ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Приложение 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБМЕРАМ И ОБСЛЕДОВАНИЯМ СЛЮДЯНЫХ ОКОННИЦ

Неплотность соединений — результат высыхания древесины и уменьшения ее в размерах. Для устранения дефекта на петлевую кромку нашивают планку из сухой древесины толщиной не менее 10 мм — на шурупах и клеях повышенной водостойкости.

 

1. Место хранения: точное и полное; название организации, хранящей образец (музей, памятник), фонды, инв. №№, аннотация.

Откуда поступила, дата поступления; характеристика объекта; где была применена (функциональная принадлежность, материал стен, социальное положение хозяев, датировка сооружения и пр.); характеристика и, желательно, обмер проема с коробкой или без нее. Автор и дата обследования.

2. Рама деревянная:

материал: дуб, сосна, лиственница и пр.;

характер инструментальной обработки поверхности (топор, шерхебель, фуганок);

способы соединения линейных элементов; шины и нагеля; шипы прямоугольные, сковородневые, клиновидные; форма, размеры и материал нагелей; способы их крепления: вбиты или введены в просверленное отверстие; следует обращать внимание на соответствие степени выветренности рамы и нагеля, это помогает решить вопрос о первоначальности нагелей; узел соединения линейных элементов деревянной обвязки следует зарисовать и обмерить отдельно; зафиксировать, какие элементы содержат шины, какие пазы или гнезда;

способ крепления слюдяного полотна к раме: а) прибивается гвоздями к поверхности обвязки; б) вставляется в паз, выбранный во внутренней кромке рамы; в первом случае контурная железная полоса вставлена в четверть или наложена на пласть деревянной обвязки; четверти и пазы обмеряются;

фаска или калевка на внутреннем ребре рамы — отжимаются пластилином; фаска отжимается в нескольких местах, т. е. по периметру может быть неравномерной по вели-чине и по наклону к плоскостям, ориентация фаски или калевки (в интерьер или наружу); прерывность фаски в местах примыкания прутов фиксировать в натуральную величину; отмечать также отсутствие калевки или фаски;

выветренность рамы; указывать, какая именно поверхность выветрена, и ориентировать но этому признаку все элементы оконного полотна; репей, фаски, пруты; иногда выветренной бывает только часть наружной плоскости рамы, находившейся вне притворной четверти; эти наблюдения позволяют определить первоначальность рамы; ориентацию ее по отношению к улице и интерьеру и направление открывания ее — на улицу или в интерьер;

металлические приборы — обмеряются и переносятся на бумагу в натуральную величину; датирование приборов; прочеканка и пр.; отделка поверхности — полуда, позолота, окраска...; способы крепления к раме; материал массива — железо, медь; технология изготовления — ковка, литье; метрическая привязка к обвязочной раме; при отсутствии металлических приборов следует искать и фиксировать их следы: отверстия от крепления гвоздей, дерево под петлями и уголками выветривается в меньшей степени, чем открытая поверхность, следы ржавчины и т. д.

Окраска — следует иметь ввиду, что покраска может быть дифференцированной, например, калевка окрашена колером, отличным от о краски остальной поверхности рамы.

Репей. Материал — железо, олово и пр. Технология изготовления — литье, ковка. Форма, размеры. Способы декорировки. Толщина. Отделка поверхности — позолота, полуда, покраска. Куда ориентированы — наружу или в интерьер. Бумага или сукно под ажурными репьями, их окраска.

Слюда. Прозрачность. Слоистость. Цветовой оттенок. Толщина. Степень сохранности. В составных ячейках крепление: а) нитками; б) полосами; в) без крепления. Соединение пластин под полосами, величина нахлеста. Соединение слюдяных пластин: а) с учетом попадания влаги на поверхность оконницы; б) беспорядочно.

Живопись по слюде. Электронное сканирование, а также фотофиксация на широкую цветную обратимую пленку, на просвет. Когда есть возможность, определять технику живописи, красочные составы, толщину совмещенных слюдяных пластин, ориентацию их — в интерьер или наружу.

6. Полосы. Материал — железо, медь. Толщина полос. Ширина разных полос может быть неодинакова, поэтому мерить следует все типоразмеры. Также неодинаковы, как правило, дуговые или криволинейные полосы, утоненные к концам, их также следует мерить в самом широком и самом узком местах. Фрагменты контурных фигурных полос следует отжимать на бумагу в натуральную величину. При прочеканке отдельных полос отверстиями или точками — метрическая привязка последних, их диаметр и шаг. Поперечное сечение — прямое, круглое или уголком. Полуда, позолота, покраска. Искать их следует на внутренней стороне полос, так как снаружи они обычно утрачиваются. Формы нахлестов: прямые, стрелки дуговые или трапеции. Последовательность сборки полотна: наложение полос друг на друга. На каком фасаде обвязочной рамы закреплено полотно.

7. Отростки. Толщина. Ширина. Форма окончаний: прямые, стрелки дуговые, трапеции. Сопряжение с полосами. Поперечное сечение. Соответствие ширины отростков ширине полос.

8. Способы крепления полос.

Гвозди носковые. Материал. Шляпки. Их форма и габариты. Стержень — форма, длина, сечение. Технология изготовления. Полуда и окраска. На какой фасад ориентированы шляпки и загнутые стержни — наружу или в интерьер.

Шаг — среднее расстояние между ними.

Гвозди крепления контурной полосы к деревянной раме. Материал. Шляпки, стержни, форма, габариты, технология изготовления. Шаг — несколько конкретных размеров и усредненный интервал.

Заклепки. Материал — железо, медь. С какой стороны расклепаны. Форма и габариты. Шаг заклепок.

9. Пруты. Материал — железо, дерево. Сечение. Размеры. Если сечение неправильной формы (не прямоугольник и не круг) следует отжать его пластилином. Способы соединения с деревянной рамой. Прерывность фаски в местах соединения фиксировать в натуральную величину. Способы крепления к пруту слюдяного полотна. Отделка поверхности (полуда, покраска). Технология изготовления. Метрическая привязка к раме.

Обмеры. Общий обмер — лучше производить фотоспособом. Этот метод позволяет фиксировать все неровности линейных элементов и их деформаций. Для построения габаритной модели следует обмерить все стороны и триангулировать обмер диагоналями.

Все узлы, детали следует подробнейшим образом описывать и обмерять. Криволинейные детали отжимать пластилином или переносить на бумагу в натуральную величину.

10. Фотофиксация. Два фасада — общие виды. Фрагменты, узлы, детали.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.