ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Глава 6 ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

При топке печей следовало проветривать комнаты, открывая форточки, а по их закрытии закрывать и трубу, а не наоборот, как это делал Захар, обломовский слуга.

Интерьеры жилых домов подразделялись на теплые (отапливаемые) и холодные (неотапливаемые). К холодным относились холодные сени, холодные лестницы, ретирады, чуланы, подвальные помещения. Из соображений экономии топлива могли не отапливать и парадную зону, однако парадные комнаты, как и жилые (которые относятся к категории безусловно теплых), имели отопительные приборы, хотя обогревались они не в равной мере, исходя из необходимости.

В зале — самом большом помещении дома, предназначенном, главным образом, для обедов и подвижных развлечений (танцев, детских игр) печи, незначительные по площади, отапливали большое пространство этой парадной комнаты. Печи, как правило, были здесь стеновыми, хотя в ряде случаев могли быть и объемными. В зале мог быть устроен камин.

Печам гостиной, самой украшенной в доме комнаты, уделялось значительное внимание. В гостиной первой половины XIX в. — два угловых зеркала. Печи гостиной объемные, диагональные, нередко дуговые в плане, но могут быть прямоугольными, а также круглыми.

В гостиной нередки камины. Сохранилось много свидетельств устройства каминов в гостиных, как в XVIII в., так и в первой половине XIX в.

Диванные могли отапливаться как печами, так и каминами. В кабинетах, наряду с печами, весьма распространены и камины, пожалуй, можно утверждать, что камин более всего на месте, помимо гостиной, был в кабинете.

В кабинетах, как и в гостиных, камины могли быть угловыми (диагональными), либо в средней части стены.

В парадных спальнях печи — как объемные, так и стеновые, в редких случаях — камин.

В жилых комнатах печи обязательны, им уделяется особое внимание. Как правило, они экономичны и хорошо отапливают помещение.

Прихожие (лакейские), которые служили теплыми сенями и местом постоянного времяпровождения мужской части дворовых людей, отапливались печами (разумеется, каминов там быть не могло). Печь в прихожей может быть с лежанкой, как например, в петербургской квартире Обломова, у его слуги Захара.

На летних дачах, даже петербургских, отопительных приборов могло не быть. На кухнях — печи, как правило, русские, плиты, очаги. Людская кухня обычно совмещена с людской столовой (застольной). Печи здесь русские, с полатями.

В крестьянских избах — также печи русские с полатями. Полати представляются в постоянное пользование больным и престарелым. В кучерской — также печь с полатями.

По свидетельству Радищева, в России конца XVIII в. повсеместно существовали крестьянские избы, где печи топились по-черному (154, с.181).

На постоялом дворе, который находился в частных руках, — печь русская с лежанкой. На казенной почтовой станции — каленая печка, т. е. печь малой теплоемкости.

Н. В. Гоголь, описывая интерьер тюрьмы, указывает на «дряхлую печь» (40, с. 348). Более подробно тюремную печь описывает А. И. Герцен в «Былом и думах» (30, с. 178—179). Александр Иванович «варил с помощью жандарма в печке кофей» (30, с. 179).

Печи, отработав срок своей службы, выходят из строя. В лучшем случае они просто не держат тепла, часто на зеркалах раскрываются щели, сквозь которые валит дым, иногда разваливаются трубы, что, в конечном счете, может послужить причиной пожара. Хорошо сложенная печь служит при постоянной эксплуатации (шесть месяцев в году) около двадцати лет. После этого срока печи в доме перекладываются. В усадебных домах кладут печи свои (крепостные) печники. Но неимущий хозяин может и сам класть себе печи, как, например, Тюфяев, будущий пермский генерал-губернатор (30, с. 214). Хорошо сложенная печь аккумулирует тепло, отдает его в течение суток, и в комнатах всегда тепло.

Для гостей натапливали специальные гостевые комнаты, либо свободные комнаты в доме.

Печь — источник тепла, около печи сосредотачивается жизнь, если нужно удобно устроиться в комнате; человек устремляется к печке. Печь в спальной — как правило, у кровати, т. е. обогревает не только пространство комнаты вообще, а главным образом воздух у кровати. В гостиной, диванной, спальной — всюду диваны у печей.

Не меньшей притягательной и завораживающей силой обладает и камин. Диваны и кресла повсеместно у каминов, причем, в отличие от печных, каминные кресла ориентируют человека лицом к огню.

Формы и размеры печей определяются функцией комнаты, ее объемом, местоположением в интерьере. Табл. 17 дает реальное представление о выявленных соотношениях. Лучше всего отапливались жилые комнаты. Показатель по гостиным близок к показателю жилых комнат. Залы отапливались почти вдвое менее интенсивно — все это соответствует функциональным требованиям к этим комнатам.

Таблица 17
Средние отношения объема помещений к площади зеркал, к

Помещения
Коэффициент (к)
Залы с объемными и стеновыми печами
14.8
Залы с 1 стеновой печью
21.6
Залы с 2 стеновыми печами
17
Общий (к) по залам
16.7
Гостиные
9.04
Жилые комнаты бельэтажа
9.7
Жилые комнаты антресолей
7.2
Общий (к) по жилым комнатам
8.8

Различали следующие виды отопительных приборов в жилых комнатах:

1.  Приборы, помещаемые в отапливаемом пространстве.

1.1.  Отражательные печи или камины.

