ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Глава 5 ДВЕРНЫЕ ПРИБОРЫ КОНЦА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

От вора нет запора. И люди в прошлом запирали окна и двери не столько от вора, сколько от различного рода неожиданностей, а также для обретения чувства защищенности, покоя. А от вора защищали сторож с калатушкой, квартальный надзиратель и городовой.

 

Запорные приборы филенчатых дверей  в первой половине XIX в. бывали двух  разновидностей: накладные и врезные. Более архаичный накладной тип еще достаточно широко бытовал и в начале XIX в., корни его уходят в XVIII в. Основной тип дверной фурнитуры в первой половине XIX в. — врезной.

На одностворных дверях XVIII в. применялись накладные замки со встречей, которая крепилась на коробке (врезалась в наличник). Замок крепили, как правило, с внутренней стороны, чтобы его нельзя было взломать или сбить. С противоположной стороны полотнища набивали две личины: одну для ключа, другую для фалевой ручки.

На двустворных дверях, помимо замка, крепимого на «ходячей» створке, монтировались на «стоячую» створку шпингалеты, продольные задвижки, закрепляющие полотнище к притолоке и порогу. У низких и простых дверей XVIII в. накладные шпингалеты автономны: нижний невысокий и более длинный верхний. У более парадных и высоких дверей шпингалет единый, верхний и нижний стержни объединялись коробкой, их поступательное движение при открывании и закрывании створки обусловлено вращанием ручек шпингалетной коробки. Шпингалетная коробка одновременно является встречей замка, крепимого на «ходячей» створке.

Накладной замок в первой трети XIX в. снабжался ручкой — двусторонним костылем, в XVIII в. — фалевой скобой. При внутренних замках ручки были односторонними костыльковыми. Односторонний тип ручки удобнее двустороннего, но быстро изнашивается пружина замка.

На рубеже XVIII и XIX вв. при перемещении запорной дверной фурнитуры с наружной поверхности внутрь полотна в парадных дверях мог традиционно сохраниться раздвижной тип шпингалета, во всю высоту дверного полотнища. В дальнейшем, на протяжении первой половины XIX в. врезные шпингалеты применялись исключительно автономного типа: отдельно верхний и отдельно нижний.

Переход от наружных приборов к внутренним изменил внешний вид полотна, его конструкцию, формы и пропорции. Прежде всего наблюдается заметное утолщение двери. Изменилась форма притворного узла. При накладной фурнитуре притвор симметричен, при внутренней — асимметричен, фальц его составляет примерно 1/3 общей толщины двери. Изменились и пропорции членений дверного полотна, которые зависят от положения средников. Положение средников, в свою очередь, пребывает в прямой зависимости от типа примененной фурнитуры. Замок, высота которого над уровнем пола продиктована антропометрическими соображениями, при коробчатой конструкции обязан был крепиться на среднике (если средников было два, то верхний специально для этого мог делаться шире). При врезном типе замок не должен был сопрягаться со средником, чтобы не нарушить шиповую конструкцию его соединения с обвязкой.

В доме, как правило, было несколько типов комплектов дверной фурнитуры, в соответствии с типами дверных заполнений. Двустворные двери снабжались шпингалетами и замками с косым засовом, который обуславливал необходимость поворотной ручки. В одно-створных дверях необходимость в шпингалетах отпадала, а ручка могла быть не фалевая, а скоба. Во второй половине XIX в., при распространении валиковых замков, скобы на планках устанавливались и на парадных дверях. Двери балконные или дверь из гостиной в сад снабжались оконными приборами. Наружные входные двери часто имели ту же скобянку, что и внутренние парадные. Двери подсобных, хозяйственных комнат (чуланы, кладовые, столярные) имели простейшие приборы. В пределах одной функциональной зоны фурнитура обычно однотипна.

Петли полушарнирные обычно отстоят от верха и низа двери на высоту, равную высоте петли.

Дома рядовой застройки имели медные (латунные) приборы не только в парадной, но и в жилой зоне. Существовал, однако, социальный и имущественный пласт, который не всегда мог позволить себе приборы из цветного металла, даже в парадных помещениях. Во дворцах, принадлежавших состоятельным людям, крупным сановникам, богатая отделка интерьера была не столько свидетельством материального благополучия, сколько обязательным предметом престижа.

Железные приборы обычно красили масляным составом черного цвета. Медную фурнитуру чистили — в одних домах регулярно, т. е. почти ежедневно, по раз и навсегда заведенному порядку, в других, где повседневному быту придавалось меньше значения, — к праздникам, либо к приему гостей. Чистку производили толченым кирпичом с квасом или уксусом.

