Проблемы реконструкции в интерьерах древнерусских храмов. ц. Николы в Меленках

Аватар пользователя Владимир
ц. Николы в Меленках. контролька до
Фото до реставрации: 
ц. Николы в Меленках. контролька до
ц. Николы в Меленках. Группа с отроком
Фото в процессе реставрации: 
ц. Николы в Меленках. Группа с отроком
ц. Николы в Меленках. После
Фото после реставрации: 
ц. Николы в Меленках. После
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Остро-аварийное состояние сохранности,деструкция штукатурного грунта,осыпи красочного слоя

Историческая справка: 

www.temples.ru/card.phpХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА(ц. Николы в Меленках) Ранее на этом месте находился Николо-Сковородский на Глинищах мужской монастырь. Построен в 1668—1671 гг. на средства ярославского купца Мартиниана Тимофеева Дурандина (схимонах Макарий). Освящен 15 октября 1671 г. Каменный, пятиглавый, с колокольней (разобрана в 1938 г.). В 1705—1707 гг. расписан артелью из восемнадцати ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. В росписи храма принимал участие известный царский жалованный иконописец Тихон Иванов Филатов. Живопись поновлялась в 1822, 1852, 1873 гг. Иконостас пятиярусный. Престолов два: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Закрыт в 1931 г. В советский период в храме располагались мастерские, склад. В 1995 г. передан Русской Православной Церкви. Храм действующий.

Состояние до реставрации: 

Остро-аварийное состояние сохранности,деструкция штукатурного грунта,многочисленные высолы и осыпи красочного слоя.При боковом освещении наблюдаются остатки графьи.

Методика: 

Пушистая емчуга,доходящая в высоту до 2-х см,была удалена механическим способом.Произведено многократное насыщение раствором 5% BaCl2 в этиловом спирте.После уплотнения и прикатки произведено структурное укрепление раствором силазановй смолы К 15/3 в уайт-спирите.По остаткам графьи была произведена попытка реконструировать житийный цикл Артемия Веркольского.Был предложен проект реконструкции,не нашедший поддержки у искусствоведов(скорее все были озадачены тем,что увидели не виданный ранее цикл,не упоминавшийся в житийной литературе).

Точку в вопросе реконструкции поставила настоятельница Толгского монастыря игуменья Варвара:"Белым стенам не быть в алтаре"...Но вопрос реконструкции в древнерусских храмах повис в воздухе:"Если есть остатки графьи и все предпосылки для стилистической реконструкции,стоит ли пренебрегать последними крупицами информационного потока начала XVIII века,если принятые ранее нормативные требования категорически запрещают производить стилистическую реставрацию,ограничившись на спорном этапе консервацией".

С уважением Владимир Сорокин

Средняя оценка
(9 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
168
points

выходит это не реставрация получилась а поновления по авторской графье или даже новое письмо! судя из фотографий

саша виштаченко

164
points

Уважаемый alexkraplak, Вы абсолютно верно обозначили проблему. Только,смею заметить,это,все-таки,реставрация,или та ее разновидность,получившая наименование "целостной реставрации", направленной на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета (так называемая реставрация «на оптимальную дату»).
Целостная реставрация, определяемая таким образом, не всегда может претендовать на исчерпывающую документированность. В основном это условие может быть соблюдено при восстановлении недавно разрушенных памятников, по которым имеется необходимая документальная фиксация. В остальных случаях, как правило, задача целостного восстановления может быть достигнута за счет привлечения как прямых, так и косвенных данных. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства необходимых обоснований, сведение домысла к минимуму. Пользование аналогиями должно быть по возможности ограничено. Обращение к ним допустимо, прежде всего, для реконструкции тех отсутствующих элементов, форма которых определяется не соображениями художественного порядка, создающими индивидуальность памятника, а устойчивыми строительными и живописными приемами."

Krilows band

175
points

Уважаемый alexkraplak ,этот отчет, названный "Проблемы реконструкции в интерьерах древнерусских храмов",призван обозначить нелицеприятный вопрос:"Должен ли профессиональный художник-реставратор исполнять требования в угоду заказчику?..."К сожалению, на настоящий момент существует множество условий,продиктованных главенствующей верхушкой РПЦ, явно противоречащие правилам и нормам проведения реставрационных мероприятий. Безусловно,это касается приемов,связанных с приведением "в экспозиционный вид". В данном случае,нами было сделано практически все,что от нас зависело,чтобы сохранить материальную целостность памятника: был проведен полный цикл противоаварийных и консервационных мероприятий. Предложенная нами методика "Монохромного тонирования под цвет авторской штукатурки" была категорически отвергнута заказчиком.

С уважением Владимир Сорокин

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.