ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Глава 3 ДВЕРНЫЕ ПРОЕМЫ И ЗАПОЛНЕНИЯ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Раздел может служить в качестве как источника информации, таки методического пособия по проектированию. См. также приложениеП6. «Рекомендации по обмерами обследованиям дверных проемов и заполнений», а также терминологический справочник Т5. «Двери».
 

Двери в жилом доме выполняют одновременно коммуникационную и охранительную функцию, а также изолируют помещения от холода — как от уличного, так и от неотапливаемых помещений дома.

Входная наружная парадная дверь в начале XIX в. обычно устраивалась со стороны двора, что было связано с наличием собственного выезда (конюшня и каретник) на территории усадьбы. С развитием наемного извозного транспорта в 1830-е — 1840-е годы парадный вход переместился на главный фасад. Двери главного фасада должны вписываться в структуру общей композиции. На боковых фасадах это условие обычно не выполнялось, их композиционная схема более свободна и зависит от внутренней планировочной структуры.

Тамбуры в рядовых домах были распространены не только в наружных стенах, но и в стенах, соединяющих холодные сени с теплыми. Если двойные или тамбурные двери открываются в разные стороны, расстояние между ними может быть произвольным, если в одну — то не менее ширины створки.

Внутренние двери разделяют отдельные помещения. Пространственные координаты их в жилом доме зависят, в основном, от традиций и уклада жизни, функциональной зоны, времени устройства дверей, взаимного расположения различных элементов: лестниц, печей, окон, композиции стены и плана. В пределах

каждой зоны доминируют свои факторы. Общим условием является удобство и быстрота сообщений.

Двери — надежный и точный инструмент дифференцированности функциональных зон, а в некоторых случаях — единственный в арсенале средств, организующих интерьерное пространство. В усадебном доме с. Большое Болдино (Нижегородская обл.) парадная и жилая зоны различаются только габаритами дверных проемов.

Парадные двери обслуживают парадную зону. Это самый богатый тип заполнений в доме, и, как правило, и самый значительный по габаритам. Это двустворные филенчатые заполнения (рис. 160— 170). Двери жилых комнат бельэтажного яруса обычно филенчатые, часто одностворные (рис. 171—172), в антресолях и мезонине они могут быть щитовыми, даже при анфиладной их организации. В ряде случаев применяли остекленные двери (рис. 173, 174).

Рис. 160. Двери двустворные со средниковой филенкой:
1 — 1770—1780-е годы;
2 — последняя четверть XVIII в.;
3 — 1780—1790-е годы;
4—6 — 1790-е годы
Рис. 161. Двери двустворные
со средниковой филенкой:
1 _ 1770—1790-е годы;
2, 3 — 1800-е годы;
4—6 — 1810-е годы
Рис. 162. Двери двустворные со средниковой филенкой:
1 — 1810-е годы;
2—6 — 1820-е годы
Рис. 163. Двери двустворные со средниковой филенкой:
1_3 _ 1820-е годы;
4—5 — 1810—1820-е годы;
6 — 1830-е годы
Рис. 164. Двери двустворные со средниковой филенкой:
1 — 1830-е годы;
2 — 1830— 1840-е годы;
3 — вторая четверть XIX в.;
4 — 1830-е годы
Рис. 165. Двери двустворные с одним средником:
1,2 — 1830-е годы;
3 — вторая половина XVIII в.;
4 — 1820-е годы;
5 — 1830—1840-е годы;
6 — 1840-е годы
Рис. 166. Двери двустворные с одним средником:
1,2 — 1830-е годы;
3 — вторая половина XVIII в.;
4 — 1820-е годы;
5 — 1830—1840-е годы;
6 — 1840-е годы
Рис. 167. Двери двустворные с венчающей филенкой:
1 — 1780-е годы;
2—5 — 1790-е годы;
6 — Первая  половина XIX в.
Рис. 168. Двери двустворные с венчающей филенкой:
1 _ 1810-е годы; 2—4 — 1820-е годы;
5 — первая  треть XIX в.;
6 — 1830-е годы
Рис. 169.
Двери двустворные с венчающей филенкой:
1—3 1830-е годы;
4—5 — 1840-е годы
Рис. 170. Двери с фрамугой и трехфиленчатые:
1 — двери с глухой фрамугой, 1830-е годы;

2, 3 — двери трехфиленчатые, 1840-е годы

Рис. 171. Двери одностворные
1 _ 1780—1790-е годы;
2 — 1780-е годы;
3 — 1780—1790-е годы;
4—6 — 1810-е годы
Рис. 172. Двери одностворные
1 — 1820-е годы;
2 — вторая четверть XIX в.;
3—6 — 1830-е годы
Рис. 173. Двери остекленные:
1 — 1780-е годы;
2 — конец XVIII в. — начало XIX в.;
3 — 1810-е годы;
4 — 1820—1840-е годы;
5—6 — 1830-е годы
Рис. 174. Двери остекленные
1—5  — 1840-е годы
Таблица 1
Глубина парадной анфилады, см

Высота двери

1801 — 1805

1806— 1810

1811 — 1815

1816— 1820

1821 — 1825

1826— 1830

1831 — 1835

1836—
1840

1841 — 1845

1846— 1850

2.0 м

62
60
58
56
54
52
50
48
46
44

2.1 м

64
62
60
58
56
54
53
51
49
47

2.2 м

66
65
63
61
59
57
55
53
51
49

2.3 м

69
67
65
63
61
59
57
55
53
51

2.4 м

71
69
67
65
63
61
59
57
55
53

2.5 м

73
71
69
67
66
64
62
60
58
56

2.6 м

76
74
72
70
68
66
64
62
60
58

2.7 м

78
76
74
72
70
68
66
64
62
60

2.8 м

80
78
76
74
72
70
68
66
64
62

2.9 м

82
80
78
76
74
72
70
68
66
64

3.0 м

85
83
81
79
77
75
73
71
67
67

3.1 м

87
85
83
81
79
77
75
73
71
69

3.2 м

89
87
85
83
81
79
77
75
73
71

3.3 м

91
89
87
85
84
82
80
78
76
74

3.4 м

93
91
89
87
86
84
82
80
78
76

3.5 м

96
94
92
90
89
86
84
82
80
78

3.6 м

98
96
94
92
90
88
86
84
82
80

3.7 м

100
98
96
94
92
91
89
87
85
83

3.8 м

102
100
98
96
94
93
91
89
87
85

3.9 м

105
103
101
99
97
95
93
91
89
87

4.0 м

107
105
103
101
99
97
95
93
91
89
Таблица 2
Глубина непарадной анфилады, см

Высота комнаты

1801 — 1805

1806— 1810

1811 — 1815

1816— 1820

1821 — 1825

1826— 1830

1831 — 1835

1836— 1840

2.2 м

87
78
70
61
52
48
39
31

2.3 м

95
86
77
68
59
51
42
33

2.4 м

97
88
80
71
62
53
44
36

2.5 м

100
91
82
73
64
56
47
38

2.6 м

102
93
85
76
67
58
49
41

2.7 м

105
96
87
78
70
61
52
43

2.8 м

107
98
90
81
72
63
54
46

2.9 м

110
101
92
83
74
66
57
48

3.0 м

112
103
95
86
77
68
59
51
Таблица 3
 Глубина анфилады при одностворных дверях, см

Высота комнаты

1801 — 1805

1806-1810

1811 — 1815

1816 — 1820

1821-1825
1826—
1830

1831 — 1835

1836-1840

2.0 м

86
77
67
60
51
42
33
25

2.1 м

89
80
71
62
54
45
36
27

2.2 м

91
83
74
65
56
47
39
30

2.3 м

94
85
76
68
59
50
41
32

2.4 м

97
88
79
70
61
53
44
35

2.5 м

99
90
82
73
64
55
46
38

2.6 м

102
93
84
75
67
58
49
40

2.7 м

104
96
87
78
69
60
52
43
28м
107
98
89
81
72
63
54
45
 

Заполнения дверных проемов подсобных помещений делали в большинстве случаев щитовыми деревянными (в подвалах нередко решетчатыми), в отдельных случаях — железными коваными.