1.2.  Печи малой теплоемкости, сообщающие тепло комнате немедленно и быстро остывающие.

1.3.  Печи большой теплоемкости, аккумулирующие тепло, постепенно отдающие его окружающему воздуху.

2.  Приборы, помещаемые вне обогреваемых комнат, калориферы.

2.1.  Духовые калориферы.

2.2.  Водяные калориферы.

2.3.  Паровые калориферы.

Камины угловые — это обычно комбинированный тип нагревательных приборов с корпусом печи над топкой, нередко с вазами или изваяниями в верхней части. Камины эти являются носителями всех каминных атрибутов: зеркала, экрана, полки.

Камины, размещенные в средней части стены, могут не иметь зеркал или венчаться невысоким зеркалом, высота которого значительно меньше ширины. Экраны каминные закрывают горнило в нерабочем состоянии, когда же камин топится, экран отодвигают в сторону.

Пропорции больших каминов рекомендовали делать 7:5 (ширина больше высоты), средних — 4:3 или 5:4, а небольших — 3:1. Глубина их — не менее двух футов (61 см) и не более трех футов (92 см) (83, с.67).

Овальная форма отверстия камина, обложенная железной полосой, считалась лучшей. Следовало делать в задней стене продушину, которую можно было бы закрывать после топки.

Облицовка каминов обычно изготавливалась из гипса или из мрамора. Натурные исследования памятников XVIII — первой половины XIX в. показали, что мрамор отделки каминов — искусственный.

Камин — неэкономичный отопительный прибор, он нес скорее ритуально-декоративную функцию, нежели обогревательную. Поэтому помимо камина в комнате ставили еще и печь, т. е. прибор высокой теплоемкости, долго сохраняющей тепло, который и отапливал комнату.

Каминные доски — непременная принадлежность каминов. Они служили не только в качестве полки, на которую выставлялись напоказ вещи прикладного назначения или просто безделушки; каминная полка — один из многочисленных инструментов художественной организации интерьерного пространства.

Почти на всех каминах стояли осветительные приборы: подсвечники, канделябры, шандалы. Местоположение светильников обусловлено соседством зеркала, которое рассеивало свет, повышая эффективность осветительных приборов. Светильники могли крепиться и к стене, по сторонам надкаминного зеркала.

Каминная доска часто служила подставкой для часов. В связи с тем, что тонкий и чувствительный часовой механизм мог загрязняться и выходить из строя из-за частиц дыма, сажи, пепла, часы могли покрывать стеклянным колпаком.

Вазы — также любимое украшение каминов.

Значительное место на каминной доске отводилось скульптуре малых форм, статуэткам. Эти статуэтки, гипсовые либо фарфоровые, часто раскрашенные в яркие цвета, были почитаемы и любимы в мещанских домах, но ими не пренебрегали и в богато убранных интерьерах дворянского сословия. Они далеко не всегда обладали художественным совершенством форм. В кабинете Жуковского на каминной доске были только скульптурные изваяния — головы и бюсты.

Таков основной набор вещей на каминах, хотя могли стоять и другие вещи, например шкатулки.

Немаловажно было разместить вещи в соответствии с композиционной традицией. Например, часы, без исключения, занимают доминирующую роль в композиционной оси, относительно которой в большей или меньшей степени соблюдалась симметрия. Светильники относительно часов или центральной вазы располагались по сторонам — два канделябра или шандала, но могла быть и обратная композиция: в средней части — канделябр, по сторонам — вазы.

Печи предназначены для согревания, осушения и очищения воздуха, а также украшения комнат. Не рекомендовались чугунные печи по следующим причинам:

1)  обладая слабой теплоемкостью, быстро нагревают комнату, но скоро охлаждаются;

2)  неравномерно согревают комнату.

Нередко отопительные приборы принимали промежуточные формы между печью и камином, т. е. обладали корпусом с оборотами (присущими печи) и открытым горнилом. Некоторые из печей были шведского типа, т. е. с большим, как у камина, горнилом, закрытым железными дверцами.

Трубы, проведенные от печи, обезображивают интерьеры комнат, если их много; если же их мало, они слабо обогревают.

И. И. Свиязевым подробно описан тип воздушной калориферной печи. При несомненных достоинствах (экономия дров, гарантия от угара, гигиеничность) этот вид отопления, предшествовавший современному центральному, имел и ряд недостатков: он не очищал воздуха в комнатах, возможно было проникновение дыма и гари в случае повреждений, наличие пыли и специфического запаха, издаваемого чугуном (162, ч. 11, с. 113—116).

Несмотря на разнообразие систем устройства печных приборов, в каждом из них должны быть три главные составные части:

1. Дымовая труба или дымопровод.

2.  Горнило или место топки.

3.  Приемники теплоты.

В деревянных строениях 1-й половины XIX в. стали делать коренные трубы, которые ставили не на печи, а на собственные фундаменты.

Трубы делали такой ширины, чтобы их удобно было чистить ядром или веником, а в трубу кухонного очага должен иметь возможность пролезать человек. Выкладывались трубы из красного или алого кирпича, и ни в коем случае не из белого.

Сечение отверстия трубы стремились делать круглым или овальным, для удобства проникновения трубочиста, а также для меньшего скопления сажи в углах. Трубы делали отвесно. Можно сводить трубы вместе, но у каждой печи должен быть свой самостоятельный канал, простенки между которыми составляли 3—4 дюйма (76— 102 мм), т. е. практически на 1/4—1/2 кирпича.

