ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Приложение 7 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОЛЕРНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Любое из наслоений может содержать в себе живописные элементы. Каким бы Предположительно ценным ни был первоначальный искомый слой, последующие слои могут оказаться художественно не менее, а нередко и более ценными. Исследованиям следует подвергнуть каждый слой.

Каждый объект в каждый строительный период обладает единством цветового архитектурного решения. В связи с этим определение первоначального цветового ансамбля, а также цветовых наслоений последующих строительных периодов — задача чрезвычайной важности. При определении колеров различных форм первостепенное значение имеет первоначальный колерный слой, т. к. он связан с формой хронологически. Фиксировать следует и последующие слои, т. к. они позволяют наглядно проследить цветовую трактовку форм каждой художественной эпохи на протяжении продолжительного времени.

Все виды и формы исследований на памятниках должны начинается с отделочных исследований, а нередко ими и ограничиться. Это правило следует неукоснительно соблюдать всегда, независимо от сложности и глубины изыскательских задач.

При натурных научно-исследовательских работах на памятниках как наиболее безболезненный может быть признан метод последовательного внедрения в материальные структуры памятника: сначала изучается поверхность стены (последовательно расчищаются красочные слои или расслаиваются обойные напластования), затем, после фиксации результатов исследований принимается обоснованное решение о целесообразности, объемах и координатах снятия штукатурного слоя. Штукатурных слоев может быть несколько, и каждый на поверхности может содержать красочные или живописные слои, которые так же последовательно подвергаются расчисткам и фиксации. На поверхности коренного материала капитальных стен могут сохраняться первоначальные виды отделочных работ: на кирпиче — побелка или окраска, на дереве — обои. Только после тщательного изучения всех материальных напластований можно решать вопрос о производстве глубинных зондажей в дереве или кладке. Если, в поисках следов в кирпичной кладке XVI в. сразу приступить к глубинному зондированию, снять штукатурные слои XVII и XVIII вв., можно разрушить ценнейшие художественные образцы монументальной живописи. При этом всегда присутствует риск не получить ожидаемых результатов в кладке XVI в.

Колерные исследования лучше производить на профессиональном уровне, силами художников-реставраторов, с использованием специального оборудования и химикатов, но при обязательном наблюдении и участии архитектора-реставратора.

Исследование первоначального цвета различных поверхностей требует удаления позднейших слоев краски, штукатурки, обоев, побелки и т. д., поэтому даже при кажущемся одном слое покраски необходимо убедиться в этом путем расчистки до основного материала.

Любое из наслоений может содержать в себе живописные элементы. Каким бы предположительно ценным ни был первоначальный искомый слой, последующие слои могут оказаться художественно не менее, а нередко и более ценными. ИССЛЕДОВАНИЯМ СЛЕДУЕТ ПОДВЕРГНУТЬ КАЖДЫЙ СЛОЙ.

При исследованиях масляных наслоений полезно помнить, что деревянные изделия было принято красить за два, а то и за три раза. В этом случае первые, нижние слои являются подготовительными, а чистовым, лицевым второй либо третий. В процессе многолетнего плотного соприкосновение происходит процесс взаимопроникновения смежных слоев, отчего простое механическое расслоение их традиционными методами становится проблематичным. В таких случаях производятся специальные технологические исследования под микроскопом при помощи специального инструментария.

Пигменты, устойчивые к агрессивным средам, применялись далеко не всегда, отчего они нередко имеют тенденцию к разложению светом, либо активными химическими составами, содержащимися в воздухе. По этой причине каждый слой подвергается качественному и количественному анализу с целью выявления в поверхностной структуре слоя разложившихся пигментов.

Колерные исследования можно разбить на три стадии:

 

  • натурные исследования;
  • фиксация, описание, датировки;
  • рекомендации.

Интерьеры

Стены. На деревянных, в том числе оштукатуренных изнутри стенах, следует искать бумажные обои, наклеенные непосредственно на сруб. При этом необходимо отметить:

1) материал и размеры бревен;

2) материал конопатки и толщина шва;

3) наличие и материал шпаклевки между бревнами;

4) способ крепления обоев (гвозди, тип гвоздей, клей и т. д.);

5) наличие бумажной или тканевой прокладки между срубом и обоями, прокладка сплошная или только вдоль швов;

6) сохранность обоев на наружных и внутренних стенах, причины неодинаковой сохранности;

7) оклейка бумажными полосами или отдельными бумажными листами без определенного порядка;

8) направление нахлестов на боковых стенах: к свету или от света; лучше проследить направление нахлестов по всему помещению;

9) величины вертикальных и горизонтальных нахлестов;

10) бумажные полосы рулонные или склеенные из отдельных листов; размеры листов, ширина полос;

11) обои произведены фабричным способом, окрашены клеевыми составами на месте; рисунок напечатан машинным способом, нанесен по трафарету;

12) стену венчает: наклеенный или нанесенный по трафарету бордюр, простая полоса, проведенная на расстоянии от потолка.

Если стены первоначально были сплошь затянуты тканью (не в рамах), остатки ткани можно обнаружить под плинтусами или под рейками, набитыми под фризом карниза и вдоль дверных и оконных наличников.