Глубина анфилады (расстояние от анфиладной двери до наружной стены) является чрезвычайно важным инструментом организации пространства. Ориентировочные количественные показатели этого признака для разных типов дверей представлены в таблицах 1—3.

От начала к середине XIX в. глубина анфилады уменьшается. Это не самостоятельный временной процесс, а часть общей динамики развития явления на протяжении от барокко до позднего классицизма: в середине XVIII в. анфилада устраивалась в средней части боковой стены. В пределах одной анфилады расстояния до наружной стены могут быть разными, что бывает в случаях членения фасада раскреповками и ризалитами. В прихожей основные и обязательные двери — в холодные сени (зачастую остекленные или со светлой фрамугой) и в первое парадное помещение (как правило, в зал). Помимо этого могут быть двери в жилую зону и в подсобные помещения — в ретираду, чулан, в коридор, на лестницу. При размещении проемов в прихожей стремились к регулярности.

В зале несколько дверей. В стене, отделяющей ее от прихожей, дверь по центру. Если в ней две двери, то различают два случая.

1.  Обе двери ведут в прихожую и размещены симметрично по обе стороны печи или камина, устроенных по центру стены.

2.  Одна из дверей залы, размещенная ближе к наружной стене, связывает залу с прихожей, другая ведет в буфетную, камердинерскую, кабинет.

В другой стене залы обычно две двери. Одна из них анфиладная и ведет в гостиную, другая — в подсобную и жилую зону, чаще всего во внутренний коридор. Вторая дверь в небольших домах может отсутствовать.

В гостиной — две двери, которые, по большей части, и организуют анфиладу рядового дома. При значительных размерах гостиной иногда устраивался проем также по центру тыльной стены. Если гостиная выходила окнами в сад или парк, то вместо центрального окна устраивалась остекленная дверь на террасу или балкон.

Диванные и малые гостиные имели, как правило, только две двери — анфиладные.

Последняя комната парадной зоны — спальня — имела только одну парадную дверь. В задней стене, как и в зале, может быть одна, либо две двери, размещенные симметрично относительно печи, расположенной по центру стены. Двери эти меньше парадных, зачастую им придавался вид шкафных створок.

Жилые помещения обычно имели выход только в зону внутреннего сообщения. Иногда они сообщались между собой, а порой дверные проемы их организовывались в анфиладу. Каждая комната при этом имела отдельный выход в коридор (так называемая французская планировка), на лестницу или в прихожую. Нередки случаи, когда ряд комнат антресольной зоны сообщается с лестничным коридором только одной дверью. В этом случае сообщение комнат внутри жилой антресольной зоны также может получить анфиладную организацию.

В парадных зонах рядовых домов двери открываются в одно помещение, как правило, в зал и в спальню: это помещения, которые находятся на полюсах анфилады и граничат с более низкими по высоте ярусными зонами, что делает открывание в эти зоны затруднительным, а то и вовсе невозможным. Открывание дверей внутрь гостиной встречается очень редко.

Это правило справедливо только по отношению к парадным дверям. Створки стеновых, шкафных и других дверей могут открываться в произвольную сторону, по необходимости.

Открывание дверей стремились также делать по ходу движения «от себя» и с таким расчетом, чтобы ходячая (замковая) створка была при этом с правой стороны.

Ложные (глухие) двери устраиваются в парадных комнатах, где, сообразуясь с художественной симметрией, пространственная композиция требует наличия двери, но проем в этом месте не нужен, а подчас просто устройство его невозможно (например, с обратной стороны в этом месте мешает поперечная стена). Двустворные ложные двери могут быть сделаны как единый щит с филенчатой лицевой и плоской тыльной стороной (рис. 167.6).

Двери могут быть полуложными (полуглухими) в тех случаях, когда из функциональной необходимости проем должен быть меньших размеров, а заполнение, из художественных и композиционных соображений, больших, чем проем. Встречается три случая полуглухих проемов:

Во-первых, когда проем меньше заполнения по высоте (рис. 175). Это происходит в тех случаях, когда дверь соединяет помещения с разными высотами, причем одно из них является парадным и нуждается в оформлении проема парадным заполнением, соответствующим столярке остальных проемов. При этом более низкое помещение ниже двери, отчего в верхней части проема со стороны парадного помещения образуется глухой щиток, со стороны низкого помещения видны только нижние части дверных полотен, если дверь не двухфасадная. Это стереотипный прием в рядовых домах, особенно со сложной ярусно-функциональной структурой, где антресоли в задней части дома не позволяют сделать жилую зону бельэтажа достаточно высокой.

Бывают случаи, когда в одном парадном помещении на одной стене, например, анфиладной, дверь делается больших размеров, в на перпендикулярной стене, расположенной на границе с жилой или подсобной зоной бельэтажа, двери компромиссно делаются меньших размеров (по высоте меньших комнат) с тем, чтобы не устраивать щитка.

Во-вторых, реже, применялся тип полуглухого проема с вертикальным боковым щитком, со стороны парадной комнаты (рис. 176). Это могло быть в том случае, когда свободному проходу препятствовал какой-либо элемент: печь, поперечная стена, лестница, т. е. не высотные, а планировочные издержки. Щиток, как и в первом случае, виден со стороны парадной комнаты, а со стороны зоны более низкого разряда видна только часть парадной двери.

В обоих случаях двери должны открываться в сторону парадной зоны. Именно поэтому сложившаяся традиция открывать двери в зал и спальню (помещения, сообщающиеся дверными проемами с нижеразрядными зонами) распространяется и на дома, функциональные зоны которых не дифференцированы по высотам.

И, наконец, в третьих, существовал комбинированный тип, совмещавший в себе первые две разновидности полуложных дверей. Проем в этом случае уменьшен по сравнению с заполнением, как по высоте, так и по ширине (рис. 177).

Собственно проем состоит из ограждающих конструкций и проемного отверстия. В зависимости от материала стен ограждающие конструкции подразделяются на деревянные, каменные и смешанные. В деревянных рубленых домах они устраивались цельными деревянными во всю толщину стены и выполняли функции одновременно коробки и скрепляющей конструкции для венцов сруба.

