ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Раздел может служить в качестве как источника информации, так и методического пособия по проектированию.

См. также

«Рекомендации по обмерам и обследованиям дверных проемов и заполнений», а также терминологический справочник «Двери».

 Функциональная принадлежность  помещений, в которых проектируются полы, имеет чрезвычайное, если не решающее значение в выборе типа полов. Проектирование полов начинается не только в типологических вариантах рисунка паркета, но, в первую очередь, в целесообразности их применения в конкретном памятнике. Современная реставрационная практика, к сожалению, изобилует случаями самого широкого применения паркетов во всех зонах и помещениях памятника, причем рисунок современного паркета подбирается «под старину».

В первой половине XIX в. паркеты применялись не во всех домах, это зависело от имущественного или социального положения заказчика далеко не всегда.

В случаях, когда паркеты настилали, делали это не во всех комнатах (первая половина XIX в.), а только в парадной зоне, т. е. в небольшой части дома, а иногда только в одной комнате. В остальных комнатах, жилых и, тем более, подсобных, полы настилали дощатые, либо дощатые щитовые. Паркеты настилались в анфиладах, они были предметом особой гордости хозяев, но делались паркеты только для гостей в парадной (приемной) зоне.

В столице богатые департаменты позволяли себе стелить паркеты в присутственных залах.

Из парадных комнат паркеты могут быть настелены в зале, в гостиной, в парадной спальне, в портретной, в картинной галерее или в иных парадных помещениях.

При этом в парадных комнатах во многих случаях, в том числе у состоятельных и титулованных хозяев вполне допустимы полы дощатые, которые могли существовать в интерьере наряду и рядом с богатой отделкой и убранством. Дощатые полы в таких домах можно наблюдать в зале, в гостиной, в парадной спальне, в диванной, в бильярдной.

В жилых комнатах первой половины XIX в. дощатые полы — явление обязательное.

Холодные минеральные полы изготавливались из огнестойких материалов и применялись в нежилых помещениях. Из минеральных наиболее распространены в первой половине XIX в. были кирпичные полы. Они настилались не только в подвалах, по грунту с подготовкой, но и в верхних этажах, по сводам. Перед выстилкой влажную почву осушали дренажом, затем насыпали и утрамбовывали кирпичный бой или щебень, а по нему — песок. Кирпич клали ребриком или в елку, без раствора.

Глинобитные и земляные полы могли быть в служебных постройках: в банях, людских избах и даже в первых этажах господских построек, вторые этажи которых использовались для жилья.

Плотничные чистые полы (рис. 241) укладываются по балкам из отдельных досок сердцевиной вниз, соединяясь в четверть, в шпунт, встык или в полдерева. Ширина досок 20—30 см, толщина — 35—60 мм. Доски укладываются и наживляются, а через год, по высыхании древесины, сплачиваются и закрепляются окончательно костыльковыми восьмидюймовыми гвоздями. Между собой доски пола скрепляются потайными шипами, шагом около 120 см, в шахматном порядке. Настилаются полы непосредственно по балкам, поэтому для лучшего нивелирования с тыльной стороны доски пола в местах сопряжения с балками либо стесываются, либо наращиваются деревянными пластинами. Плотничные полы могут делаться во фриз, представляющий собой широкую доску либо щит (рис. 242). Поскольку фриз настилается вдоль балок, для него устраивается специальное основание.


Рис. 241. Пол бесфризовый дощатый в комнате мезонина

Рис. 242. Пол дощатый с торцевым фризом

Рис. 243. Пол дощатый в елку

Рис. 244. Полы щитовые:
1 — с контурным фризом;
2 — с трехсторонним фризом;
3 — без фриза;
4 — лестничное помещение

Рис. 245. Фрагмент сечения паркетного щита с клепкой

Рис. 246. Фрагмент сечения щита соснового паркета с врезанной жилкой

В случаях, когда длина досок изначально коротка (такие доски на строительном рынке шли низшим сортом, а потому были дешевле), плотницкие полы стелились «в елку» (рис. 243).

В столярных щитовых полях две-три сухие сосновые доски сплачиваются шпонкой в один щит. Эти доски поначалу отфуговываются с одной стороны и укладываются в штабеля для просушки. После сушки доски строгают начисто и склеивают на шпонках. Щиты, как и доски в плотничных полах, укладывались непосредственно на балки и соединялись потайными шипами. Соединение соседних щитов производили «встык», для чего продольные кромки скашивали с целью лучшего их взаимного прилегания. Толщина щитов 50—70 мм, ширина 40—70 см.

Дощатые щитовые полы — наиболее распространенный тип полов в первой половине XIX в. (рис. 244).

В банях и ретирадах доски полов притесываются, продораживаются, проконопачиваются и осмаливаются. В пороховых погребах доски прибиваются к балкам не железными гвоздями, а деревянными нагелями.

Дощатые полы красили за три раза

масляной краской по подготовке. После окраски поверхность полов могли вощить или покрывать лаком. Во второй половине XIX в. дощатые полы могли оклеивать обоями под дуб или ясень, а затем покрывать английским лаком.

Паркетные полы собирают из отдельных щитов. Наиболее распространенные габариты щита 142x142 см (2 аршина), но встречаются и 106x106 см (1,5 аршина).

Щит наборного паркета состоит из фундамента и слоя клепки (рис. 245). Фундамент изготавливается из древесины хвойных пород (лиственница, сосна), клепка — из дуба и цветных, драгоценных пород дерева. Щит соснового паркета лишен слоя клепки (рис. 246).

