Проблемы реконструкции в интерьерах древнерусских храмов. ц. Николы в Меленках

Аватар пользователя Владимир
ц. Николы в Меленках. контролька до
Фото до реставрации: 
ц. Николы в Меленках. контролька до
ц. Николы в Меленках. Группа с отроком
Фото в процессе реставрации: 
ц. Николы в Меленках. Группа с отроком
ц. Николы в Меленках. После
Фото после реставрации: 
ц. Николы в Меленках. После
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Остро-аварийное состояние сохранности,деструкция штукатурного грунта,осыпи красочного слоя

Историческая справка: 

www.temples.ru/card.phpХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА(ц. Николы в Меленках) Ранее на этом месте находился Николо-Сковородский на Глинищах мужской монастырь. Построен в 1668—1671 гг. на средства ярославского купца Мартиниана Тимофеева Дурандина (схимонах Макарий). Освящен 15 октября 1671 г. Каменный, пятиглавый, с колокольней (разобрана в 1938 г.). В 1705—1707 гг. расписан артелью из восемнадцати ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. В росписи храма принимал участие известный царский жалованный иконописец Тихон Иванов Филатов. Живопись поновлялась в 1822, 1852, 1873 гг. Иконостас пятиярусный. Престолов два: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Закрыт в 1931 г. В советский период в храме располагались мастерские, склад. В 1995 г. передан Русской Православной Церкви. Храм действующий.

Состояние до реставрации: 

Остро-аварийное состояние сохранности,деструкция штукатурного грунта,многочисленные высолы и осыпи красочного слоя.При боковом освещении наблюдаются остатки графьи.

Методика: 

Пушистая емчуга,доходящая в высоту до 2-х см,была удалена механическим способом.Произведено многократное насыщение раствором 5% BaCl2 в этиловом спирте.После уплотнения и прикатки произведено структурное укрепление раствором силазановй смолы К 15/3 в уайт-спирите.По остаткам графьи была произведена попытка реконструировать житийный цикл Артемия Веркольского.Был предложен проект реконструкции,не нашедший поддержки у искусствоведов(скорее все были озадачены тем,что увидели не виданный ранее цикл,не упоминавшийся в житийной литературе).

Точку в вопросе реконструкции поставила настоятельница Толгского монастыря игуменья Варвара:"Белым стенам не быть в алтаре"...Но вопрос реконструкции в древнерусских храмах повис в воздухе:"Если есть остатки графьи и все предпосылки для стилистической реконструкции,стоит ли пренебрегать последними крупицами информационного потока начала XVIII века,если принятые ранее нормативные требования категорически запрещают производить стилистическую реставрацию,ограничившись на спорном этапе консервацией".

С уважением Владимир Сорокин

Средняя оценка
(9 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
190
points

выходит это не реставрация получилась а поновления по авторской графье или даже новое письмо! судя из фотографий

саша виштаченко

184
points

Уважаемый alexkraplak, Вы абсолютно верно обозначили проблему. Только,смею заметить,это,все-таки,реставрация,или та ее разновидность,получившая наименование "целостной реставрации", направленной на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета (так называемая реставрация «на оптимальную дату»).
Целостная реставрация, определяемая таким образом, не всегда может претендовать на исчерпывающую документированность. В основном это условие может быть соблюдено при восстановлении недавно разрушенных памятников, по которым имеется необходимая документальная фиксация. В остальных случаях, как правило, задача целостного восстановления может быть достигнута за счет привлечения как прямых, так и косвенных данных. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства необходимых обоснований, сведение домысла к минимуму. Пользование аналогиями должно быть по возможности ограничено. Обращение к ним допустимо, прежде всего, для реконструкции тех отсутствующих элементов, форма которых определяется не соображениями художественного порядка, создающими индивидуальность памятника, а устойчивыми строительными и живописными приемами."

Krilows band

191
point

Уважаемый alexkraplak ,этот отчет, названный "Проблемы реконструкции в интерьерах древнерусских храмов",призван обозначить нелицеприятный вопрос:"Должен ли профессиональный художник-реставратор исполнять требования в угоду заказчику?..."К сожалению, на настоящий момент существует множество условий,продиктованных главенствующей верхушкой РПЦ, явно противоречащие правилам и нормам проведения реставрационных мероприятий. Безусловно,это касается приемов,связанных с приведением "в экспозиционный вид". В данном случае,нами было сделано практически все,что от нас зависело,чтобы сохранить материальную целостность памятника: был проведен полный цикл противоаварийных и консервационных мероприятий. Предложенная нами методика "Монохромного тонирования под цвет авторской штукатурки" была категорически отвергнута заказчиком.

С уважением Владимир Сорокин

Отправить комментарий

ар_итектура:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.