В каменных домах конструкции ограждения состоят из откосов, приелонных фальцев, закладных паза или четверти, перемычки, порога.

Откосы в каменных домах могут быть прямыми, т. е. расположенными перпендикулярно плоскости стены, рассветными под тупым углом или косыми, параллельными друг другу. Стеновая и рассветная версты в конце XVIII — первой половине XIX в. Вязались без тески тычков, в голубец или в ус, с применением при подходах шегурок и трехчетвертных кирпичей. Различаются голубцы, полуголубцы и четвертьголубцы.

Прислонный фальц может служить как для крепления прислонной коробки, так и в качестве ограничителя движения дверного полотна, навешенного на крюки, заложенные в кладку (в холодных помещениях). Толщина его может быть от полкирпича до толщины стены за вычетом прислонной четверти. Глубина прислонного фальца для коробки чаще всего полкирпича, для полотнища — четверть или пол кирпича.

Закладные пазы или четверти получают форму и размеры закладываемой части коробки. Паз может быть в любом месте проема, но не ближе, чем полкирпича от угла. Четверть получается при закладывании коробки в углу проема. При закладывании трехкантного бруса дно закладного паза в сечении может быть дугообразным, но чаще он прямой.

В связи с тем, что коробка закладывается до ведения кладки, в растворе остаются следы текстуры и обработки поверхности топором или шерхебелем. Эти следы при исследованиях являются материальным свидетельством конструкции проема даже при утрате деревянных частей. При утрате следов в растворе размеры и конфигурацию проема реконструируют разверстовочными расчетами кирпичной кладки.

Перемычками проемов в деревянных стенах являются перекладины коробок. Такие перемычки не являются несущими. Нагрузку вышележащей части стены воспринимают перекладины только в деревянных безусадочных стенах, составленных из вертикальных брусьев, заполняющих горизонтальные обвязки.

В каменных стенах перемычки дверных проемов подразделяются на следующие типы: 1) каменные из цельного камня; 2) каменные распорные; 3) деревянные дощатые; и 4) комбинированные.

Первый тип встречается крайне редко, в сооружениях подсобного или хозяйственного назначения (ледники, погреба). Он применяется в проемах незначительных по ширине и делается из крупного каменного блока.

Каменные распорные перемычки изготавливаются из отдельных блоков, из кирпича или естественного камня. Встречаются комбинированные варианты, т. е. в конструкции перемычки применены оба материала (например, в кирпичной перемычке белокаменный замковый камень).

Деревянные дощатые перемычки представляют собой доску до 10 см толщиной чаще всего на высоту кирпичного ряда, лежащую плашмя. Три основных типа деревянных перемычек: 1) в одном уровне горизонтально, на глубину стены (рис. 178); 2) в разных уровнях горизонтально (рис. 179); 3) одна из досок (внутренняя) расположена наклонно (рис. 180). Применяется преимущественно при переделке или пробивке проемов. В первоначальных проемах часто применяется в комбинации с распорной (клинчатой или лучковой) перемычкой. В первоначальных проемах перемычки закладываются в процессе ведения каменной кладки, в переделываемых — укладывается в вырубленный паз, затем закладывается с зачеканкой щелей битым кирпичом и раствором.

В сводчатых помещениях, если верхний свет проема расположен выше пяты свода, распорная и весовая нагрузка снимается с проема двумя способами:

1. при незначительном превышении верха проема над пятой (5— 10 см) устраивается распорная перемычка, щека которой заподлицо с лицевой поверхностью свода. Клинья свода лежат на перемычке и не перевязаны с ней;

2. если притолока расположена значительно выше пяты, устраиваются распалубки, которые сопрягаются со сводом под углом и перевязываются с клиньями свода. Сопряжение со стеной может быть щековым, либо дуговым. В первой половине XIX в. преобладал щековой тип. Общая конфигурация проема во многом зависит от формы перемычки. Начиная с древнейших времен, самой распространенной формой притолоки была прямая линия, которая определяла прямоугольный контур проемного отверстия. В первой половине XIX в. применялись в подавляющем большинстве прямоугольные проемы, перекрытые либо деревянными перекладинами, либо клинчатками, либо комбинированными перемычками.

Самая распространенная после прямой — лучковая перемычка, которая, в подражание барочным перемычкам, получила распространение в эпоху зрелого ампира, т. е. в 1830—1840-е годы. Верха дверей при непрямолинейных притолоках могли повторять их форму, но чаще притворная четверть заполнялась неподвижной фрамугой, а низ — створками. Криволинейные перемычки применялись, в основном, в парадных и фасадных дверях.

Высота проема регламентировалась определенными правилами. Верхний свет парадных дверей в рядовых домах первой половины XIX в. должен быть на уровне верхнего света парадных окон. Эта закономерность распространялась только на жилые дома небольших размеров. В домах дворцового типа, где помещения имеют значительную высоту, верхний свет дверей ниже верхнего света окон. В задних жилых антресольных и мезонинных комнатах приведение уровней дверей и окон к абсолютному соответствию было не обязательным.

Руководства конца XVIII в. — первой половины XIX в. рекомендуют соотношение высоты двери к высоте помещения как 2:3 и 7:11.

Реальные соотношения высоты комнаты и высоты двери в памятниках архитектуры, зарегистрированные на сохранившихся памятниках, сложней теоретических, предлагаемых архитектурными руководствами. Высота дверей в парадной зоне, отличающейся дифференцированностью высот помещений, зависит от высоты наиболее высокой парадной комнаты. В табл. 4 приведены сравнения рекомендовавшихся соотношений в парадных дверях и реально осуществлявшихся при строительстве рядовых жилых домов.

Величина вертикального габарита непарадных дверей находится в прямой зависимости от высоты помещения (чем больше комната, тем выше двери) и в обратной зависимости от датировки (чем старше дверь, тем она выше; от начала к середине XIX в. ее относительная высота, утилизуясь, уменьшается) (табл. 5).

Реальная зависимость между высотой и шириной дверей также сложней рекомендованной 2:1. Ширина находится в прямой зависимости от высоты, а ширина непарадных двустворных дверей еще и от датировки (табл. 6).