Собственно фундамент (рис. 247—252) состоит из обвязки и филенки. Толщина — их датировочный признак. От первой половины XIX в. ко второй этот размер в обвязке меняется от 50 до 60 мм, в филенке — от 30 до 40 мм.


Рис.   247. Вид паркетного фундамента снизу

Рис. 248. Фундамент паркетный с врезкой средников в гнездо

Рис. 249. Фундамент паркетный с врезкой средников в полный шип

Рис. 250. Фундамент паркетный с врезкой

Рис. 251. Девятифиленочный фундамент

Рис. 252. Шестнадцатифиленочный фундамент
 

Ширина контурной обвязки в среднем составляет около 100 мм, средниковая обвязка обычно шире контурной на 20—70 мм. В сосновых штучных паркетах, когда это зависит от рисунка, контурная обвязка может составлять половину средниковой.

Фундаменты фризовых щитов по конструкции практически ничем не отличаются от рядовых, однако принципиально отличны по общим габаритам. Ширина фризового щита зависит от модуля рядового щита и размеров помещения. Длина их составляет три аршина или сажень (212—215 см); поперечные средники фризовых щитов не крестовые, их может быть по длине фундамента один или Два.

Дощатый фризовый щит практически ничем не отличается от столярного щита дощатого пола на шпонках. Рядовые щиты могут быть уложены не полными, а частично опиленными (чаще всего по рисунку) доборами. Доборы применяются, главным образом, в бесфризовых паркетах, а также при подходах к печам, каминам, в непрямолинейных в плане помещениях, но могут быть и в фризовых паркетах, чтобы улучшить пропорции фриза.

Паркетные щиты в первой половине XIX в. крепились к обрешетке основания гвоздями, во второй половине XIX в. — начале XX в. могли для этой цели использовать шурупы.

Основанием для паркетных щитов является обрешетка, врезаемая в балки перекрытия и имеющая при обычных паркетных щитах по осям 1 аршин (71 см).

Филенка фундамента соединяется с обвязками «в гребень» (рис. 245, 246). С тыльной стороны филенка может быть фигаррейной, с лицевой — непременно прямая, заподлицо с поверхностью обвязок. Соприкасающиеся кромки фундаментов скошены для лучшего сопряжения щитов друг с другом.

Соединение элементов обвязки — в одинарный шип.

Нагель, как правило, один, расположен ближе к внутреннему углу шипа, но встречаются и шипы с двумя нагелями. Нагели встречаются двух типов: круглые в сечении и квадратные.

Наиболее распространенный способ соединения элементов крестовых средников: в одном из средников проделан сквозной паз или два гнезда по центру боковых кромок. В этот паз или в гнезда вставляются половинки поперечного средника (рис. 249).

Средники штучного (соснового) паркета соединяются в ус, в некоторых случаях даже с тыльной стороны (рис. 251). Жилки и декоративные детали врезаются в сосновый массив штучного фундамента (рис. 246).

Паркет щитовой на шпонках также состоит из щитов, однако щиты эти меньше по размерам (71x71) и щиты эти не филенчатые, а состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Швы между щитами закрыты жилкой мореного дуба с лицевой стороны. Направление текстуры в смежных щитах взаимно перпендикулярно. Основанием для паркета служит обрешетка, врезанная в балки пола. Размеры по осям обрешетки соответствуют размерам щитов. При этом балки перекрытия кладутся без модульного учета последующей настилки щитов паркета.

Толщина клепки может быть различной. Значительные колебания в толщине клепки, которые фиксируются при обмерных работах, могут объясняться различной степенью изношенности поверхности паркета. Между фризом и массивом рядового паркета прокладывается жилка мореного дуба.

Паркетные полы, как правило, содержали в безупречной чистоте, за ними ухаживали практически каждодневно — при многочисленной дворне это было нетрудно. При отделочных работах дощатые щитовые полы грунтуют, шпаклюют, а затем окрашивают масляной краской за два-три раза. Плинтусы окрашивают также. По окраске могли вощить или покрывать лаком. Иногда полы оклеивали бумажными обоями, а затем покрывали английским лаком в несколько слоев.

В первой половине XIX в. покрывали воском не только паркетные, но и дощатые полы. Во второй половине XIX — первой половине XX в. полы сначала покрывали мастикой, а затем натирали воском. Галтели отделывали аналогичным образом.

Каждый паркетный щит обладал определенным рисунком. Характер рисунка зависел от времени изготовления, стоимости, стилевой ориентации интерьеров (рис. 253—417).

Рисунок штучных сосновых паркетов представляет собой открытую конструкцию фундамента (рис. 253—260). Сосновый паркет был весьма распространен в первой половине XIX в., его настилали в жилых комнатах. В третьей четверти XIX в. сосновый паркет еще применяли местами и в непарадных помещениях.

Конструкция соснового четырехчастного фундамента — обвязка с крестовиной средников — при укладке образует решетчатую структуру рисунка. Существенную роль в рисунке играет направление текстуры. В большинстве случаев направление текстуры продольно-поперечное (рис. 253, 254, 255, 259). Встречаются варианты диагональной ориентации (рис. 256, 257, 258).

Декорировались четырехчастные сосновые паркеты обычно жилкой черного дерева по периметру филенок. Средники и средняя часть филенки также могли орнаментироваться несложными вставками.

Сосновые паркеты первой половины XIX в. могли изготавливаться размером не 142x142 см (2 аршина), а 106x106 (1,5 аршина).

Щитовые паркеты на шпонках представляют собой с лицевой стороны в простейшем варианте квадратные ячейки — шашки, окантованные жилкой мореного дуба (рис. 278, 279).

Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки, в парадных комнатах дорогие паркеты могли включать десятки типов клепки.

Рисунки четырехчастных дубовых наборных паркетов стилизованно имитируют конструкции сосновых фундаментов. В третьей четверти XIX в. ширина обвязок и средников повторяет габариты конструктивных элементов. Со временем средники и обвязки, имитируемые клепкой, заметно изменились по ширине, некоторые сузились (рис. 261—271), иные заметно расширились (рис. 294, 297), обрастая орнаментом настолько, что конструктивная основа, заложенная в рисунке, едва угадывается в структуре орнамента (рис. 261—303).


Рис. 253. Сосновый паркет в жилых комнатах. 1820-е   годы

Рис. 254. Сосновый паркет в прихожей. 1840-е  годы

Рис. 255. Сосновый паркет в жилых комнатах. 1850-е   годы

Рис. 256. Сосновый паркет в жилых комнатах. Середина XIX в.

Рис. 257. Рисованный паркет. Вторая треть XIX в.

Рис. 258. Рисованный паркет. Вторая треть XIX в.

Рис. 259. Сосновый паркет в антресолях. 1840-е годы

Рис. 260. Сосновый паркет. Фрагмент

Рис. 261. Наборный паркет в жилых комнатах. Третья четверть XIX в.

Puc . 262. Наборный паркет в жилых комнатах. 1860-е годы

Рис. 263. Наборный паркет в жилых комнатах. 1870-е   годы

Рис. 264. Наборный паркет. 1850-е  годы

Рис. 265. Наборный паркет в жилой комнате. 1880-е   годы

Рис. 266. Наборный паркет. 1860—1870-е   годы

Рис. 267. Наборный паркет в зале, антресолях. Третья четверть XIX в.

Рис. 268. Наборный паркет в жилой комнате. 1870—1880-е годы

Рис. 269. Наборный паркет в зале. Третья четверть XIX в.

Рис. 270   Наборный паркет в зале. 1880-е  годы

Рис. 271. Наборный паркет в жилой комнате. 1880-е   годы

Рис. 272. Наборный паркет в гостиной. Вторая половина XIX в.

Рис. 273. Наборный паркет в жилой комнате. 1860 -с   годы

Рис. 274. Наборный паркет в парадной комнате. 1890-е   годы

Рис. 275. Наборный паркет и парадной комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 276. Фрагмент наборного паркета

Рис. 277. Наборный паркет в прихожей. 1870-е   годы

Рис. 278.   Сосновый паркет на шпонках в бельэтаже. 1820-е годы

Рис. 279.   Сосновый паркет на шпонках в жилой комнате. 1860-е годы

Рис. 280. Фрагмент паркета. 1860-е  годы

Рис. 281. Наборный паркет в парадной спальне. Третья четверть XIX в.

Рис. 282. Наборный паркет в зале. 1880-е  годы

Рис. 283. Наборный паркет. Вторая половина XIX в.

Рис. 284. Фрагмент паркета (см. рис. 283)

Рис. 285. Паркет наборный в парадной комнате. 1860-е годы

Рис. 286. Фрагмент паркета (см. рис. 285)

Рис. 287   Паркет наборный в парадной комнате.

Рис. 288. Фрагмент паркета (см. рис. 287)

Рис. 289. Паркет наборный в гостиной. Вторая треть XIX в

Рис. 290. Фрагмент паркета (см. рис. 289)

Рис. 291. Паркет наборный в гостиной. Третья четверть XIX в.

Рис. 292. Фрагмент паркета (см. рис. 291)

Рис. 293. Паркет наборный. Вторая треть XIX в.

Рис. 294. Фрагмент паркета (см. рис. 293)

Рис. 295. Паркет наборный. 1890-е  годы

Рис. 296. Фрагмент паркета (см. рис. 295)

Рис. 297.   Паркет наборный в жилой комнате.  Третья четверть XIX в.

Рис. 298. Паркет наборный в гостиной. 1850-е  годы

Рис. 299. Паркет наборный в парадной комнате. 1890-е   годы

Рис. 300. Паркет наборный в жилой комнате. 1890-е   годы

Рис. 301. Паркет наборный. Вторая половина XIX в .

Рис. 302. Паркет наборный в парадной комнате. 1870—1880-е годы

Рис. 303. Паркет наборный в парадной комнате. 1870 - 1880-е годы

Рис. 304. Фрагмент паркета (см. рис. 303)

Рис. 305. Паркет наборный. 1840-е   годы

Рис. 306. Паркет наборный в бельэтаже, антресолях и жилых комнатах. Вторая треть

Рис. 307. Сосновый паркет в жилой комнате. 1850-е   годы

Рис. 308. Паркет в парадной комнате. Первая половина XIX в.

Рис. 309. Паркет сосновый. Вторая треть XIX в.
 

Имитируемые филенки могут иметь самые разные формы: квадраты с различной ориентацией текстуры, разбивка каждой филенки на треугольники и квадраты.

Девятичастные сосновые паркеты (рис. 306—310, 369) во второй трети XIX в. могли применяться как в жилых, так и в парадных комнатах. Рисунок таких паркетов зависит от конструкции фундаментов. Декорировали девятичастные сосновые паркеты, главным образом врезая по периметру филенки жилки мореного дуба. Девятичастные дубовые наборные паркеты имитировали фундаменты сосновых паркетов. Часть из них близка к исходной конструкции.


Рис. 310. Паркет сосновый в гостиной. Вторая треть XIX в.