На трубах под кровлей или на подволоке делали окошко с вьюшкой или с падающей дверцей, закрываемыми в случае возгорания сажи в трубе. Высокие трубы крепили железными связями также на случай пожара.

Дерево недопустимо около печей и труб. Для копчения в больших поваренных трубах вставляли железные связи. Трубы поверх кровли делали из извести и только внутри обмазывали глиной. Выдры делали напуском кирпича. После возведения и просушки, но до окраски кровли, трубы штукатурили. Неоштукатуренные трубы белили. Над трубой делали трубную кровельку или так называемый трубный колпак.

Чердачные борова нежелательны в деревянных домах, т. к. они могут деформироваться в результате неравномерной осадки дома, что приводит к трещинам, могущим стать причиной пожара.

Горнило состоит из следующих элементов: 1) отверстие, через которое проникает воздух, необходимый для горения, — поддувало; 2) топочное отверстие; 3) плоскость, на которой сжигается топливо, под или решетка; 4) зольник, место, в котором собирается горячий пепел; 5) топка; 6) устье или хайло, через которое газы выходят из горнила.

Поддувала или зольники могут делаться в редких случаях; чаще, в традициях XVIII в., делали дырки в нижней части топочной дверцы.

Низ топки возвышается над чистым полом на четыре ряда кирпича, причем внизу делаются теплоизоляционные каналы — от возгорания в верхних этажах (на деревянном полу) и от потерь тепла в нижних этажах (на фундаменте). Ширина топки, как и дверцы — около шести вершков (27 см). Вышина топки — не более 12 вершков (53 см), а глубина определялась длиной дров. Толщина стен топки — 3/4 кирпича, а при изразцах в 1/2 кирпича. Свод — 1/2 кирпича. Под делается с некоторым уклоном к дверце. Обороты отделяются от труб вьюшкой. Помимо вьюшки устраивали задвижку, которая регулировала выход отработанных газов из трубы и способствовала лучшей теплоизоляции печи от атмосферного воздуха.

Существовало два конструктивных типа печей: с вертикальными оборотами (винтами) и горизонтальными (колодцами). Число колодцев может быть от пяти до одиннадцати. В малых печах делали шесть оборотов, в больших — восемь. Сложность расчетов состоит в том, что, с одной стороны, чем больше оборотов, тем больше тепла печь задержит в своем массиве, но, с другой стороны, если воздух переохладится, то затрудняется тяга.

Печи средизальные, т. е. прямоугольные в плане, предпочитали делать с прямыми поперечными оборотами или, иначе, с «винтами». Угловые печи делали с вертикальными оборотами, или «толкунами», не только потому, что винты в угловых печах сложны конструктивно, но и потому, что винты менее экономичны, нежели толкуны, т. к. меньше задерживают тепла. У обоих типов печей между рабочим массивом и стеной существует обязательная прослойка воздуха толщиной около 15 см. Толщина разгородок равна 1/4 кирпича, а перекрышки — 3-4 ряда, на них сверху насыпается слой песка.

В первой половине XIX в. угловые печи были с вертикальными колодцами, прямоугольные — с винтами.

Наружные стенки голландских печей, соприкасающиеся с изразцами, делали в четверть кирпича, т. е. «на ребро». Деревянные стены обкладывали войлоком, а затем кирпичом на ребро. Задние стенки печи, отделенные от стены воздушной прослойкой, делали толщиной в 0,5 кирпича.

В комнатных печах голландского типа устраивались так называемые насадки. В начале оборотов укладывали плиты, на которые помещали чугунные обломки. Чугун, нагреваясь сразу же после начала топки, доставляет в комнату теплый воздух еще до нагревания зеркала печи. В печах с насадкой первые нижние обороты делались винтами, верхние — колодцами. Если же все обороты вертикальные, то насадки помещали в колодцах, проводящих дым вверх, а не вниз. В нижней части печи делалось специальное отверстие для забора холодного воздуха с дальнейшей свободной циркуляцией его в системе насадки.

К печным работам, помимо собственно сооружения печей, относили смазку черных полов и потолков, выстилку холодных полов кирпичом.

Клали печи непосредственно после покрытия кровли, чтобы сразу начать просушку конструкций дома. Печи возводили одновременно с выведением вчерне стен и крыши. Если печи сооружались в холодное время, то прежде вставляли в окна переплеты со стеклами, чтобы от перемены температуры не потрескалась изразцовая полива.

При кладке печей обязательны следующие правила: кирпич должен быть красный; кирпич и тыльную сторону изразцовой румпы следует смачивать водой перед кладкой или набиванием румпы глиной; в оборотах и трубах следует избегать уступов; от топки к оборотам сложение должно быть не резким, постепенным; швы между кирпичами смазываются глиной и растираются мокрой тряпкой.

Печи после кладки затапливали не сразу, а понемногу, просушивая их. Печи старались ставить на особый фундамент, а не на полы. Фундамент печной был предпочтительней деревянных стульев. Его делали глубиной около 1,5 аршин (106 см), в глинистых грунтах — до 2,5 аршин (178 см).

В верхних этажах печи устанавливали на брусковом железе, положенном по диагонали угла. Применялись также кронштейны с подкосами, либо балки клали чаще обычного таким образом, чтобы две балки легли в основание печи. Затем по 2,5-дюймовым дискам (63,5 мм) начинали кладку печи.