Комплекты врезной скобянки на двустворных дверях разного типа в первой половине XIX в. состоят из следующих приборов:

•  четыре петли: две правые и две левые; на дверях значительных габаритов — шесть петель: три правые и три левые;

•  два шпингалета автономных: верхний и нижний, к ним два пробоя;

• замок на «ходячей» створке с запорной планкой на «стоячей» створке; замков может быть два: один, верхний, с косым засовом и другой, нижний — с прямым засовом;

• ручка фалевая, с прямоугольным стержнем, приводящим в поступательное движение косой засов;

• личины, каждая с двумя отверстиями; круглыми для ручки и ключевиной; при двух замках личины также две, но меньших размеров.

Обычно для симметрии ручки и личины устанавливались на обеих створках, на «стоячей» створке они были не функциональны. В этом случае ручек и личин было две пары. Нефункциональные ручки вставлялись в специальные пластины с квадратным отверстием, предварительно набитые на обвязку под личины — для предохранения от расшатывания. Нефункциональные личины лишены отверстия для ключа.

В некоторых случаях в непарадных комнатах шпингалеты заменяли железными крючками, которыми «стоячая» створка крепилась к притолоке и к порогу.

Одностворная дверь имела две петли, ручку (фалевую, чаще скобу), замок или приспособление для закрывания изнутри — поперечную задвижку или крючок.

Валиковые приспособления для фиксирования дверей пришли на смену косым засовам в третьей четверти XIX в., что вызвало смену поворотных ручек на большие скобы, укрепленные на планках, служивших одновременно личинами.

Крепились к дереву приборы либо гвоздями, либо шурупами. Брусковые гвозди были железными, коваными, с объемными шляпками. Шурупы могли быть как латунными, так и железными. Латунные шурупы, не уступающие железным в прочности, и подходили по материалу к латунным приборам, они обладали несомненным и очевидным преимуществом перед железными: не коррозировали, разрушая при этом дерево, а поэтому при необходимости легко могли быть вывернуты из дерева, что представляет зачастую серьезные затруднения с железными шурупами.

Ручки поворотные с личинами обычно составляли комплект, а потому продавались вместе, по номерам, которые определяли их габариты и взаимную сомасштабность. Рельефные, рифленые ручки соответствовали рифленым деталям личины; гладким, округлым формам ручек соответствовали такие же формы личин.

Несмотря на кажущееся типологическое многообразие новоротных ручек в каждый определенный промежуток времени преобладал определенный тип. Костыли двусторонние характерны для наружных замков первой трети XIX в. Ручки костылькового типа, односторонние, стилизованно символизирующие рог изобилия, характерны для первой четверти XIX в. (рис. 203). Ручки 1830— 1840-х годов, условно сохраняя объемную схему рога изобилия, приобретают оплывшие, упрощенные и схематизированные формы, теряют деталировку и тонкую пластичную разработку поверхности, уступая предшествующему типу в декоративности, но зато приобретая безусловную комфортность (рис. 204). Ручки 1850—1860-х годов, сохраняя гладкую поверхность, изгибаются в другую сторону. Они рассчитаны на соприкосновение со всей поверхностью ладони, в то время как предшествующие типы костыльковых ручек были рассчитаны на работу рычага в оптимальном режиме, т. е. на нагрузку в крайней его точке (рис. 205). Все перечисленные типы ручек — полые внутри, спаянные из двух половинок, что делает их значительно легче цельнолитых, которые быстро изнашивали замковые пружины. Стержни ручек железные, кованые.



Рис. 203. Костыль односторонний.  Первая четверть XIX в.

Рис. 204.  Костыль односторонний. 1830- 1840-е годы

Рис. 205. Костыль односторонний. 1850—1860-е годы

 

Скобы латунные первой половины XIX в. также пустотелы, спаяны из двух половинок. Они крепятся к древесине лапками, в отличие от скоб последней трети XIX в., которые кренились на планках. Ампирные скобы просты но форме, с заметным утолщением в средней части. В третьей четверти XIX в. формы лапок усложняются. В середине XIX в. встречаются цельнолитые ручки, с тонким и плоским корпусом.

Железные скобы применялись на дверях щитовых либо филенчатых во второстепенных по функции комнатах. В сечении они круглые, в отличие от цельнолитых латунных. Как и латунные, крепятся они шурупами или гвоздями. В каждой лапке, как правило, по три отверстия. Чердачные или чуланные скобы могли крепиться архаическим способом: вбиваться в дверное полотно насквозь, загибаться и вбиваться с обратной стороны створки.