Рис. 311. Паркет наборный. 1870-е  годы

Рис. 312. Паркет наборный в зале, гостиной, жилых комнатах. Третья четверть XIX в.

Рисунок многих паркетов в значительной степени стилизован. В деформированном орнаментом рисунке едва удается угадать исходные конструктивные структуры (рис. 311—327).

Рисунок 16- и 25-частных щитов (четыре и пять филенок по одной стороне щита) подчинен тем же закономерностям, что и четырех- и девятичастные щиты (рис. 331—339). Генетически рисунок паркетов связан с конструкцией фундамента, а вопрос стилизованных орнаментированных трансформаций конструктивной структуры рисунка зависит от фантазии художника.

Квадратная шашка различного рисунка и различного масштаба генетически восходит к конструкции щитового паркета на шпонках (рис. 305, 340).

Диагональная решетка из контрастного материала (рис. 341 — 343, 346, 349, 350) характерна для эпохи классицизма. Диагональный решетчатый орнамент не имитирует конструкцию фундамента, он самостоятелен, автономен и является одним из самых распространенных в прикладном искусстве типов орнамента. Диагональная плетенка также никак не соотносится с конструкциями фундамента и является одним из самых распространенных типов в 1-й пол. XIX в. Плетенка могла применяться как в смежных комнатах, так и в целой зоне одновременно (рис. 351).

Диагональная квадра — один из самых простых по рисунку и исполнению типов. Разновидности этого паркета разнообразны по масштабу (от двух до пяти диагоналей по стороне щита). В большинстве случаев паркет декорировался жилкой черного дерева, уложенной в различных модификациях. Текстура ориентирована как вдоль стороны квадры, так и по диагонали ее (рис. 345, 347, 352, 353, 357-360).

Ромб (или сайка) также разнообразен по масштабу и может декорироваться жилкой мореного дуба (рис. 361—370).


Рис. 313. Паркет наборный в гостиной. Третья четверть XIX в.

Рис. 314. Паркет наборный. 1870-е   годы

Рис. 315. Паркет наборный в гостиной и парадной спальне. Третья четверть XIX в.

Рис. 316. Паркет наборный. Третья четверть XIX в.

Рис. 317. Паркет наборный. Последняя четверть XIX в.

Рис. 318. Паркет наборный в жилой комнате.  Третья четверть XIX в.

Рис. 319. Паркет наборный в гостиной. 1850-е  годы

Рис. 320. Паркет наборный. 1890-е  годы

Рис. 321. Паркет наборный. Последняя треть XIX в.

Рис. 322. Фрагмент паркета (см. рис. 321 )

Рис. 323. Паркет наборный. 1850-е  годы

Рис. 324. Паркет наборный в гостиной. 1850-е  годы

Рис. 325. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 326. Паркет наборный. Третья четверть XIX в.

Рис. 327. Паркет наборный в парадной комнате. 1850-е   годы

Рис. 328. Фрагмент паркета (см. рис. 327)

Рис. 329. Паркет сосновый в библиотеке. Вторая треть XIX в.

Рис. 330. Фрагмент паркета (см. рис. 329)

Рис. 331. Паркет наборный в парадной комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 332. Фрагмент паркета (см. рис. 331)

Рис. 333. Паркет наборный в зале и гостиной. Середина XIX в.

Рис. 334. Паркет наборный. 1840-е   годы

Рис. 335. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис. 336. Фрагмент паркета (см. рис. 335)

Рис. 337.    Паркет наборный в жилой комнате.  1870—1880-е годы

Рис. 338.   Паркет наборный в алькове парадной спальни. Вторая   половина XIX в.

Рис. 339. Паркет наборный в нале и парадной спальне. Вторая половина XIX в.

Рис. 340. Паркет наборный. Начало XX в.

Рис. 341. Паркет наборный в кабинете. Первая треть XIX в.

Рис. 342. Паркет в парадной комнате. Первая треть XIX в.

Рис. 343. Паркет наборный в гостиной. Первая треть XIX в.

Рис. 344. Паркет наборный в парадной комнате. Конец XVIII в.

Рис. 345. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 346. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XIX в.

Рис. 347. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 348. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XIX в.

Рис. 349. Паркет наборный в гостиной. 1820-е годы

Рис. 350. Паркет наборный. 1830-е  годы

Рис. 351. Паркет наборный в парадных комнатах. Первая половина XIX в.

Рис. 352. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 353. Паркет наборный в жилой комнате. 1860-е годы

Рис. 354. Паркет наборные. в жилой комнате. 1850-е годы

Рис. 355. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 356. Фрагмент паркета (рис. 355)

Рис. 357. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рисованные паркеты — не редкость в XIX в. Один из них (рис. 261) рисованный паркет простейшего типа, имитирующий конструкцию соснового щита с разделкой по границам деталей жилкой мореного дуба. Паркет писан масляными красками, текстура имитирована не разделкой, а направленным движением кисти. Росписи по поверхности дощатого щитового пола имеют два типа подготовки: 1) непосредственно по дереву и 2) по серпянке, наклееннойна доски. Расписанный пол обычно щитовой дощатый, ширина щитов — 70 см, толщина — 60 мм. Щиты сплочены на шпонках (на рис. 261 штрихом показаны границы щитов). Общий тон рисованного пола — красно-коричневый.


Рис. 358. Паркет наборный. Вторая половина XIX в .