Печи могли дымить, наполнять комнаты неприятным и резким запахом и даже таили в себе смертельную опасность отравления окисью углерода. Однако при этом следует отметить, что в первой половине XIX в. печи — главный, если не единственный источник вентиляции. Разность температур служила причиной перепада давления, и, как следствие, тяги, т. е. интенсивного движения воздуха из интерьера наружу по дымопроводящим путям. Снижение давления в интерьере во время топки порождало естественный приток свежего воздуха через щели, главным образом, окон и дверей.

Строительные руководства конца XVIII в. рекомендовали делать топку не из подсобных помещений, а из комнаты — с той же целью.

Холодные душники в печи для проветривания и регулирования температуры воздуха в комнате были предпочтительнее оконных форточек, которые могли служить причиной простуды. Однако нередко печи топили из сеней или отдельных, специально для этого устроенных каморок.

Топкой печей занимались истопники. В барских усадьбах эту должность исправляли дворовые люди. Топкой печей в доме мог заниматься и кучер. В присутственных местах и на казенных квартирах — казенный истопник. Обязанности истопника в политической тюрьме исполняет жандарм. Кухонные печи топит кухарка, она же следит за поддержанием огня и своевременным открыванием и закрыванием заслонок и вьюшек. Вообще топка печей требовала определенного навыка, сноровки и знания характера каждой печи. Особенно важно было следить, чтобы труба была закрыта не слишком рано (опасность угарного газа) и не слишком поздно (можно переохладить печь и комнатный воздух).

И. И. Свиязев, будучи непревзойденным знатоком печей, занимавшийся их усовершенствованием и изобретательством, не терпел малейших признаков несвежего воздуха и панически боялся угара. По этой причине в его доме в течение зимы трубы могли ни разу не закрываться. Оппонент его по эпистолярной дискуссии декабрист Н. А. Бестужев обращает внимание Свиязева на особое место в сибирских печах — загнетках (синонимы: загнет, загнивка, заулок, горнушка, порск, жароток, бабурка, бабка, зольник), куда собирается жар, прогоревшие уголья, после чего труба закрывается и жар сохраняется до следующей топки, т. е. в течение суток. Однако невнимательное отношение к топке нередко приводило к неприятным, а то и трагическим последствиям. Угоревшего откачивали, т. е. приводили в чувство квасом с солью — это считалось лучшим противоядием против отравления угарным газом.

При топке печей следовало проветривать комнаты, открывая форточки, а по их закрытии закрывать и трубу, а не наоборот, как это делал Захар, обломовский слуга.

Русские печи в крестьянских избах топили точно так же, с теми же предосторожностями и экономичностью. Дрова крестьяне заготавливали для себя сами. Печь в избе предназначалась для обогрева и одновременно для готовки. Поскольку готовили круглый год, то и печь в избе практически не остывала. Известны случаи, когда в период летней страды помещик запрещал готовить в будние дни.

Топливом в жилых домах средней и северной полосы России служили дрова. Дрова хранили в дворовых сараях, делая небольшие запасы в чуланах. Дрова — это капитал, движимое имущество, подлежащее купле-продаже, займу.

В доходных домах поставка дров производилась хозяином — при условии постоянной регулярной квартирной платы. Если по каким-то причинам жилец не платил за квартиру, в зимнее время самой действенной санкцией могло служить лишение постояльца дров.

Вольнонаемная прислуга жила в доме на барских дровах, но бывали случаи, когда человек принимался на работу с условием топить своими дровами. Казенные квартиры служащих определенного уровня (действительный статский советник) освещались и отапливались за казенный счет.

Несмотря на обилие лесов в средней полосе России, дрова были дороги, и экономия, которая характерна для единоличного хозяйства вообще, была направлена, в частности, и на дрова. Инженерная мысль XVIII—XIX вв. была обращена на создание экономичных отопительных приборов. Этим занимались такие выдающиеся русские архитекторы, как Н. А. Львов, И. И. Свиязев. Декабрист Н. А. Бестужев усовершенствовал как русскую, так голландскую печь в Сибири, сначала на Петровском заводе, затем на поселении.

К началу XIX в. сложилось несколько типов форм печей, удобных, практичных, декоративных. В первой половине XIX в. печи значительно упростились, художественные средства подвергались основательной лаконизации. Типология приборов, однако, осталась достаточно широка.

В условиях постоянной эксплуатации оказались практичными и хорошо сохранились затопочные узлы, обслуживающие до четырех комнат (рис. 206—209). Зеркала в каждой из комнат примыкают к стенам, ибо массив печи «прорезает» стены, как капитальные, так и перегородки. По местоположению зеркала можно разделить на две большие группы: угловые и средистенные (средизальные). Печи также могут быть объемными и стеновыми. Средистенные печи, как правило, в основе плана содержат прямоугольник (рис. 206.1), могут иметь множество вариантов пластической разработки поверхности: раскреповки (рис. 206.2), уступы, элементы ордера и пр.