Некоторые железные скобы имеют форму стрелки, одна лапка у них острая, другая, скругленная, крепится к двери не тремя, а двумя гвоздями.

Скоба могла быть совмещена со щеколдой. Скоба, совмещенная с личиной, характерна для второй половины XIX в.

Личины декорируют местоположение замка и предохраняют древесину полотна от повреждения в районе ручки и ключевины.

Личины общие объединяют скобу с ключевиной. При всем типологическом разнообразии они обладают и общими чертами. Личина общая вытянута по вертикали. Скоба всегда выше ключевины. Крепление личины — в верхней и нижней частях.

В первой половине XIX в. личины крепились после окраски деревянного полотнища, что позволяет легко определить первоначальную окраску двери.

Ранние типы личин (начало XIX в.) обладают уплощенностью пропорций, причем значительная ширина таких личин не всегда сочеталась с формами дверей, будучи шире замковой обвязки и не помещаясь на ней. В этих случаях личина накладывалась на декоративные детали или даже врезалась в них. Позже стало понятно, что личины можно делать и узкими, отчего не страдают ни художественные качества их, ни прочностные. Но поначалу трудно было абсолютно отказаться от ориентации на пропорции предшествовавших накладных замков.

Самый распространенный и устойчивый тип послепожарных личин — галтельный. Он характерен для всей первой половины XIX в., нередко применялся и в третьей четверти XIX в. Основной массив, в котором сделаны отверстия для ключа и ручки, профилирован по периметру выкружкой. Замочная скважина закрывается вращающейся ключевиной (в более поздних личинах ключевина подъемная). Крепится этот тип личины шурупами в верхней и нижней частях, которые затем закрываются декоративными накладками. С тыльной стороны эти личины пустотелы.

В отдельных случаях накладки на крепежных частях декорированы веерообразным рельефом, который связан с формами костыльковой ручки.

Другой тип личин — каемчатый, применялся наряду и параллельно с первым типом. Он также просуществовал до 1860-х годов. Конструктивно личина этого типа представляет собой плоскую пластину, на которую по периметру наложен и закреплен профиль. Крепится она к двери двумя шурупами в верхней и нижней части.

Нефункциональные, фальшивые, личины лишены замочной скважины, но для симметрии снабжены ключевиной. Отверстие для ручки у рабочей личины круглое — для беспрепятственного поворота ручки. У фальшивой личины отверстие квадратное, фиксирующее ручку в одном положении и не дающее железному стержню ручки расшатывать дерево. У некоторых личин этого типа скважина и место для ручки — наплавные.

В период позднего ампира нередко применялись личины упрощенного типа: пластины, вырезанные из латуни или железа. Личины автономные служили отдельно для закрывания отверстия для ручки и замочной скважины. Личины для замочных скважин автономного типа лишены ключевины.

В табл. 14 представлены значения размеров личин в зависимости от датировки габаритов двери.


Таблица 14
Значения высоты личины двустворных дверей в зависимости от датировки и габаритов двери, см

Высота двери, см
Годы, типы
1800-е
1810-е
1820-е
1830-е
1840-е
1*
2*
1
2
1
2
1
2
1
2
180
_
15
28
17
26
19
23
21
21
24
200
16
29
18
27
20
24
22
22
25
220
17
30
19
27
21
25
24
23
26
240
18
30
20
28
22
26
25
24
27
260
19
31
21
29
24
27
26
24
28
280
20
32
23
30
25
27
27
25
29
300
21
33
24
31
26
28
28
26
30
320
23
34
25
31
27
29
29
27
32
340
24
34
26
32
28
30
30
28
33
360
25
35
27
33
29
31
32
28
34
1* — галтельный; 2* — каемчатый.

Замки внутренние однотипны на протяжении 1-й половины XIX в. Они состоят из корпуса и запорной планки. Засова, как правило, два: прямой, приводимый в движение ключом, и косой, открываемый с помощью поворотной ручки. Клеймились в замках прямые засовы. Из мануфактур 2-й четверти XIX в. наиболее популярными были фабрика Максима Недеждина (1832) и фабрика, принадлежавшая известному предпринимателю Ивану Григорьевичу Баташову. Некоторые засовы клеймились только номером, без указания мануфактуры.

Автономные внутренние шпингалеты, или продольные задвижки, представлены двумя типами замков: рычажным и задвижным.

Рычажный тип — крайне редок. Стержень шпингалета приводится в движение специальным замковым рычагом.