Таблица 4
Соотношения высот помещений и высот дверей в парадных комнатах, м

Высота помещений

Присоотношении 2/3

Присоотношении 7/11

Реальные натуральные значения

2.6 м

1.7 м

1.6 м

2.2 м

2.8 м

1.9 м

1.8 м

2.3 м

3.0 м

2.0 м

1.9 м

2.3 м

3.2 м

2.1 м

2.0 м

2.4 м

3.4 м

2.3 м

2.2 м

2.4 м

3.6 м

2.4 м

2.3 м

2.5 м

3.8 м

2.5 м

2.4 м

2.6 м

4.0 м

2.7 м

2.5 м

2.7 м

4.2 м

2.8 м

2.7 м

2.8 м

4.4 м

2.9 м

2.8 м

2.8 м

4.6 м

3.1 м

2.9 м

2.9 м

4.8 м

3.2 м

3.0 м

3.0 м

5.0 м

3.3 м

3.2 м

3.1 м

5.2 м

3.5 м

3.3 м

3.1 м

5.4 м

3.6 м

3.4 м

3.2 м

5.6 м

3.7 м

3.6 м

3.3 м

5.8 м

3.9 м

3.7 м

3.4 м

6.0 м

4.0 м

3.8 м

3.4 м

6.2 м

4.1 м

3.9 м

3.5 м

6.4 м

4.3 м

4.1 м

3.6 м

6.6 м

4.4 м

4.2 м

3.6 м

 
Таблица 5
Высоты непарадных дверей
(анализ натурного материала)

Высота комнаты

1801 — 1805

1806— 1810

1811 —

1815

1816— 1820

1821 — 1825

1826— 1830

1831 — 1835

1836— 1840

1841 — 1845

1846— 1850

Двустворные двери

2.0 м

2.0 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.1 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

1.9 м

. 9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

2.2 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

2.3 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

2.4 м

2.1 м

2.1 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

1.9 м

1.9 м

2.5 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.6 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.0 м

2.7 м

2 1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.0 м

2.0 м

2.8 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.9 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

3.0 м

2.3 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.1 м

2.1 м

2.1 м

3.1 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.1 м

2 1 м

2.1 м

3.2 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

3.3 м

2.4 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

2.2 м

3.4 м

2.4 м

2.4 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.2 м

2.2 м

3.5 м

2.4 м

2.4 м

2.4 м

2.4 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

2.3 м

Одностворные двери

2.0 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.1 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.2 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.3 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.4 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

2.5 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

1.8 м

2.6 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

1.8 м

2.7 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.8 м

2.8 м

2.0 м

1.9 м

1.9.м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

2.9 м

2.0.м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

3.0 м

2.0.м

2.0 м

2.0 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

1.9 м

Таблица 6
 Ширина дверей, м
 
 

Высотадвери

Двустворные двери

Одностворные двери

парадные
непарадные

1.7 м

 
 

0.83 м

1.8 м

 
 

0.85 м

1.9 м

 
 

0.87 м

2.0 м

 

1.12 м

0.90 м

2.1 м

 

1.15 м

0.92 м

2.2 м

1.12 м

1.18 м

0.95 м

2.3 м

1.16 м

1.21 м

0.97 м

2.4 м

1.19 м

1.24 м

0.99 м

2.5 м

1.22 м

1.27 м

1.02 м

2.6 м

1.26 м

1.29 м

1.04 м

2.7 м

1.28 м

1.33 м

 

2.8 м

1.32 м

1.36м
 

2.9 м

1.35 м

1.38 м

 

3.0 м

1.38 м

1.41 м

 

3.1 м

1.42 м

 
 

3.2 м

1.45 м

 
 

3.3 м

1.48 м

 
 

3.4 м

1.52 м

 
 

3.5 м

1.54 м

 
 

3.6 м

1.58 м

 
 

3.7 м

1.61 м

 
 

3.8 м

1.64 м

 
 

3.9 м

1.68 м

 
 

4.0 м

1.71 м

 
 

Заполнения бывают двух типов: 1) створки с коробкой; 2) створки без коробки.

Коробки применяются в теплых помещениях, где требуется плотный притвор. Безкоробочное заполнение встречается в холодных помещениях, где служит преимущественно как ограждающая конструкция, функция теплоизоляции отпадает или уменьшается.

Дверные проемы в парадных комнатах могут быть лишены заполнений. В этих случаях они получают более богатую разработку архитектурного декора, либо делаются с арочной перемычкой.

Коробки в каменных стенах по способу крепления подразделяются на две основные группы: 1) закладные (коренные); 2) прислонные (приставные).

Закладные колоды крепятся к стенам в процессе ведения каменной кладки, закладываются в нее с трех сторон, оставляя открытой притворную четверть и лицевой кант (заглушина). Сначала изготавливается коробка, которая в процессе ведения кладки служит маяком.

Основное условие при установке и закреплении закладной коробки — вертикальность боковых брусьев и горизонтальность притолоки и порога. Прямоугольность коробки контролируется диагоналями, которые должны быть равными. Отвесом проверяется вертикальность коробки в поперечном направлении. Перед установкой боковые и задняя поверхности брусьев обычно просмаливаются для предотвращения проникновения влаги из кладки в дерево..

Прислонные коробки изготавливаются и подгоняются под размеры проема после возведения кладки. Из плоскости стены притворная четверть бруса выступает на 1—2 см. Оба типа коробок изготавливаются из сухих выдержанных сосновых брусьев. В брусьях, окантованных с трех сторон, отбираются четверти для притвора, затем вырезаются шипы (обычно два) и проушины. Элементы коробки вяжутся с помощью нагелей, а затем проверяются диагоналями. Шипы могут быть прямоугольными, либо сковородневыми. Четверть может выбираться в коробке (рис. 181.1), а может быть образована нашивкой на наружной поверхности коробки дополнительной планки (181.2).

Приелонная коробка перед установкой обкладывается войлоком, что предотвращает соприкосновение дерева с кирпичной кладкой. Коробки двойных дверей скрепляются скобами, промежуток откоса между ними штукатурится, либо обшивается щитовой или филенчатой коробкой.

Притолоки коробок при лучковых перемычках не обязательно должны повторять форму перемычки, они могут быть прямыми.

Косяки в деревянных рубленых стенах губками скрепляют гребень сруба, отобранного в торцах венцов. Для предотвращения поперечного движения коробки она вводится шипами брусьев в гнезда, выбранные в нижнем венце. Порог коробки в парадных помещениях, как правило, отсутствует.

Во внутренних стенах толщина коробки равна ширине окантованных бревен сруба. В наружных деревянных стенах, предназначенных для обшивки, толщина косяка равна толщине стены с обшивкой, т. е. около 40 см. С внутренней стороны коробка делается заподлицо с поверхностью сруба и косяка, либо с небольшим выносом, рассчитанным на штукатурку.

Дверные коробки могли профилироваться по периметру заглушины, образуя окалеванную нишу. Эта ниша может члениться средниками. Средники коробки должны по уровню соответствовать средникам дверного полотнища. Профилироваться может массив коробки, но чаще окалевывались отдельные планки толщиной 2—3 см, а затем набивались на лицевую плоскость коробки, образуя притворную четверть (рис. 181.3, 181.4). Средники изготавливались отдельно и врезались в планку или коробку, калевки соединялись в ус. Профилировались не только стояки, но и притолока коробки. В середине притолочной ниши мог делаться средник.

Щитовые коробки, закрывающие откосы и откосные притолоки парадных дверей, обычно делали филенчатыми. Тыльная сторона, т. е. сторона, обращенная к стене, — гладкая. Членение таких коробок средниками также соответствует членениям дверных полотнищ. Калевки щитовых коробок — те же, что и калевки створок.

В наружных дверях, а также в проемах, соединяющих теплые помещения с холодными, пороги стремились делать из твердых пород дерева с незначительным выступанием из плоскости пола (не более одного дюйма). Притворная четверть порога скашивалась в сторону открывания — учитывалась возможность просадки дверного полотна или его разбухание при изменении влажностного режима.