В парадных помещениях, особенно в залах, цветом могут быть имитированы архитектурные детали: пилястры, панели, ниши, а также возможны живопись или гризайль. Поэтому пробные расчистки необходимо делать в местах предполагаемых живописных элементов на значительныой поверхности. При поиске изображенных цветом пилястр рекомендуется произвести раскрытие горизонтальной полосой ши-риной 10 см вдоль всей стены, а при поиске панелей — вертикальной полосой шириной 20 см от пола на высоту до 1 м.

В помещениях, где отсутствует штукатурный карниз (антресоли, лестницы), необходимо искать рисованный карниз, для чего также первоначальный слой открывается полосой шириной 20 см и от потолка на 50 см.

При колерных обследованиях в южных помещениях следует помнить, что под воздействием солнечных лучей некоторые пигменты разрушаются и цвет меняется, поэтому необходимо избегать мест, подверженных непосредственному воздействию солнечных лучей.

Орнаментированные обои следует снимать ограниченно, в таких размерах, которые позволяют произвести реконструкцию рисунка. Лучшим способом фиксации следует признать сканирование поверхности стены ручными электронными сканерами. Обои лучше не демонтировать со стены, если этого не требует консервационная технология.

При наличии слоев газеты необходимо предпринять попытку продатировать их. Если есть возможность продатировать какой-либо слой, нужно попытаться продатировать остальные слои.

Если в деревянном доме не обнаружены обои по дереву, покраску следует искать по штукатурке с последующим взятием образцов или производством выкрасок на месте.

Покраску по штукатурке нужно искать в каменных домах. При этом следует помнить, что известь штукатурки могла изменить насыщенность и даже тон цвета, а слои краски могли осыпаться. Поэтому нужно искать места наилучшей сохранности.

Бывают случаи, когда парадные помещения окрашены по штукатурке, а антресольные — по бумаге, оклеенной непосредственно по окантованной поверхности сруба. В связи с этим обои следует искать под штукатуркой в каждом помещении, предварительно исследовав поверхность штукатурки.

Бывают случаи окраски непосредственно по дереву клеевыми красками (в холодных сенях). В подсобных помещениях такие случаи наиболее распространены.

Потолки. Если в помещении под штукатуркой обнаружены обои, их следует искать под штукатуркой и на потолке. Под наслоениями могут быть плафонная живопись, гризайль, имитация розеток для люстр, кессонов и т. д. Поэтому, для полного восстановления первоначального облика интерьеров, потолки необходимо обследовать не менее, если не более тщательно, чем стены. Очень редко при бумажных обоях на стенах потолки могли штукатурить.

Полы. В связи с тем, что полы покрывались сразу двумя или тремя слоями краски, их все необходимо фиксировать. Колерные зондажи полов рекомендуется производить в местах, менее всего подверженных механическому воздействию обуви, например в углах.

При наличии фриза его нужно зондировать отдельно. Также отдельно нужно исследовать плинтус.

В паркетных полах, помимо определения породного состава различных декоративных элементов, следует указать их цвета, а также расположение волокон текстуры. Деревянные детали: двери, окна, панели, изготовленные из дуба, часто позднее закрашиваются масляными красками. На поверхности дубовых изделий следует искать лак, его остатки и следы. Лаком могли покрывать и сосновые детали. Дверные полотна могли окрашиваться дифференцированно, поэтому исследовать необходимо каждую деталь: калевку, филенку, плинтус, обвязки, фигарреи. Рисунок двери может быть нанесен и морилкой.

На дверных филенках возможны росписи и даже живопись: портретная, сюжетная. Окна. Рамы летние и зимние с обеих сторон, рассветы, подоконники, наличники, оконные ниши.

Двери. Полотно двери, входные и двухфасадные — с двух сторон отдельно: калевки, филенки и пр. Коробка, наличники, плинтус.

Печи. Изразцовые с рисунком — пропорциональное соотношение цветов, доминирующий тон. Одноцветные изразцы — цвет с указанием характера фактуры: глянцевая, матовая. В белых изразцах — цветовой оттенок. Печи с неполивными изразцами, окрашенными в цвет стены.

Лестницы. Окраска ступеней, поручней, балясин, столбиков, панелей, плинтусов — дифференцированно. Различные элементы (балясины) также исследовать частями. Антаблементы: карниз, фриз и архитрав отдельно.

Интерьерный металл (душники полов, вентиляционные решетки, печные приборы, дверная и оконная фурнитура), изготовленный из латуни, не красился, но мог золотиться. Железные и чугунные детали красились, чаще черной масляной краской — не только для красоты, но и для предохранения от коррозии.

Фасады

Обработка поверхности стены, обшивка деревом, штукатурка, известковая обмазка, побелка.

Основной цвет прясла стены — искать как по штукатурке, так и под ней. Прочие элементы фасада:

1) русты, междурустья;

2) ордер-антаблемент, колонны или пилястры, канители, базы, модульоны;

3) наличники, пояса, архивольты, фартуки, накладные доски, подоконники, ниши и т. д.;

4) цоколь или цокольный этаж, с указанием материала;

5) крыша, слуховые окна;

6) дымовые трубы;

7) окраска ниши ложных окон — имитация цветом стекол и столярки;

8) изделия из металла: зонты, решетки окон, балконов, портиков с выявлением позолоты на черном общем фоне или какой-либо другой цветовой дифференциации.

Указать автора и дату исследований.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.