Рис. 206. Затопочпый узел в плане с угловой печью дугового типа с контурной рамой

Рис. 207. Затопочный узел в плане с угловой печью дугового типа без контурной рамы

Рис. 208. Затопочный узел в плане с угловой печью прямого типа с нишей

Рис. 209. Затопочпый узел в плане с угловой печью прямого типа с наплавом

Рис. 210. Стеновая печь XVIII в. План

Рис. 211. Стеновая печь XIX в. План
 

Зеркала стеновых печей конца XVIII в., а также второй половины XIX в. сложены из поливных изразцов и оконтурены профилированной рамкой, сложенной также из лекальных поливных изразцов (рис. 210).

В первой половине XIX в. стеновые печи (рис. 211) стали облицовывать неполивными изразцами и окрашивать в цвет стены таким образом, что реально функционирующая печь не выделялась в интерьере ни объемно, ни цветом, ни фактурой. Не обладая светлой глянцевой поверхностью, такие печи несколько уступали печам, облицованным поливными изразцами, в теплоемкости. Употреблялись стеновые печи в залах, спальнях, коридорах и некоторых жилых комнатах (рис. 206.3, 207.3, 211).

Угловые печи подразделяются на прямоугольные и диагональные. Прямоугольные

угловые печи (рис. 208.1, 208.3, 209.1, 209.2) делали, главным образом, в жилых комнатах. Они обладали различными размерами в плане и облицовывались поливными, как правило, изразцами определенного типоразмера, в зависимости от функциональной зоны.

Угловые диагональные печи характерны для парадных комнат, чаще всего гостиных, но могут быть употреблены в спальне или жилых комнатах.

Зеркала диагональных печей могут быть дуговыми и прямыми.

Дуговые диагональные печи в сечении содержат примерно четверть окружности (1/3,6, 1/4,2, 1/3,9, 1/3,3, 1/4,8, 1/4,2).

Лицевые зеркала диагональных дуговых печей позднего классицизма могут быть обрамлены контурной рамкой из профилированных лекальных или фасонных изразцов (рис. 206.2). В позднем ампире известны случаи безрамочных зеркал (рис. 207.2).

Прямые зеркала диагональных печей встречаются трех типов: 1) без раскреповок; 2) раскреповки с нишами; 3) раскреповки наплавом.

Первый тип встречается нечасто. Для печей этого типа в угловых соединениях требуется особый тип изразца, лицевые поверхности которого взаимно распложены под углом 135°.

Печи, лицевые зеркала которых пластически сформированы нишами (рис. 208.2), более характерны в период 1810—1820-х годов. В середине XIX в. они уже были архаизмом, ретроспективным подражанием.

Начиная с середины XIX в. получают широкое распространение прямые зеркала с наплавом, как основной тип диагональных печей (рис. 209.4).

Встречаются комбинированные случаи, когда нижняя часть диагональной печи имеет прямое зеркало, а верхняя — дуговое. Верхняя и нижняя части в этом случае разделены полкой, в подражание каминной.

Диагональные печи могут быть и фальшивыми, пустыми; через их пространство очень удобно было устраивать переход из одной комнаты в другую. Нередко в такой печи делалась потайная дверь с выходом в коридор или в соседнюю комнату.

Круглые в плане печи обычно стоят в углу, но могут быть помещены в нишу в средней части стены. Круглые в плане печи, обшитые железом, имели утермарковское устройство. Сверху на печи может стоять ваза, но верх печи может быть и чистым. В средней части печи, в подражание каминной доске, в ряде случаев устраивался уступ.

Значительное внимание уделялось противопожарным устройствам, особенно в деревянных домах. Если печь соприкасалась с деревянной стенкой, потолком или стояла на деревянном полу, между печью и деревом устраивались воздушные полости. В случае, когда к узловой печи, отапливающей несколько помещений, примыкали внутренние деревянные стены, между печью и стеной выводился кирпичный столб на глине шириной 1/4—1/2 кирпича, а обвязочный брус обшивался войлоком. Войлок при соприкосновении с огнем не горит, а тлеет и о возможной опасности пожара предупреждает резким запахом.

В первой половине XIX в. концепция художественной нейтрализации печей не приобрела популярности, несмотря на монументализацию интерьерного пространства. Печи, как правило, украшаются и играют немаловажную декоративную роль в интерьере.

Печи в это время могут быть изразцовыми, кирпичными, чугунными или железными (облицовка голландских печей). Металлические печи окрашивались черной краской определенного состава.

Печи комнатные в первой половине XIX в. обычно облицованы изразцами, как правило, белыми — особенно в парадной зоне. Но парадная печь в загородной усадьбе может быть и оштукатурена (или обмазана) с последующей побелкой. Нередки были случаи, когда в цвет стены отделывали не только стеновые, но и обычные объемные печи.

По свидетельству Бутурлина, «оба внутренние угла гостиной были перерезаны двумя печьми (не всегда изразцовыми, а часто кирпичными); они отапливали задними своими зеркалами зал и спальню» (171, с.105). В зале и парадной спальне — также изразцовые печи. Кухонная печь — как правило, без изразцов, кирпичная.

Изразцы в зеркалах печей могут располагаться линейно (вертикальными рядами) и вразбежку. Первый композиционный тип более характерен для печей в парадных комнатах, второй — в жилых.

Изразцы — наиболее распространенный материал отделки печи. Они повышают теплоемкость печи, декорируют ее поверхность и делают удобной в эксплуатации.

Рядовые гладкие изразцы 170x350 мм, 170x240 мм (первая половина XIX в.), 220x400 мм — (последняя треть XIX в.) — это изразцы с приведением размеров к единому модулю (табл. № 18). Существовал набор профильных и рельефных изразцов, которые собирались в композиции. Из небольшого числа типов изразцов можно было сложить множество вариантов фасадов печей.