В жилых комнатах выступающие пороги, как правило, отсутствуют. В парадных помещениях в анфиладных дверях пороги никогда не выступали из плоскости пола.

В стенах, сложенных из вертикально поставленных брусьев или бревен, коробки делались из досок толщиной около 6 см, а шириной — равной толщине стены.

Приелонные коробки укреплялись в проеме закрепами, затем откосы штукатурились. В рубленых домах над коробкой устраивали зазор (запас) на усадку сруба.

Величина зазоров зависела от качества лесоматериала: 1) при сплавном лесе — 5% высоты проема; 2) при летнем лесе — 4% высоты проема; 3) при сухом лесе — 3% высоты проема.

Сразу же после строительства зазоры закладывают конопаткой и расклинивают, клин ослабляют по мере усадки. В проемах глинобитных и землебитных стен паз на усадку оставляли не сверху, а снизу проема, ставя коробку на клинья. По мере усадки клинья ослабляли.

Полотнища филенчатых дверей состоят из обвязки и филенки. Отдельные элементы обвязки представляют собой бруски или доски, которые вяжутся чаще всего под прямым углом, в шип, на клею и нагелях. Обвязки, как контурные, так и средниковые, делают одной толщины. Пространство между замковыми средниками могут не забирать филенкой, а закрывать деревянными пластинами внаплав. Пластины крепят на клею. Средники могут быть вертикальными и горизонтальными.

У остекленной части двери обвязка содержит одну, реже две четверти для остекления. Глубина четверти, по большей части 12 мм,

ширина постели — 8 мм. Филеночный паз на внутренней кромке при этом отсутствует. Горбыли (горбыльки) изготавливаются либо на всю толщину наружной обвязки, либо же могут быть меньше и сопрягаться с калевкой наружной обвязки на всю ее величину, не доходя до лицевой пласти.

Пазы филенчатые в сечении прямоугольны. От филеночной кромки до дна паза оставляется зазор 2—3 мм на случай разбухания филенки от влаги.

Обвязки, средники и горбыли соединяются между собой в шип. После подгонки и окончательной сборки на клею полотнища сжимают, сверлят отверстия и вводят на клею нагели, обычно конусообразной формы. Торцы шипов средников расклинивают также на клею, для плотности соединения. После схватывания клея срубают лишние выступы нагелей и шипов, — и полотнища готовы для подгонки под коробку. Членения и их пропорции зависят, в основном, от конструкции, от необходимых прочностных качеств, а также от функциональной целесообразности.

Одностворчатые двери небольших размеров обычно имеют только один средник. Однако нередки случаи применения двух околозамковых средников.

Коробка наружного замка должна располагаться на определенном уровне от пола для удобства пользования им. А поскольку накладные замки должны крепиться только на средник, то уровень одного из замочных средников определяется именно этим фактором. Если средников два, то шире тот, на котором крепится наружный замок.

Внутренние замки также определяют положение средников, которые должны быть выше или ниже замка, но не на одном уровне, т. к., врезаясь в шип, замок ослабляет конструкцию. Один широкий средник может быть и в двустворчатых дверях. При двух околозамочных средниках может быть наклеена доска, образующая наплав и создающая впечатление одного средника. Кромки контурных обвязок в одностворных дверях скошены по отношению к пластям.

Самый распространенный тип притворного узла — четвертной, с косой кромкой. В XVIII — начале XIX в., когда замки и шпингалеты были накладными, обе части кромки делались одинаковыми (симметричный притвор), в дверях с внутренними приборами — неравными по ширине (асимметричный притвор), чтобы разместить замочную и шпингалетную планки.

Маскировочная отборка несет исключительно декоративную функцию.

Руководства по архитектуре первой половины XIX в. рекомендовали обвязку делать толщиной 2,5 дюйма (6,3 см), а филенку 2 дюйма (5 см). Однако натурные исследования показывают, что толщина обвязок и филенок меньше указанных. Толщина обвязки — существенный датированный признак. В XVIII в. (70—90-е годы) обвязки филенчатых дверей рядовых домов в среднем составляли около 35—40 мм. В первой половине XIX века с постепенной сменой накладных замков и шпингалетов на внутренние толщины дверей заметно увеличиваются.

Как показал корреляционный анализ, толщина обвязки зависит от габаритов двери и времени ее изготовления (табл. 7,8).

В нижней части двустворчатых, реже одностворчатых дверей набивается или наклеивается плинтусный брусок, обычно профилированный вдоль верхней кромки (рис. 182). Чаще всего делается из того же материала, что и дверь. Крепится к двери гвоздями или на клею. Должен быть шире внутренних кромок боковых обвязок, чтобы закрыть подплинтусовый паз. Нижний

обрез плинтуса, как правило, делается на уровне наружной кромки нижней обвязки, либо несколько выше. Верхний обрез плинтуса должен располагаться не выше нижней границы калевки или отживки и не ниже верха подплинтусного паза.

Таблица 7
Толщина обвязки парадных дверей, мм
 

Высота двери

Годы
1800-е
1810-е
1820-е
1830-е
1840-е

2.2 м

47
48
49
50
51

2.3 м

48
49
50
51
52

2.4 м

49
50
51
52
53

2.5 м

50
51
52
53
54

2.6 м

51
52
53
54
55

2.7 м

52
53
54
55
56

2.8 м

53
54
55
56
57

2.9 м

54
55
56
57
58

3.0 м

55
56
57
58
59

3.1 м

56
57
58
59
60

3.2 м

57
58
59
60
61

3.3 м

58
59
60
61
62

3.4 м

59
60
61
62
63

3.5 м

60
61
62
63
64
Таблица 8
Толщина обвязки непарадных дверей, мм
 
Толщина
Годы
1800
1810
1820
1830
1840

Двустворные двери

2.0 м

40
43
46
49
52

2.1 м

42
45
48
51
54

2.2 м

44
47
50
53
55

2.3 м

46
49
52
54
57

2.4 м

48
51
54
56
59

2.5 м

50
53
56
58
61

2.6 м

52
55
57
60
63

2.7 м

54
57
59
62
65

2.8 м

56
58
61
64
67

2.9 м

58
60
63
66
69

3.0 м

60
62
65
68
71

Одностворные двери

1.7 м

48
48
49
49
50

1.8 м

46
47
47
48
48

1.9 м

45
45
46
46
47

2.0 м

43
44
44
45
45

2.1 м

42
42
43
43
44

2.2 м

40
41
41
42
42

2.3 м

39
39
40
40
41

2.4 м

37 .

38
38
39
39

2.5 м

36
36
37
37
38

2.6 м

34
35
35
36
36

Плинтус должен быть масштабен двери, т. к. он не обусловлен антропометрическими ограничениями, как средники и нижняя филенка, однако обычно учитывается взаимная габаритная адекватность высоты дверного плинтуса с тумбой наличника и плинтусом комнаты, который, в свою очередь, не будучи связан антропометрией, мог зависеть от размеров печного керамического плинтуса.

Плинтусы различаются формой профилировки и наличием либо отсутствием уступа.