Рис. 359. Паркет наборный в жилой комнате. 1850-е годы

Рис. 360. Паркет наборный в жилой комнате. Последняя четверть XIX в

Рис. 361. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 362. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 363. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 364. Паркет наборный в жилых и парадных комнатах. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 365. Паркет наборный в парадной спальне. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 366. Паркет наборный в жилых комнатах. Вторая половина XIXначало XX в.
Фризы в дощатых полях делаются при значительных размерах помещений. Для этого (рис. 242) фризы настилали поперек торцов чистого пола (торцевой фриз). Из художественных соображений фриз могли делать контурным, по периметру комнаты. Для этого крайние доски или щиты пола настила соединяли с торцевыми элементами фриза «в ус» (рис. 244).

Рис. 367. Паркет наборный в парадной комнате. Середина XIX в

Рис. 368. Паркет наборный. Конец XIXначало XX в.

Рис. 369. Паркет наборный в жилой комнате. 1870-е годы

Рис. 370. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 371. Паркет наборный в жилых комнатах. 1860-е годы

Рис. 372. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис.. 373. Паркет наборный в гостиной. Вторая половина XIX в.

Рис. 374. Паркет наборный. Начало XX а.

Рис. 375. Паркет наборный в гостиной. 1880-е годы

Рис. 376. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 377. Паркет наборный. I860-е годы

Рис. 378. Паркет наборный в зале. Середина XIX в.

Рис. 379. Паркет наборный в парадной комнате. 1890-е годы

Рие. 380. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 381   Паркет наборный. Середина XIX в

Рис. 382. Паркет наборный в гостиной. Первая треть XIX в.

Рис. 383. Паркет наборный. 1890-е годы

Рис. 384. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 385. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 386. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 387.   Паркет наборный в парадной комнате. Первая четверть XIX в.

Рис. 388. Паркет наборный. 1860-е годы

Рис. 389. Паркет наборный в парадных комнатах (зала и гостиная). 1860-1880-е годы

Рис. 390. Паркет наборный в парадных комнатах. 1870—1880-е годы

Рис. 391. Паркет наборный в парадных комнатах. 1870-е годы

Рис. 392. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 393. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 394. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 395. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 396. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 397. Паркет наборный в жилой комнате.  Третья  ' четверть XIX в.

Рис. 398. Паркет наборный о зале. 1870-е. годы

Рис. 399. Паркет наборный в парадных комнатах.  Третья четверть XIX в.

Рис. 400. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 401. Паркет наборный в парадной комнате. Середина XIX в.

Рис. 402. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 403. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 404. Паркет наборный в жилой комнате.  Третья четверть XIX в.

Рис. 405. Паркет наборный в жилой комнате. Конец XIX-начало XX в.

Рис. 406. Паркет наборный. Вторая половина XIX в .

Рис. 407. Паркет наборный в жилой комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 408. Паркет наборный в гостиной. 1860-е годы

Рис. 409. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 410. Паркет наборный в гостиной. Первая половина XIX в

Рис. 411. Паркет наборный. Середина XIX в.
 

Конструкция элементов фриза могла соответствовать конструкции элементов чистого пола: дощатые или щитовые. Однако прямого и полного соответствия могли не соблюдать: при щитовых полах фриз мог быть дощатым (шириной 22—23 см).

Поперечные элементы фриза (торцовые) могут быть шире продольных щитов. Встречаются помещения с одним торцевым элементом фриза (рис. 244).


Рис. 412. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 413. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 414. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 415. Паркет наборный. Парадная комната. 1870-е годы

Рис. 416. Фрагмент паркета (см. рис. 415)

Рис. 417. Фрагмент паркета (см. рис. 415)
 

Продольные элементы фриза укладываются на балки, поперечные — на специально изготовленную обрешетку, уложенную на засыпку черного пола.

В паркетных полах фризы компенсируют некратность размеров помещения и модуля паркетного щита. Фриз в паркетных полах обходит комнату по периметру у стен.

При сосновых паркетах применяются, как правило, сосновые дощатые фризы (рис. 418). С паркетом дощатый фриз может сопрягаться без промежуточной жилки мореного дуба. Фриз соснового паркета может нести и чисто декоративную функцию, когда, например, в паркете ширина всех элементов фриза одинакова, а некратность щитов габаритам комнаты компенсируется за счет доборов.

При наборных паркетах XIX в. существует два типа фризов: наборные и сплошные. В сплошных текстура может располагаться Двояко: вдоль и поперек фриза (продольные и поперечные фризы). Ширина жилки, отделяющей сплошной фриз от паркетных щитов,

как правило, шире тех, которые применяются при наборных фризах (рис. 419).

Наборный фриз с поперечно уложенной клепкой — наиболее распространенный тип. Возникновение его можно отнести к третьей четверти XIX в. Фризы эпохи классицизма обычно продольные, даже если они наборные (рис. 420, 421, 422). Ширина фриза у противоположных стен — одинакова, ширины смежных фризов, как правило, различны. Ширина фриза может колебаться в значительных пределах (от 40 до 530 мм). Стремились, однако, избегать большой разницы в пределах одной комнаты. Регулировать ширину фриза можно было с помощью доборов. Ширина клепки также не одинакова и может колебаться в пределах одного фриза порядка 50—200 мм.

Между паркетом и наборным фризом второй трети XIX в. жилка обязательна. Ее ширина обычно составляет около 20 мм. Но может быть и 17, и 27 мм. Ширина в пределах одной жилки может быть не одинакова, допускалось колебание до 5 мм. Угловое соединение жилки зависит от углового сопряжения фриза: если фриз сопрягается «в ус», то и жилка тоже «в ус», если фриз «встык», то и жилка по углам «встык». Встречаются исключения, когда жилка в паркете отсутствует.