Рядовые изразцы в первой половине XIX в. подразделялись на два основных типа:

1.  Белые гладкие поливные изразцы размером примерно 350x170 мм, применялись в парадных комнатах. Их поливная поверхность — без рисунка. Глубина дуги изразцов в дуговых печах — 4—5 мм. Начиная с 1870-х годов размеры белых изразцов становятся 400x220 мм.

2. В первой половине XIX в. изразцы меньшего по высоте размера применялись в жилых комнатах. Их поверхность была декорирована рисунками по белому фону (белый цвет — функционален, повышает теплоемкость печи). После 1912 г. размер изразцов приближается к 170x240 мм. Начиная с 70-х годов XIX в. малые изразцы становятся рельефными и цветными, большей частью монохромными.

Таблица 18
Параметры отдельных рядовых изразцов

Датировка
Размеры лицевой
Толщина плитки
Наличие кракелюра
Угол скоса в (°)
Глубина дуги криволинейного изразца, мм
высота, мм
ширина, мм
по центру, мм
по краям, мм
XVIII в.
250
200
15
28
+
76
__
»
250
205
22
32
+
82
— » —
250
197
15
27
+
80
»
250
200
20
30
+
86
»
?
200
15
22
+
82
1810-е годы
250
?
?
?
+
7
»
230
165
?
7
+
7
— » —
250
180
?
?
+
7
»
235
165
?
7
+
7
— » —
235
170
?
7
+
?
1816
350
170
?
7
+
?
5
1816
240
177
10
23
+
78
1816
237
172
15
27
+
80
1816—1840-е годы
345
175
?
?
+
?
— »—
250
182
?
?
+
?
1825
360
180
?
?
+
?
1825
355
175/180
?
?
+
?
5
1820-е годы
340
170
?
?
+
?
1820
340
170
?
7
+
?
1820
340
170
?
7
+
?
1820-е
235/250
165/185
7
7
+
?
1820-е
235/240
175/180
7
?
+
?
1830-е
245
175
14
24
+
70
1836—1839
?
162
17
30
+
83
1830—1840-е
неполив.
 
?
 
174
 
18
 
24
 
+
 
80
 
1830—1840-е годы
240
180
13
26
+
80
1845—1849
360
167
?
?
+
?
Первая половина
 
 
 
 
 
 
 
XIX в.
240
17
31
+
78
»
232
173
13
25
+
85
— » —
237
?
13
28
+
80
»
240
180
12
22
+
78
1854
340
170
?
?
+
?
XVIII в.
250
200
15
28
+
76
— » —
250
205
22
32
+
82
»
250
197
15
27
+
80
— » —
250
200
20
30
+
86

 

Рис. 212. Изразцы с рюмочной румпой:
1 — XVIII в. — 1870-е годы;
2 — последняя четверть XIX в. — первая четверть XX в.
 

В пределах одной печи размеры изразцов могут колебаться до +1,5 см. Это результаты подгоночной тески. Наиболее широкие габаритные колебания — у изразцов

XVIII в., наименьшие — у изразцов конца XIX — начала XX в.

Кромка пластины изразца скошена внутрь (рис. 210—212). Это позволяет укладывать изразцы вплотную друг к другу, почти без шва. Угол скоса — примерно 75—85% (табл. № 18). Эта эмпирически выверенная величина позволяет избежать соприкосновения плоскостей кромок с тем, чтобы между изразцами практически не было зазора. В то же время угол скоса не настолько велик, чтобы стать причиной нежелательных сколов.

Толщина плитки в разных частях неодинакова (рис. 212). По краям (за пределами румпы) пластина толще, примерно 25—30 мм. В средней части пластина тоньше, около 12—18 мм (табл. № 18).

Пластины рядовых изразцов диагональных печей криволинейны в плане. Глубина дуги таких изразцов составляет 4—5 мм (табл. 18).

Угловые изразцы делались для перевязки углов. В задних печах все угловые изразцы одинаковы. В жилых комнатах, где композиция изразцов в зеркале печи вразбежку, угловые изразцы по вертикали также чередуются вразбежку.

Угловой изразец состоит из целой лицевой пластины и половинки. Половинка по ширине вдвое меньше ширины рядового изразца. Пластины цокольных угловых изразцов одинаковы по габаритам. У каемчатого типа угловых изразцов каемка по всему контуру может наличествовать только у целой пластины, но в ряде случаев и целая пластина может быть лишена камки на угловом ребре. Половинка, как правило, лишена каемки на ребре. Рисунок (букетик) также может быть только на целой пластине, а на половине отсутствовать. В случаях, когда половинка декорирована рисунком, то это обычно половина букетика, примыкающая к угловому ребру. Встречаются случаи, когда ромб с вписанным орнаментом разделен пополам и каждая половина расположена по обе стороны от углового ребра.

Поверхность обоих типов изразцов (парадных и непарадных) в первой половине XIX в. покрыта сетью кракелюр. Массив изразцов керамический, из обожженной глины красного цвета. В последней трети XIX в. поверхность поливы гладкая, без кракелюр, а корпус исполнен из светлой глины теплого желтоватого оттенка.

