной криволинейным обломом или полочкой. Полочка (рис. 1063.1) (подушка, постамент) может поддерживаться двумя прямоугольными выступами (камешками) (рис. 1063.2).

Проемы могут обрамляться декоративными нишами.

Интерьерный декор оконных проемов. Надоконье в интерьерах может украшаться живописными средствами. Внутренняя подоконная плита и внутренний наличник профилируются.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.