Большинство ампирных плинтусов лишено уступа. В первой половине XIX в. лишь каждый четвертый плинтус — с уступом. Он обычно прост, полочкой, и составляет по высоте 1/3 либо 1/4 всей высоты плинтуса. Изредка, как в ранних, так и поздних (ампирных) плинтусах можно встретить профилированный уступ — это также ретроспективный рудимент раннего и развитого классицизма. Самые распространенные типы венчающей профилировки — выкружка и каблучок. В конце XVIII в. и в эпоху позднего ампира популярны каблучок и валик. Каблук в плинтусе развитого позднего ампира — явление если не исключительное, то достаточно редкое. Реже встречается валик — он характерен для развитого классицизма и позднего ампира. В период раннего и развитого ампира избегали применять этот профиль. Еще реже применялась фаска (преимущественно в дверях позднего ампира), либо профилировка отсутствовала (прямой обрез кромки).

Торцы плинтусового бруска на уровне калевки также профилировались, т. е. отборка заворачивала на узкую боковую грань. Лицевой и боковой профили, будучи тождественны по типу, резко различаются по кривизне и пластической активности. Профиль боковой грани значительно более вытянут по горизонтали: учитывалось визуальное восприятие различных ракурсов. Встречаются случаи профилировки лицевой и боковой граней разными по типу обломами, например, один из них каблучок, а другой — выкружка. При обмерах следует обращать на это особое внимание и фиксировать отдельно лицевую и боковую отборку.

В плинтусах доминирует выкружка, каблучок реже встречается в ампирных дверях. Выкружка применялась двух подтипов: с четвертью и без нее. Валики позднего классицизма уплощены и вытянуты, в отличие от валиков развитого классицизма. Фаска, отобранная в период позднего ампира, не наклонена к граням под углом 45°, а составляет тупой угол с лицевой плоскостью обвязки.

На одинаковых дверях, при абсолютной их идентичности, в одном доме могут быть разные отборки плинтуса. Разные плинтусы в конце XVIII в. могли быть и на одной двери — с разных сторон. Такую дверь, даже при прочих одинаковых деталях, можно назвать двухфасадной. Первый случай (на одинаковых дверях разные отборки плинтуса) вряд ли следует считать осознанным, запланированным действием, скорее всего это ошибка строителей, — которая, однако, не выходила за пределы художественных допусков эпохи. Второй случай (разнофасадные двери XVIII в.) — уход от навязчивого единообразия, осознанная тенденция дифференцирования на уровне деталировки не только различных функциональных зон, но и отдельных помещений.

Нащельники в первой половине XIX в. получили распространение только на наружных двустворных дверях, на внутренних же они практически не встречаются. Изготавливаются из того же материала, что и створка. Могут быть монолитны с обвязкой, а могут изготавливаться отдельно, а потом крепиться на полотнище клеем, гвоздями или шурупами. Профилированы обломами.

На парадных дверях эпохи позднего классицизма наличие нащельника может быть продиктовано отсутствием притворной четверти. Отсутствие четверти, в свою очередь, обусловлено необходимостью фанеровать поверхность притвора красным деревом и технологическими неудобствами, которые возникают при наличии четверти. Таким образом, необходимость в нательнике в этом случае продиктована особенностями примененного материала, а не соображениями художественного порядка.

При выборе калевки поздний классицизм с неизменным постоянством питал пристрастие к двум типам обломов: каблуку и выкружке. В одном доме могут быть двери, изготовленные одновременно, но с различными калевками. Сечения калевки практически никогда не имеют правильного геометрического построения.

Каблук — простая форма, мягкая и чрезвычайно выразительная, излюбленная калевка раннего ампира (рис. 183). Изредка встречаются комбинации каблука и выкружки на одном полотнище, примененные либо на разных фасадах, либо на разных филенках.

Ранний ампир, генетически унаследовавший художественные традиции развитого классицизма, делал валиковую часть каблука припухшей, утолщенной (рис. 183.1). Развитый и зрелый ампир несколько заострили эту часть, таким образом, что она стала равна или даже меньше вогнутой (рис. 183.2).

У кромки профиль зачастую заострен и приподнят — это, с одной стороны, активизирует форму, и в то же время утолщает фальцы, несущие филенку, придавая им необходимую прочность (рис. 183.3).

Выкружка применялась в сочетании с четвертью (рис. 184), и этим по форме настолько близка к каблуку, что при многослойном покрытии краской, напластованной за полторы сотни лет, определить без расчистки принадлежность облома к определенному типу бывает весьма затруднительно.

Изредка встречаются промежуточные формы, у которых выход из обвязочной кромки параллелен пласти обвязки, что имитирует одну из плоскостей четверти выкружечного профиля, однако ребро четверти, переходящее в криволинейный профиль, скруглено, как у каблучка.

Выкружка по форме практически никогда не представляет собой четверть круга с хордой под 45° к обвязке. Все выкружки различны по построению кривой, но ни одна из них не стремится к регулярности в сечении, зато все они изготовлены с поправками на ракурс и конструктивные издержки. Большинство из них вытянуты параллельно обвязочной пласти. Край профиля, сопрягающийся с внутренней кромкой, часто заострен, приподнят (рис. 184.2), и это явление более выражено у безотживочных профилей, что легко объяснимо необходимостью создания иллюзии большей глубины, чем позволяли ограниченная толщина обвязки и отсутствие отживки. По этой же причине безотживочные выкружки обладают удлиненным сечением, в особенности в период раннего ампира. В эпоху зрелого ампира пропорции профиля становятся менее уплощенными, в результате утолщения дверного полотна.

Составной многообломный профиль применялся на дверях XVIII в. Уже в 1790-х гг. он постепенно сменяется на упрощенный, однообломный, чаще всего каблук. Многообломный профиль представляет собой комбинацию крупного каблука, примыкающего к обвязочной пласти или к отживке, — и мелких профилей, соседствующих с внутренней кромкой, чаще всего полу- или трехчетвертного валика. Возможны более усложненные варианты, когда добавляется каблук либо выкружка. Измельчение профилей к филенке создает безусловную иллюзию пространственной глубины, подобно перспективным рамам для живописных полотен. Неслучайно филенки нередко становились основой для декоративной росписи и даже сюжетной живописи.

В редких, единичных случаях большой каблук мог быть заменен выкружкой. В парадной двери дома 5 в Козицком переулке могли сосуществовать и два больших профиля: выкружка и каблук, при одинаковом малом профиле — полувалике.

В 1850—1860-х годах получил широкое распространение в дверных заполнениях четвертной вал с выкружкой. Более широко и устойчиво с середины XIX в. начинает употребляться ретроспективное повторение составного многообломного профиля XVIII в., масштабно более укрупненного. Двери с этой калевкой преобладали на строительном рынке второй половины XIX — начала XX в., включая эпоху модерна, несмотря на активное отрицание этим самобытным стилем формальных традиций классицизма и эклектики.

Большинство четвертных валов применено на обвязках, обрамляющих нижние филенки остекленных дверей (рис. 185). Некоторые из них с абсолютной точностью тождественны калевке обвязок остекления и, по всем признакам, отбирались одним инструментом. Форма валиков не стремится к приближению к четвертьокружности, все профили уплощены, но в натуре они хорошо читаются благодаря четвертям.