Румпы рюмочных рядовых изразцов давали возможность при кладке печи подтесывать кромки при подгонке друг к другу. Румпы первой половины XIX в. имеют значительный вынос 70—80 мм. В последней трети XIX в. вынос румпы около 30 мм. Такой же по величине вынос могут иметь изразцы в XVIII в. Толщина румпы на протяжении всего XIX в. 9—15 мм (табл. 19).

При помощи гвоздей, вставленных в отверстия, и стальной проволоки изразцы скреплялись друг с другом и крепились к боковым стоечным железным брускам. Отверстие стремились делать максимально близко к лицевой пластине (таблица 19).

Румпа рюмочных изразцов не перпендикулярна пластине, а изогнута таким образом, что угол излома способствует лучшему удержанию изразца в массиве печи. С этой же целью на кромке румпы сделан двойной валик (рис. 212).

Большие отверстия (20—30 мм) для кованых гвоздей в румпах первой половины XIX в. примыкают к пластине (рис. 212.1). Мелкие отверстия в румпах конца XIX в. диаметром около 7 мм для машинных проволочных гвоздей на расстоянии 10—15 мм от пластины (табл. 19, рис. 212.2).

Таблица 19
Параметры отдельных рядовых изразцов, мм

Дата
Вынос относительно дна
Толщина
Диаметр отверстия
От отверстия до плитки
Начало XIX в.
80
10
25
0
»
78
10
25
0
1810
80
10
30
0
1810
70
12
17
0
1836—1839 годы
72
10
25
0
1830—1840-е годы
80
10
20
0
»
73
15
22
0
XVIII в.
35
12
7
0
1870-е годы
35
19
7
14
—» —
40
10
7
10

 

Рис. 213.   Изразец контурной рамы печи

Рис. 214.   Цокольный изразец
 

Незначительные по выносу румпы конца XIX — начала XX в. ограничены в своих возможностях формообразования, однако и их стенки могут иметь наклон и валик кромки.

Изразцы контурной рамы диагональных печей в первой половине XIX в. однотипны и применяются в различных случаях в разных вариациях (рис. 213). Основу лицевой поверхности составляет выкружка и желобок. Выкружка может заполняться растительным орнаментом (дубовый или лавровый лист), а желобок — гофрами. Гофры или растительный орнамент могут отсутствовать. В период развитого ампира, в результате монументализации форм, изразец может быть лишен желобка. В середине XIX в. начинает наблюдаться измельчение выкружки. Примерно в это же время контурный профиль может принимать форму полувала с рельефной белой поливной поверхностью.

Цокольные изразцы (табл. 20) в жилых комнатах (высота 130, 140, 180, 210 мм) отличаются по размерам от цокольных изразцов в парадных помещениях (175, 200, 230, 240, 260, 290 мм). Цоколь масштабен общим габаритам печи (рис. 214).

Венчающие профили цокольных изразцов в жилых и парадных комнатах принципиально не отличаются друг от друга по габаритам. Есть у всех почти профилей общее свойство: все они сделаны с учетом визуального восприятия сверху вниз. По этой причине высота профиля (подобно плинтусу комнат и плинтусу дверному) значительно превышает вынос. Примерно отношение высоты к выносу — 3:1. Каблук в верхней части может быть усложнен четвертью — как в парадных, так и в жилых комнатах. Венчающий профиль цоколя печи, облицованного искусственным мрамором, также профилировался.

В период позднего ампира возможны простые профили цоколя: четвертной вал и полка. Во второй половине XIX в. профилировка цоколя изменилась, ретроспективно возвращаясь к сложным формам XVII—XVIII вв.

В первой половине XIX в. между уровнем чистого поля и нижней кромкой цокольного изразца проложен один ряд кирпичей. Вместе со швом он составляет по высоте около 10 см. Закрывался этот ряд высоким ампирным плинтусом высотой 12—14 см. В конце XIX в., когда плинтус стал значительно меньше по высоте, подцокольный ряд кирпича выкладывать перестали.

Изразцы XIX в. лаконичны по форме, они скупо и лапидарно используют художественные средства. Поверхность рядовых изразцов не рельефна.

Рисунок на изразцах не характерен для парадных комнат, он был распространен только в жилых помещениях (исключение могла составлять парадная спальня). Рисунок наиболее представительного типа — букетик в ромбе или без него. Ромбы XVIII в. углами касаются кромок изразца (рис. 215). Стороны ромба в этот период прямолинейны, в отличие от ромбических элементов первой половины XIX в., стороны дугообразно вогнуты внутрь. Глубина дуги составляет от 10 до 18 мм. Отношение большей диагонали к меньшей примерно равно отношению высоты изразца к его ширине, т. е. примерно 250 и 200 мм. Ромб первой половины XIX в. меньше общих размеров изразца 140—160 и 105—130 мм и составляет 50—70% его величины (табл. 21, рис. 216).