Угловое сопряжение фриза «в ус» характерно для всего XIX в. (рис. 418, 419, 423—430) и начала XX в. Соединение элементов фриза «встык» характерно для второй половины XIX — начала XX в. (рис. 431—440). Нередко встречаются фигурные орнаментированные формы фризов — как в XVIII, так и на всем протяжении XIX в. (рис. 420, 421, 422, 439, 440, 441, 442—443).

В количестве, которое трудно назвать исключением, делали и безфризовые полы — как в первой, так и во второй половине XIX в. Без фриза могут укладываться и наборные, и штучные, и дощатые паркеты. Подход к стенам регулировали с помощью доборов.


Рис. 418. Сосновый дощатый фриз в жилой комнате. 1820-е годы

Рис. 419. Фриз дощатый. 1870-е годы

Рис. 420. Наборный продольный фриз в гостиной. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 421. Наборный продольный фриз. Вторая треть XIX в.

Рис. 422. Наборный продольный фриз в гостиной. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 423. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 424. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 425. Наборный фриз с продухом. Вторая половина XIX в

Рис. 426. Наборный фриз с продухом и двойной жилкой в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 427. Наборный фриз в парадной комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 428. Наборный фриз в парадной комнате. Вторая половина XIX в .

Рис. 429. Наборный фриз в парадной комнате с двойной жилкой. Вторая
половина XIX в

Рис. 430. Наборный фриз в парадной комнате с тройной жилкой. Вторая половина XIX в.

Рис. 431. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 432. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 433. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 434. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 435. Наборный фриз из широких клепок. Вторая половина XIX в.

Рис. 436. Наборный фриз с продухом. Вторая половина XIX в.

Рис. 437. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 438. Наборный фриз. Вторая половина XIX в.

Рис. 439. Наборный фриз в гостиной. Вторая половина XIX в.

Рис. 440. Наборный фриз в гостиной. Третья четверть XIX в.

Рис. 441. Наборный фриз в гостиной. 1850-е годы

Рис. 442. Наборный фриз в парадной комнате. Середина XIX в.

Рис. 443. Наборный фриз в зале. Середина XIX в.

Рис. 444. Пол в нише. Парадная комната. Середина XIX в.

Рис. 445. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. 1851

Рис. 446. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. Вторая половина XIXначало XX в.

В первой половине XIX в. безфризовый паркет мог применяться и в парадных комнатах. Сосновые паркеты второй трети XIX в. могли укладываться без фриза, — как в парадных, так и в жилых комнатах.

Полы в дверных проемах и подоконных нишах (в капитальных стенах) могли орнаментировать особым образом даже при простых паркетах (рис. 444—453). Пороги в деревянных перегородках, как правило, простые, представляют собой доску, даже в парадных комнатах (рис. 454, 455).

Уступы в полах бывают обусловлены различными причинами, например, альковный уступ. Уступ мог делаться для сцены — в помещении, выполнявшем назначение салона. Уступ может быть высоким (в три ступени, около 0.5 м) и образовывать площадки, так называемые этаблисменты, огражденные балясником. Этаблисменты устраивались там, где окна расположены значительно выше уровня пола. Уступы нередки в антресольных комнатах, когда нижележащие парадные помещения имеют разную высоту. В некоторых случаях эта разница столь велика, что в местах порогов делали не уступ, а устраивали несколько ступеней.

По углам в паркетных и дощатых полах сверлятся вентиляционные отверстия для проветривания конструкций. Отверстия могут располагаться нерегулярно по отношению к углам: они должны избегать совмещения с обрешеткой и обеспечивать сквозное проветривание всех подпольных конструкций.

С лицевой стороны вентиляционные отверстия закрывались декоративными решетками, изготовленными, как правило, из латуни. Их крепили к полу латунными шурупами (рис. 456—459). Обычно решетки врезались в массив дерева таким образом, что ее лицевая поверхность находилась на одном уровне с лицевой поверхностью чистого пола. Толщина решетки 3—4 мм обеспечивала ее прочность и сопротивление на прогиб. Отверстия решетки обычно разфальцовывали для конической головки шурупа. Значительное внимание уделялось необходимости проветривания подпольного пространства. В цоколе первого этажа делались продухи и, кроме того, устраивали их во внутренних стенах для сквозного проветривания всех подпольных пространств, в том числе и в помещениях, не граничащих с наружными стенами. Иногда подпольное пространство соединяли с наружным воздухом особыми вытяжками через печь или через каналы во внутренних стенах здания.


Рис. 447. Фриз и пол в подоконной нише. 1860-е годы

Рис. 448. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты в антресолях. 1870-е годы

Рис. 449. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. Середина XIX в.

Рис. 450. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. Середина XIX в.

Рис. 451. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. Середина XIX в.

Рис. 452. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. 2-я половина XIX в. начало XX в.

Рис. 453. Пол в дверном проеме. Жилые комнаты. 2-я половина XIXначало XX в.

Рис. 454. Пол в дверном проеме. Парадные комнаты. 1880-е годы

Рис. 455. Пол в дверном проеме. Начало XX в.

Рис. 456. Вентиляционная решетка. 2-я половина XIX в.

В XIX в. плинтусы применялись двух типов: дощатого и галтельного. Более ранний тип — дощатый, он восходит к XVIII в. и применяется по преимуществу всю первую половину XIX в. (рис. 460—464). Галтельный плинтус (рис. 465—468) в парадных комнатах при паркетных полах начинает вытеснять дощатый с J830—1840-х годов, а во второй половине XIX в. оба типа обретают право на существование, каждый на своем месте: галтельный — при паркетных, дощатый — при дощатых полах.