Задвижной тип автономного шпингалета преобладает в первой половине XIX в. Стержень обычно железный. Планка также железная, обернутая латунной фольгой.

Для фиксирования шпингалета к притолоке и порогу крепился пробой. Клеймили шпингалеты с лицевой стороны планки, на фольге. Габариты автономных шпингалетов зависят от высоты двери. В табл. 15 представлены конкретные значения этой зависимости.

Петли первой половины XIX в. — вколотного коленчатого типа, с заостренной картой, которая вбивалась в петлевую кромку обвязки и схватывалась поперек костыльковыми железными гвоздями.

На филенчатых дверях применялись петли двух типов: шарнирные и полушарнирные. Шарнирные петли архаичны, в эпоху послепожарного классицизма употреблялись редко, генетически уходят корнями в XVIII век. В 1-й трети XIX в. применяются в двух случаях: в небольших по размеру дверях или когда дверь нельзя навесить на полушарнирную петлю, а можно только задвинуть в четверть.


Таблица 15
Зависимость внутренних автономных шпингалетов от высоты двери

Высота двери, см
Длина верхнего шпингалета, см
Длина нижнего шпингалета, см
170
34
18
180
40
19
190
46
20
200
51
22
210
57
23
220
63
24
230
68
26
240
74
27
250
80
28
260
85
29
270
91
31
280
97
32
290
102
33
300
108
34
310
114
36
320
120
37
330
125
38
340
131
140

Шарнирная петля соединяется введением элементов шарнира один в другой и фиксацией вставляемого сверху железного стержня.

Шарнирные петли изготавливаются из железа. В первой половине XIX в. накладные шарнирные петли применялись на чердачных или чуланных дверях. В подавляющем большинстве случаев двери первой половины XIX в. навешены на полушарнирные вколотные петли. Этот признак наиболее надежен при датировке дверей (вторичное использование вколотной петли встречается крайне редко).

Карты полушарнирной петли в рабочем положении расположены на разных уровнях: дверная (навесная) выше вбитой в коробку (пяточной). Заостренная часть карты, вбиваемая в дверное полотно, может быть прямоугольной, а может иметь трапециевидную форму. Прямоугольная карта применялась в небольших дверях, трапециевидную форму им придавали для парадных, больших дверей, когда петли тоже большие. В верхней и нижней частях баута мог быть шарик. В парадных дверях шарик мог принимать более сложные формы, чем простая сферическая.

Карта вколотной петли имела в сечении Г-образную форму, поэтому иногда она называлась коленчатой. Кузнечным способом горячую полосу металла обертывали вокруг круглого в сечении стержня, а затем концы полосы загибали, спаивали и утончали, заостряли. Отверстия в карте не сверлили, а также пробивали и зенковали кузнечным способом. В парадных комнатах баут и видимую часть железного корпуса вколотной петли обертывали латунной фольгой, в непарадных могли окрашивать черной краской; шарик при этом мог быть как железным, так и латунным.

Примерно в середине XIX в. вколотные петли сменяются на врезные, которые врезались в притворную кромку петлевой обвязки и привертывались шурупами. В это время к лицевой поверхности карты могли привертывать латунную накладку.

В табл. 16 показаны примеры применения шарнирных и полушарнирных петель.


Таблица 16
Зависимость высоты петли от высоты двери (без шарика) в различных дверях

Годы
Высота петли, см
Высота двери, см
Адрес
Шарнирные петли
 
 
 
1780-1790
5
212
Тульская обл., г. Белев, ул. Пушкина, 35
1832
7.5
196
Москва, Сытинский пер., 3
1842
8
186
Москва, 2-й Голутвинский пер., 8
Полушарнирные петли
 
 
 
до 1803
16
270
Москва, Самарский пер., 24
1816
14
263
Москва, Таганский туп., 15
1835
16
263
Москва, ул. Таганская. 53
1835
17
263
Москва, ул. Таганская, 53
1842
17
258
Москва, 2-й Голутвинский пер., 8
1816
14
178
Москва, ул. Рылеева, 15

Дверные кованые крюки служили в качестве дешевого заменителя либо шпингалетов в двустворных дверях, либо поперечных задвижках. Этот вид скобянки был распространен в эпоху позднего классицизма, он позволял заменить дорогостоящие замки в тех случаях, когда в последних не было необходимости. Бытовало два конструктивных типа поперечных задвижек: врезные и наружные. Щеколды и пробои для навесных замков применялись в дверях щитовых в помещениях хозяйственного назначения.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.