ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Приложение 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБМЕРАМ И ОБСЛЕДОВАНИЯМ СЛЮДЯНЫХ ОКОННИЦ

Неплотность соединений — результат высыхания древесины и уменьшения ее в размерах. Для устранения дефекта на петлевую кромку нашивают планку из сухой древесины толщиной не менее 10 мм — на шурупах и клеях повышенной водостойкости.

 

1. Место хранения: точное и полное; название организации, хранящей образец (музей, памятник), фонды, инв. №№, аннотация.

Откуда поступила, дата поступления; характеристика объекта; где была применена (функциональная принадлежность, материал стен, социальное положение хозяев, датировка сооружения и пр.); характеристика и, желательно, обмер проема с коробкой или без нее. Автор и дата обследования.

2. Рама деревянная:

материал: дуб, сосна, лиственница и пр.;

характер инструментальной обработки поверхности (топор, шерхебель, фуганок);

способы соединения линейных элементов; шины и нагеля; шипы прямоугольные, сковородневые, клиновидные; форма, размеры и материал нагелей; способы их крепления: вбиты или введены в просверленное отверстие; следует обращать внимание на соответствие степени выветренности рамы и нагеля, это помогает решить вопрос о первоначальности нагелей; узел соединения линейных элементов деревянной обвязки следует зарисовать и обмерить отдельно; зафиксировать, какие элементы содержат шины, какие пазы или гнезда;

способ крепления слюдяного полотна к раме: а) прибивается гвоздями к поверхности обвязки; б) вставляется в паз, выбранный во внутренней кромке рамы; в первом случае контурная железная полоса вставлена в четверть или наложена на пласть деревянной обвязки; четверти и пазы обмеряются;

фаска или калевка на внутреннем ребре рамы — отжимаются пластилином; фаска отжимается в нескольких местах, т. е. по периметру может быть неравномерной по вели-чине и по наклону к плоскостям, ориентация фаски или калевки (в интерьер или наружу); прерывность фаски в местах примыкания прутов фиксировать в натуральную величину; отмечать также отсутствие калевки или фаски;

выветренность рамы; указывать, какая именно поверхность выветрена, и ориентировать но этому признаку все элементы оконного полотна; репей, фаски, пруты; иногда выветренной бывает только часть наружной плоскости рамы, находившейся вне притворной четверти; эти наблюдения позволяют определить первоначальность рамы; ориентацию ее по отношению к улице и интерьеру и направление открывания ее — на улицу или в интерьер;

металлические приборы — обмеряются и переносятся на бумагу в натуральную величину; датирование приборов; прочеканка и пр.; отделка поверхности — полуда, позолота, окраска...; способы крепления к раме; материал массива — железо, медь; технология изготовления — ковка, литье; метрическая привязка к обвязочной раме; при отсутствии металлических приборов следует искать и фиксировать их следы: отверстия от крепления гвоздей, дерево под петлями и уголками выветривается в меньшей степени, чем открытая поверхность, следы ржавчины и т. д.

Окраска — следует иметь ввиду, что покраска может быть дифференцированной, например, калевка окрашена колером, отличным от о краски остальной поверхности рамы.

Репей. Материал — железо, олово и пр. Технология изготовления — литье, ковка. Форма, размеры. Способы декорировки. Толщина. Отделка поверхности — позолота, полуда, покраска. Куда ориентированы — наружу или в интерьер. Бумага или сукно под ажурными репьями, их окраска.

Слюда. Прозрачность. Слоистость. Цветовой оттенок. Толщина. Степень сохранности. В составных ячейках крепление: а) нитками; б) полосами; в) без крепления. Соединение пластин под полосами, величина нахлеста. Соединение слюдяных пластин: а) с учетом попадания влаги на поверхность оконницы; б) беспорядочно.

Живопись по слюде. Электронное сканирование, а также фотофиксация на широкую цветную обратимую пленку, на просвет. Когда есть возможность, определять технику живописи, красочные составы, толщину совмещенных слюдяных пластин, ориентацию их — в интерьер или наружу.

6. Полосы. Материал — железо, медь. Толщина полос. Ширина разных полос может быть неодинакова, поэтому мерить следует все типоразмеры. Также неодинаковы, как правило, дуговые или криволинейные полосы, утоненные к концам, их также следует мерить в самом широком и самом узком местах. Фрагменты контурных фигурных полос следует отжимать на бумагу в натуральную величину. При прочеканке отдельных полос отверстиями или точками — метрическая привязка последних, их диаметр и шаг. Поперечное сечение — прямое, круглое или уголком. Полуда, позолота, покраска. Искать их следует на внутренней стороне полос, так как снаружи они обычно утрачиваются. Формы нахлестов: прямые, стрелки дуговые или трапеции. Последовательность сборки полотна: наложение полос друг на друга. На каком фасаде обвязочной рамы закреплено полотно.

7. Отростки. Толщина. Ширина. Форма окончаний: прямые, стрелки дуговые, трапеции. Сопряжение с полосами. Поперечное сечение. Соответствие ширины отростков ширине полос.

8. Способы крепления полос.

Гвозди носковые. Материал. Шляпки. Их форма и габариты. Стержень — форма, длина, сечение. Технология изготовления. Полуда и окраска. На какой фасад ориентированы шляпки и загнутые стержни — наружу или в интерьер.

Шаг — среднее расстояние между ними.

Гвозди крепления контурной полосы к деревянной раме. Материал. Шляпки, стержни, форма, габариты, технология изготовления. Шаг — несколько конкретных размеров и усредненный интервал.

Заклепки. Материал — железо, медь. С какой стороны расклепаны. Форма и габариты. Шаг заклепок.

9. Пруты. Материал — железо, дерево. Сечение. Размеры. Если сечение неправильной формы (не прямоугольник и не круг) следует отжать его пластилином. Способы соединения с деревянной рамой. Прерывность фаски в местах соединения фиксировать в натуральную величину. Способы крепления к пруту слюдяного полотна. Отделка поверхности (полуда, покраска). Технология изготовления. Метрическая привязка к раме.

Обмеры. Общий обмер — лучше производить фотоспособом. Этот метод позволяет фиксировать все неровности линейных элементов и их деформаций. Для построения габаритной модели следует обмерить все стороны и триангулировать обмер диагоналями.

Все узлы, детали следует подробнейшим образом описывать и обмерять. Криволинейные детали отжимать пластилином или переносить на бумагу в натуральную величину.

10. Фотофиксация. Два фасада — общие виды. Фрагменты, узлы, детали.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.