Рис. 457. Вентиляционная решетка в парадных комнатах. 1860—1880-е годы

Puc. 458. Вентиляционная решетка в парадных комнатах. 1860-е годы

Рис. 459. Вентиляционная решетка. Вторая Половина XIX в.

Рис. 460. Плинтус дощатый. Вторая половина XIX в.
Рис. 461. Плинтус дощатый. Первая половина XIX в.
Рис. 462. Плинтус дощатый. Верхняя часть оклеена бумагой и окрашена в цвет стены. Антресольные комнаты. 1830-е годы
Рис. 463. Плинтус дощатый. Жилые комнаты мезонина. 1820-е годы
Рис. 464. Плинтус дощатый. Жилые комнаты антресолей. 1830-е годы
Рис. 465. Плинтус галтельный. Середина XIX в.
Рис. 466. Плинтус галтельный. Парадные комнаты. 1860-е годы
Рис. 467. Плинтус галтельный. Парадные комнаты. 1860-е годы
Рис. 468. Плинтус галтельный. Парадные и жилые комнаты. Вторая половина XIX в.

Дощатый плинтус подставляет собой в простейшем варианте прямоугольный брусок или доску, окалеванную в верхней части и скошенную в нижней. Высота плинтуса в среднем составляет около 10 см и колеблется от 7 до 14 см. Толщина плинтуса — величина случайная (чаще применялись доски, близкие к дюймовке). Дощатый плинтус крепился к стене костыльковыми гвоздями вдоль волокна в верхней части плинтуса (рис. 463, 464). К деревянной стене крепление происходило непосредственно, в кирпичные стены вмонтировали деревянные пробки.

По длине вдоль одной стены плинтус не всегда состоял из единого массива, две или более досок сращивались по длине по диагонали, а не встык. В угловых соединениях профиль (верхняя часть плинтуса) сопрягался «в ус», остальная доска (нижняя часть плинтуса) встык. С дверями дощатый плинтус сопрягался, упираясь в тумбу или в наличник. С откосной стороны плинтус заворачивал и шел вдоль рассвета, упираясь в коробку. В наружных стенах при наличии подоконных ниш плинтус шел по всему периметру ниши.

Дощатый плинтус огибал по периметру печи любой конфигурации. При дуговой форме лицевого зеркала печи плинтус также принимал дуговую форму. Это достигалось нарезкой с тыльной стороны треугольных в сечении желобков, которые затем смазывались клеем, а плинтус сгибали. После затвердения клея плинтус принимал дуговую форму. Накладывался дощатый плинтус не на изразец, а на один ряд кирпича, и лишь небольшая нижняя часть изразца закрывалась верхом дощатого плинтуса.

Дощатые плинтусы изготавливались по преимуществу из сосны, за редким исключением. Дуб более характерен для конца XIX — начала XX в.

Различные поверхности плинтуса обрабатывали с разной тщательностью, разными инструментами. Лицевая сторона, как наиболее репрезентативная, фуговалась. Отфуговывали также нижнюю скошенную кромку для наиболее тщательного прилегания нижнего ребра к полу (по этой же причине скашивали нижнюю кромку плинтуса). Заднюю, тыльную сторону также обрабатывали по-разному. Иные плинтусы носят следы пилы, топора или тесла, т. е. обработаны грубо, с учетом того, что поверхность не лицевая. Встречаются, и не редко (почти половина) отфугованных тыльных поверхностей.

Калевка — непременный элемент дощатого плинтуса. Для XVIII в. характерен усложненный профиль. Это может быть выкружка с полувалом. Встречаются иные наборы, например, четвертной вал с каблуком. Сложные калевки второй половины XIX в. в какой-то мере пытаются ретроспективно повторить профилировки XVIIIв.

Калевки первой половины XIX в. лаконичней и монументальней, нежели в XVIII в., и представляют собой простую профилировку.

Как правило, калевки дощатого плинтуса в первой половине XIX в. представлены каблуком или выкружкой, причем выкружка в жилых комнатах применялась охотнее, практически вдвое чаще каблучка.

Ампирный каблучок активен, напряжен, характерен наличием желобка в месте сопряжения с лицевой плоскостью. В плинтусах третьей четверти XIX в. каблучок становится вялым, уплощается и, как правило, лишается желобка в нижней части.

Выкружка характерна удлиненностью по вертикали: при ее изготовлении учитывали ракурс восприятия. В нижней части выкружки — четверть, высота которой обычно превышает ширину — также для корректировки профиля с целью учета искажений ракурса. Возможна выкружка без четверти или с четвертью в верхней части. Такие метаморфозы характерны для позднего ампира (1830-е — 1840-е гг.).

На протяжении первой половины XIX в. встречаются плинтусы с уступом или с профилировкой в средней либо нижней части. В период позднего ампира применяются плинтусы, которые являются переходными от дощатого типа к галтельному. Они небольшой высоты, профилированы в нижней части, верхняя кромка лишена калевки.

Профилировка дощатых плинтусов четвертным валом или фаской характерна для периода позднего ампира. Большей частью эти калевки также вытянуты по вертикали.

В период позднего ампира нередки случаи, когда плинтус в перевернутом виде набивался на сопряжение стены и потолка. В это время, когда интерьеры еще не отделаны (не отштукатурены, не оклеены обоями), такой профиль в верхней части стены обязателен, он выполняет ту же декоративную функцию, что и плинтус (усадебный дом в с. Б. Болдино, Нижегородской обл.).