Таблица 20
Параметры цокольных изразцов

Дата
Общая высота изразца, мм
Высота венчающего профиля, мм
Вынос венчающего профиля, мм
Профиль
Жилые комнаты
 
 
 
 
1810-е годы
140
50
30
каблук
1810-е годы
210
50
32
каблук
1820-е годы
130(?)
40
35
выкружка
1820-е годы
180
40
38
выкружка
1830-е годы
210
55
40
каблук с четвертью
Парадные комнаты
 
 
 
 
1816
230
60
ЗУ
каблук с четвертью
1816
230
43
35
выкружка
1816
250
68
50
каблук с четвертью
1825
175
1825
240
40
37
выкружка
1820-е годы
200
38
38
выкружка
1820
225
40
35
выкружка
1845 —1849
290
37
32
выкружка
1854
260
1840—1860-е годы
240
22
22
четвертной вал
1850—1860-е годы
185

Печь гостиной, облицованная искусственным мрамором

 
 
 
 
1836
330 высота цоколя
65
83
выкружка с четвертью


Рис. 215. Изразец с ромбом. 1790-е годы

Рис. 216. Изразец с ромбом. Первая половина XIX в

В связи с тем, что ромб XVIII в. и ограниченное им пространство обладают значительными размерами, вписанный в него рисунок также достаточно велик (рис. 217— 219). В первой половине XIX в. с уменьшением размеров ромба уменьшается и величина вписанного орнамента. Вогнутые стороны ромба изменяют и пропорции рисунка по сравнению с рисунком конца XVIII в.

Внутриромбовый орнамент 1-й половины XIX в. в целом однотипен, обычно в букете три цветка (рис. 220—225), или два (рис. 226—229). Однако все они различны по мастерству исполнения. Различаются они не только в разных домах, но даже в пределах одной печи заметна работа разных мастеров. Но даже у одного мастера нет двух одинаковых изразцов, при всей простоте орнамента.

Орнамент в средней части изразца может существовать и без ромба (рис. 231). В этих случаях букетик, не ограниченный габаритами ромба, обладает несколько большими размерами. Помимо этого, у орнамента безромбовых изразцов наблюдается более широкое типологическое разнообразие (рис. 232—235).

Рисунок орнамента цокольных изразцов (рис. 214) однотипен в первой половине XIX в. и представляет собой стилизованную гирлянду (рис. 236—238).

Изразцы в жилых комнатах, независимо от наличия или отсутствия ромба и рисунка, были оконтурены кобальтовой рамкой. В XVIII — первых годах XIX в. рамка была двойная — широкая наружная и узкая внутренняя. В 1810—1820-х годах внутренняя узкая рамка ненадолго исчезает, с тем, чтобы в 1830-х годах появиться вновь. Только в середине XIX в. рамка начинает исчезать с изразцов жилых комнат, и два десятилетия (1850—1860-е годы) изразцы размером 17x24 см могут в жилых комнатах быть белыми, без рисунка и без рамки.

В XVIII и первой половине XIX в. изразцы не клеймили. Клейма на изразцах конца XIX — начала XX в. показаны на рис. 239, клейма плит боровов того же времени — на рис. 240.

Таблица 21
Параметры ромбических элементов орнамента на отдельных изразцах

Дата
Сторона ромба
Высота ромба, мм
Ширина ромба, мм
Высота изразца, мм
Ширина изразца, мм
Толщина стороны, мм
Глубина дуги, мм
XVIII в.
+
 
250
200
250
200
12
0
XVIII в.
+
 
250
200
250
205
11
0
1810-е годы
+
 
140
120
230
165
3
16
1810-е годы
+
 
160
105
250
180
4
11
1810-е годы
+
 
150
110
235
165
3
13
1816
+
 
150
105
240
180
5
11
1816
+
 
155
100
240
170
1
1 1
1830-е годы
+
 
150
110
245
175
4
14
1836—1839
+
 
160
120
240
165
3
18
Первая половина XIX в.
+
 
155
120
240
175
4
15


217. Внутриромбовый орнамент изразца. XVIII в.

218. Внутриромбовый орнамент изразца. XVIII в.

219. Внутриромбовый орнамент изразца. XVIII в.

Рис. 220. Внутриромбовый трехцветочныи орнамент. Первая четверть XIX в.

Рис. 221. Внутриромбовый трехцветочныи орнамент. 1810-е годы

Рис. 222. Внутриромбовый трехцветочныи орнамент. 1810—1820-е годы

Рис. 223. Внутриромбовый трехцветочныи орнамент. 1820—1840-е   годы

Рис. 224. Виутриромбовый трехцветочныи орнамент. Первая половина XIXвека

Рис. 225. Внутриромбовый трехцветочныи орнамент. 1810—1840-е  годы

Рис. 226. Внутриромбовый двухцветочный орнамент. 1810-е годы

Рис. 227. Внутриромбо-вый двухцветочный орнамент. 1810—1820-е годы

Рис. 228. Внутриромбовый двухцветочный орнамент. 1830-е годы

Рис. 229. Внутриромбовый двухцветочный орнамент. Первая половина XIX века

Рис. 230. Внутриромбовый орнамент. 1840-е годы

Рис. 231. Изразец с рисунком без ромба

Рис. 232. Рисунок безромбового изразца. 1790-е годы

Рис. 233. Рисунок безромбового изразца. 1810-е годы

Рис. 234. Рисунок безромбового изразца. Первая половина XIX в.

Рис. 235. Рисунок безромбового изразца. Первая четверть XIX в.

Рис. 236. Орнамент цокольного изразца. 1810-е годы

Рис. 237. Орнамент цокольного изразца. 1810—1820-е  годы

Рис. 238. Орнамент цокольного изразца. 1830-е годы

Рис. 239. Клейма на московских изразцах конца XIXначала XX в

Рис. 240. Клейма на плитах боровов в Москве. Конец XIXначало XX в.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.