Четвертной вал в нижней части двери мог быть применен в сочетании с каблучковой калевкой обвязок остекления в верхней части. Валик в нижней филенке мог быть применен в комбинации с каблучком в верхней четырехчастной филенке, близкой по конструктивной структуре к остеклению.

Валик может быть накладным (рис. 185.2) в виде штапика.

Поздний классицизм в своем неуклонном стремлении к монументализации и лаконизму форм достиг максимализма в случаях, характерных отсутствием криволинейной калевки. Явление это представлено не единичным случаем, а целым рядом дверей, что позволяет выделить его в отдельный устойчивый и характерный тип (рис. 186).

Дверные заполнения в антресольных помещениях с прямоугольной профилировкой пребывают в стилистической связи с парадной дверью бельэтажа, снабженной несколько более усложненной ступенчатой калевкой (рис. 186.2),

Упрощенной может быть и профилировка парадных дверей. На двухфасадной двери фигаррейная филенка, обращенная в прихожую, может быть обрамлена криволинейной калевкой-выкружкой; прямая же филенка фасада, ориентированного в сени, обрамлена простым, бескалевочным профилем. Нередки случаи применения упрощенного профиля по периметру средниковых филенок, в то время как верхняя и нижняя филенки той же двери обрамлены традиционными криволинейными обломами.

Встречаются двери, профилированные одной лишь отживкой (рис. 186.3). Несколько более усложненные типы — ступенчатые либо с отживкой — объединяет общая характерная черта: все они лишены криволинейных обломов.

Калевки дверного остекления полностью адекватны обломам остекления оконного. В дверях выходных (на балконы, веранды, террасы, галереи, портики) калевки остекления отбирались тем же отборником, что и окна фасада, в ряду которых эти двери сохраняют номинальную непрерывность.

Типология калевок остекления первой половины XIX в. представлена двумя группами: каблук и уплощенный четвертной валик. Отживка (рис. 187) соседствует с калевкой с тыльной стороны. В сущности, ее можно рассматривать как составляющую часть отборки, которая пребывает в определенных пространственных и пропорциональных соотношениях с криволинейным профилем. В XVIII в. отживка конструктивна. Незначительные толщины дверных полотен требовали некоторого утолщения, чтобы создать облом необходимой глубины и выразительности, и в то же время фальцы, держащие филенку, имели бы достаточную толщину. В первых десятилетиях XIX в., когда перемещение замково-шпингалетной фурнитуры с фасадов полотнища внутрь обвязки вызвало значительное утолщение дверей (почти в 1,5 раза) и тем самым избавило их от надобности в отживке, форма, полюбившаяся и прижившаяся, остается и продолжает сопутствовать калевке уже в качестве декоративного компонента.

Отживка в XVIII в. — это узкая полоса шириной около 10 мм. В XIX в. ее ширина увеличивается и к середине века уже может составлять около 20 мм. В сечении отживка обычно представляет собой полку с прямыми углами, независимо от размеров и даты изготовления. Однако наблюдаются исключения, и самым распространенным из них можно назвать скос с тыльной, не калевочной стороны. Эти случаи встречаются в постройках позднего ампира. В XVIII в. с этой же тыльной стороны вместо скоса встречается выкружка. Частота применяемости отживки с разными калевками различна. В сочетании с каблуком (рис. 187.2) она встречается значительно чаще, чем с выкружкой (рис. 187.1).

Нельзя утверждать, что применение отживки совсем не практиковалось в дверях жилых помещений в период позднего ампира, однако с тех пор, как она освободилась от конструктивной нагрузки и стала декоративной рамкой, ее употребление связано с художественной дифференцированностью дверей различных функциональных зон.

Отживка может быть монолитна с массивом обвязки, как и калевка. Нередки случаи отдельно изготовленных отживок и приклеенных к массиву полотна, вместе с калевкой они составляют штапик. Встречаются отживки, наполовину принадлежащие обвязке, наполовину — окладной калевке. Отживка может быть единственной декоративной деталью, оформляющей сопряжение обвязки с филенкой. В этом случае она применяется без калевки сама по себе, неся исключительно декоративную функцию, — функцию калевки. В композиции фасада дверного полотна отживка может обходить по периметру каждую филенку, включая средниковую. В конце XVIII — первой трети XIX в. появляются двери с рисунком фасадов, требующим непрерывности ее по всему периметру полотнища. К середине XIX в. такие двери снова уступают место створкам с отживкой по периметру каждой филенки.

Филенка представляет собой щит, склеенный из двух—трех досок встык с последующим размещением в обвязках двери волокнами по вертикали. Если двери не красятся, а обрабатываются под лак, текстура отдельных досок тщательно подбирается. Филенки фигаррейные применялись чаще, чем плоские. В связи с тем, что в XVIII в. толщина обвязки меньше, чем в XIX в., глубина филенки также меньше. На одной двери филенки могут быть применены как плоские, так и фигаррейные. Фигаррейные чаще верхняя и нижняя, а околозамочная — плоская. На разных фасадах филенка может быть разнотипной. Фигаррейные филенки в XVIII веке окалеваны мелким профилем. Чаще всего профилировано место сопряжения фигаррея и плоскости филенки: четверть с выкружкой; валик с выкружкой; четвертной вал; четвертной вал с одной внешней полкой; каблук с полочкой выкружка.

Последний профиль, ясный, четкий и крупномасштабный, более характерен для последней стадии развития классицизма. В период раннего ампира профиль мог отбираться также и на филеночной нише.

В XVIII в. фигаррей мог быть двухступенчатым, с перепадами, профилированными двумя различными обломами. Самый распространенный тип фигаррея в эпоху зрелого классицизма предельно лаконичен и сопрягается с пластью достаточно простым и в то же время лаконичным профилем-полочкой (рис. 188).

Прямая филенка лишена фигаррея. Самая простая из всех возможных разновидностей филенок — плоская, лишенная рельефа, рисунка, профиля — прямоугольный в сечении щит, вставляемый в обвязку.

Гофры в XVIII в. — один из самых распространенных и излюбленных приемов декорировки средниковых филенок (рис. 160.1, 160.2, 167.1, 167.4, 167.5). Развитый ампир относится к ним сдержанно (рис. 163.5), в эпоху же позднего ампира гофрированный рецидив вспыхивает с новой силой (рис. 168.6, 169.1).

В период раннего и развитого классицизма гофры вырезались на поверхности фигаррейной филенки. В 1790-х годах и в эпоху позднего классицизма гофры представляют собой декорированную накладную каннелюрированную доску, которая вставлялась в нишу, образованную перепадом между обвязкой и плоской конструкцией прямой филенки. Когда ложки расположены вплотную друг к другу, то гребни острые, когда на некотором расстоянии — усеченные.

При анализе сочетаний форм филенок и обвязочных калевок выяснилось, что самый распространенный, лаконичный и выразительный тип филенки — фигаррейный с полкой — приемлет сочетание со всеми практически типами обвязочных калевок позднего классицизма, а именно: скаблуком; каблуком с отживкой; выкружкой; выкружкой с отживкой; безкалевочным профилем; четвертным валом; выкружкой с четвертным валом. Профилированные фигарреи XVIII в. сочетаются с усложненной профилировкой обвязок в два, а то и в три облома.