Цвет дощатого плинтуса мог быть близок к цвету пола — как при паркетных, так и при дощатых полах. Плинтус мог быть окрашен в цвет стены. Нередко плинтус окрашивается белым цветом, независимо от цвета стены и конструкции пола (как при паркетных, так и при дощатых полах). В дворцовых интерьерах резной венчающий профиль белых плинтусов золотили.

В первой половине XIX в. существовало три принципа дифференцированной окраски плинтуса:

1)  плинтус окрашивался одной масляной краской по всей лицевой поверхности, включая калевку и верхнюю кромку;

2)  плинтус окрашивался масляной краской в цвет пола, а верхняя кромка — клеевым составом в цвет стены;

3) плинтус окрашивался маслом в цвет пола, а калевка и верхняя кромка — клеевым составом в цвет стены.

Все три способа окраски равноправны, применялись одинаково часто. На калевку может быть наклеена стеновая обойная бумага с последующей окраской (рис. 462). Однако часто бумагу заводили под плинтус, и в этих случаях калевку могли окрашивать в колер стены.

Теплые охристые тона окраски плинтусов в цвет пола применяются по преимуществу. Но нередко встречаются белый и черный колера. Помимо этого, не редкость холодные голубой и зеленый, также в цвет пола.

Верхняя кромка дощатого плинтуса горизонтальна, без уклона.

Плинтусы галтельного типа применялись при паркетных полах, начиная со второй трети XIX в. Изготавливались они из дуба, а затем покрывались мастикой или лаком. Во второй трети XIX в., когда галтельный плинтус стал теснить дощатый в парадных комнатах, возможен был при дощатых полах вариант соснового галтельного плинтуса, окрашенного маслом. Плинтусы галтельного типа имеют ту же отделку, что и пол. Галтельные плинтусы встречаются двух типов профилировки: выкружка с четвертным валом (рис. 468) и каблук (рис. 465—467). Верхняя кромка галтельного плинтуса может быть как горизонтальной, так и наклонной. Для плотного соединения со стеной и с полом поступали двояким способом: 1) тыльные плоскости разводили не под прямым, а под тупым углом (рис. 465, 466); 2) на тыльном уголке отбирали фаску (рис. 467, 468).

Крепили галтельные плинтусы к полу костыльковыми гвоздями. Продольное наращивание производили «в косынку», т. е. по диагонали, а угловые соединения — «в ус».

Полы, как и стены, часто драпировали, причем в период позднего ампира — в значительно большей степени, нежели стены. На протяжении первой половины XIX в. — от начала к середине — драпировок становится все больше, все большую площадь пола они занимают.

Основные виды драпировок пола:

•  ковры и коврики;

•  ковровые дорожки;

•  сукно;

•  клеенка;

•  шкуры зверей.

Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты иолов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. В гостиной, которая одновременно может служить музыкальной комнатой, ковер перед роялем, и если место перед диваном при этом не задрапировано, символический язык убранства говорит о главенствующем месте музыки в духовной жизни хозяев.

В спальне — ковер перед кроватью или между двумя супружескими кроватями алькова.

В кабинете ковер определяет рабочую зону: стол и стул или кресло перед столом. Нередки случаи, когда коврик расположен под столом, его габариты определены размерами стола.

Возможны случаи, когда один ковер покрывает одновременно и пол, и диван. Нередко в комнате два ковра или коврика, что обусловлено двумя главенствующими функциональными зонами:

•  в комнате хозяйки: у кровати и кресла;

•  в гостиной: у стола и рояля;

•  в гостиной: у стола и дивана.

Ковры могут занимать нейтральное положение по отношению к функциональным зонам, т. е. располагаться в средней части комнаты. В средней части комнаты может при этом формироваться на ковре и самостоятельная зона: стол, часто с группой стульев вокруг.

Начиная с 1830-х годов, повсеместно ковры стелются на всю площадь пола. Возможно, ковры делались на заказ, с исходными габаритами.

В интерьерах первой половины XIX в. встречаются двухслойные ковры, т. е. ковер на ковре, например, в ванной комнате, а точнее в предванной; в кабинете общий большой ковер — и отдельно коврик перед рабочим столом; в спальной комнате — общий ковер на всю комнату, сверху — коврик поменьше, перед кроватью.

Весьма распространенным материалом для драпировки пола служило сукно. Сукном обивали всю поверхность пола — от плинтуса до плинтуса. Цвет сукна в большинстве случаев — зеленый.

Сукном может быть обита только одна комната, но могут обиваться и смежные. В гостиной сукном могла быть обита только половина комнаты — в той глубинной ее части, где стоят стол, диван, кресла и клавикорды. Ходовая анфиладная часть комнаты оставлена открытой не только для того, чтобы сукно не так быстро изнашивалось, но и затем, чтобы был виден художественный паркет. На сукне может быть постелен ковер небольшого размера.

Сукно на полу может быть не однотонным, зеленым, а полосатым, — при полосатых стенах.

Часто на пол настилали ковровые дорожки, которые также лежали в местах наиболее интенсивной эксплуатации полов: в кабинете — у дивана и рабочего стола; по периметру комнаты — у диванов и столов; на лестницах — в середине маршей и площадок. В парадных комнатах ковровая дорожка могла лежать вдоль анфилады, пересекая через двери все приемные комнаты.

Драпировочные дорожки на полу могли быть не только ковровыми. В монастырских братских келиях могли настилать полотняные половики. В первой половине XIX в. весьма были распространены недорогие и весьма декоративные клеенчатые половики.

Полы могли драпироваться звериными шкурами. Подушечки под ноги можно отнести скорее к мебели, нежели к драпировкам пола, однако и они играли определенную роль в декорировании полов.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.