ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

К дефектам картин, писанных на досках, относятся трещины различного характера. Часто это происходит в результате расхождения старой склейки доски, частичного и даже полного, до развала склеенных частей включительно. Причиной тому служат: отсыревание, в результате которого клей размягчается и теряет связующую силу; чрезмерное пересыхание, также неблагоприятно отражающееся на клее. Эти причины усугубляются механическим воздействием: нажимами, толчками и т.п.

Картина при неаккуратном обращении может треснуть или расколоться пополам даже в свежих местах при сохранении прежних мест склейки.

Изломы свежие и изломы по старым склейкам, помимо распада доски на части, часто вызывают осыпи грунта и живописи по бортам излома. Мельчайшие частицы осыпи тут же теряются, но более крупные отслаивания могут быть сохранены и их следует укрепить до начала новой склейки. Процесс склеивания распавшейся доски не представляет какой-либо исключительной трудности. От работающего требуются прежде всего навыки в столярном деле, аккуратность, выражающаяся в оберегании самого красочного слоя от царапин и ссадин, и соблюдение приведенных ниже указаний.

Склейка досок по старым местам соединения производится так. Прежде всего нужно удалить старый клей, так как при нанесении клея на остатки старого никогда не может выйти хорошей склейки. Ребра досок, подлежащие склеиванию, при помощи тампона из ваты или кисти, слегка увлажняют теплой водой, наблюдая за тем, чтобы вода не растекалась по живописи. Увлажнение производится в несколько приемов до тех пор, пока клеевые сгустки не превратятся в студнеобразную массу, после чего клей счищают кончиком ножа и вытирают тряпкой. При этом работающий должен следить за тем, чтобы не повредить волокон древесины, а сохранить имеющиеся выступы и углубления.

Склеивание происходит тем сильнее, чем плотнее прилегают друг к другу соединяемые поверхности. Следовательно, сохранение выступов и углублений в изломе доски, при точном их совпадении, даст самые положительные результаты. Лучший результат склейки обусловливается еще сильным зажимом склеиваемых частей. Для этой цели применяются хорошо известные в столярном деле цвимки (рис. 22).


22. Цвимки простые и винтовые

Они представляют собой рейки с выемками, приблизительно соответствующими ширине склеиваемых досок вместе взятых, и служат в качестве тисков, зажимающих силой клинков или винтов (в усовершенствованных винтовых цвимках).

Простые цвимки изготовляются всегда по нужному размеру, выемку в них делают соответственно ширине склеиваемых досок с прибавкой 3—4 сантиметра для клинков.

Когда картина подготовлена к склейке, обе склеиваемые части намазывают чистым столярным клеем, не густым и теплым (обычный рабочий клей столяра), и соединяют их, строго соблюдая соответствие выпуклостей и впадин досок и следя за плотностью прилегания склеиваемых мест(1.

Затем по возможности быстро (чтобы клей не студенился) картину укладывают в выемки цвимок лицевой стороной вверх, вставляют между бортами картины и выемками цвимок прокладочки из фанеры или картона и клинки. Убедившись, что картина лежит правильно и доски не сдвинулись, легкими ударами молота забивают клинки. Учитывая громадную силу клина, не следует вбивать клинья слишком сильно, так как доска может изогнуться и вылететь из тисков с большими повреждениями. Прекращают действие тисков тогда, когда излишки клея перестанут интенсивно выделяться из «шва». Выступивший клей, пока еще он не высох, нужно тотчас же вытереть ватой, сначала влажной, затем сухой, не оставляя на поверхности прилипших волоконцев ее.

При нормальных температуре и влажности воздуха в мастерской картину можно освободить из тисков на второй день.

Свежие изломы склеивают точно так же, только в данном случае исключается операция расчистки старого клея. Обычно свежие изломы склеиваются лучше.

При обследованиях картин, писанных на досках и впоследствии реставрированных, нам приходилось видеть дополнительные крепления при склейках, примененные старыми реставраторами. Так, иногда с тыльной стороны на линию соединения наклеивали в долевом направлении планку или врезали так называемые «ласточки» в поперечном направлении. На наш взгляд, эти мероприятия не рациональны. Если можно мириться с продольной планкой, то поперечные «ласточки» вызывают возражения. Под воздействием атмосферных колебаний объем доски меняется, причем изменения эти зависят от направления древесных волокон. Всякие вставки поэтому будут в какой-то мере затруднять естественный ход изменений доски, а это неминуемо скажется и на состоянии картины.

Хорошо склеенная доска при нормальном режиме и нормальном обращении может прекрасно сохраняться долгое время, поэтому мы не рекомендуем прибегать к каким бы то ни было дополнительным мерам, за исключением тех, о которых речь будет впереди.

____________

1) Иногда приходится несколько «протереть» доски друг о друга, чтобы убедиться в том, что выпуклости совпали, и предварительно вытеснить лишний клей.

Первоисточник: 
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.