В середине XIX века усложнившемуся профилю филенки может сопутствовать простая калевка обвязки.

Фигарреи с выкружкой, захвативший как завершающий этап развитого классицизма, так и ранний период позднего, одинаково успешно сочетается и с простыми, и со сложными калевками.

Ниша на филенке употребляется предпочтительно с каблучковым профилем обвязки, а наплав — с выкружкой. В середине XIX в. наплав может сочетаться с составным профилем этого времени — комбинацией четвертного вала с выкружкой. Для бесполочного фигаррея возможны сочетания с любыми типами калевок. Выкружки и простые обвязочные калевки предпочитали сочетать с прямой филенкой.

Пласти филенок в рядовых домах декорировались плоскими нишами различной конфигурации, либо наплавом. В эпоху раннего и развитого ампира предпочитали ниши, позднего — наплав, причем наплавы преимущественно на фигаррейных филенках, на плоских же — ниши. Прямоугольная, вытянутая по вертикали верхняя филенка — самый распространенный тип. Она по преимуществу фигаррейного сечения, реже — прямого. Прямые средниковые филенки могут сочетаться с фигаррейными верхней и нижней.

Околозамочный средник может быть один, и тогда средниковая филенка отсутствует (рис. 165, 166). Часто околозамочный средник, будучи достаточно массивным, не декорирован рисунком.

В большинстве случаев прямоугольной верхней филенке соответствует прямоугольная, близкая к квадрату нижняя филенка, которая жестко ограничена в пропорциях антропометрическими условиями, В редких случаях нижняя филенка геометрически декорирована, в отличие от верхней.

Форма средников (рис. 165, 166) и средниковых филенок (рис. 160—164) сводится в основном к восьмиугольнику различных пропорций, нередко вытянутыми по горизонтали — популярными в одинаковой степени. Поздний ампир стал применять, наряду с восьмиугольными, и шестиугольные рисунки средников, вытянутых по горизонтали (рис. 165.1, 166.1, 166.4). Иначе их можно трактовать как ромб с усеченными углами. Нижняя, либо верхняя шестиугольная филенка сочетается с таким средником в ином положении: тупые углы у нее сверху и снизу.

Излюбленным приемом в эпоху позднего ампира стала филенка, примыкающая к среднику, а не отстоящая от него на величину фигаррея (около 40 мм), как это было принято в иные эпохи. В подавляющем большинстве случаев средник при этом не окалеван (рис. 162.3, 165.2, 166.4, 168.1, 168.2, 168.4, 168.5, 169.5).

Крестообразный средник, организующий четыре филенки на месте единой верхней филенки, по форме и конструкции имитирует остекление.

Шестиугольник в прямоугольнике характерен для позднего ампира. Шестиугольник совмещен с прямоугольником таким образом, что боковые углы его соприкасаются с боковыми сторонами прямоугольника. Такое совмещение, в особенности в сочетании с выпуклым, наплавным рельефом рисунка, характерно в непарадных дверях для позднего ампира (рис. 166.5). Сочетание в верхней филенке не соприкасающихся прямоугольников и шестиугольников также характерно для позднего ампира (рис. 164.6). Здесь рисунок образован, как и в первом случае, наплавом. Нижняя филенка в подавляющем большинстве случаев в это время также содержит шестиугольник. Нагромождение одинаковых фигур, в особенности когда средниковый рисунок — также шестиугольник, придает двери тяжеловесный характер (рис. 165.1, 166.1, 169.4, 170.3).

Шестиугольник верхней филенки может существовать самостоятельно, без прямоугольника. В этом случае он образован либо обычной полкой в фигаррейной филенке, либо нишей в прямой филенке. Этот рисунок также характерен для позднего ампира. Может сочетаться с шестиугольником, прямоугольником, восьмиугольником или крутом нижней филенки (рис. 162.4, 164.4, 164.5, 165.1, 165.5,  166.1).

Вытянутый по вертикали восьмиугольник — излюбленная фигура эпохи позднего классицизма. Если он, не соприкасаясь, вписан в прямоугольник, — это признак раннего и развитого ампира (рис. 161.2, 161.6, 162.6, 163.3, 163.5). Автономный восьмиугольник, не вписанный в прямоугольник, — признак позднего ампира (рис.

168.6,  169.6). Вписанный восьмиугольник верхней филенки сочетается с вписанным восьмиугольником или кругом нижней. Нижняя филенка, по пропорциям близкая к квадрату, охотно приемлет вписанный квадрат.

Общий вытянутый по вертикали восьмиугольник во всю высоту дверного полотна как бы разрезается средником. Рисунок геометрической фигуры образован в большинстве случаев нишей. Средниковая фигура — восьмиугольник. Это явление характерно для позднего ампира (рис. 165.2).

Прямоугольная верхняя филенка с усеченными нижними углами — признак позднего ампира (рис. 164.1).

Особый случай — скругление средней части верхнего и нижнего торцов верхней филенки (рис. 163.1). Она образована нишей и вписана в прямоугольник. Нижняя филенка практически таким скруглениям не подвержена. Средниковая фигура — правильный восьмиугольник с вписанным кругом, характерна для развитого классицизма.

В самостоятельный тип можно выделить дверные полотнища с верхней филенкой и верхним средником. Верхний средник — деталь конструктивная, но он определяет многочисленную группу художественной типологии дверных заполнений (рис. 167—170). При этом верхняя филенка может обладать любым характерным для своего времени рисунком и сечением. Венчающая филенка, незначительная по размерам и в большинстве случаев вытянутая по горизонтали, принимает разнообразные формы: стрелу, овал, восьмиугольник, шестиугольник, прямоугольник, полукруг и пр.

У верхней филенки может отсутствовать рисунок. Это группа дверей с филенками прямого типа. Среди них — двери антресолей, жилых или подсобных комнат. Иногда при этом декорируется нижняя филенка, значительно чаще — средник.

Обычно двери членились средником на высоте около 90—100 см от пола, таким образом двери, даже самые небольшие по высоте (170 см), за редким исключением членились на две неравные части: верхняя филенка оказывалась больше, чем нижняя.

Восьмигранную среднюю (замковую) филенку в двухстворных дверях делали при значительной высоте двери. При высоте двери около 2 м и восьмигранной равносторонней средней филенке нижняя и верхняя филенки должны быть равными по высоте.

В эпоху классицизма делали и более высокие двери с равными верхней и нижней филенкой, что повышало место установки внутреннего замка и соответственно дверной фалевой ручки.

В наплавных филенках острые углы наплава не допускались. Профилировка была простой, двух типов: фаска и скругление. Фаска не под углом 45° к граням филенки, а составляет с филенчатой пластью тупой угол.

В эпоху развитого ампира самый распространенный тип профилировки плинтуса — выкружка — употребляется независимо от типа обвязочной калевки. Сочетание большого профиля наличника «каблучок» с каблучком обвязочной калевки крайне редко в эпоху зрелого классицизма и характерно скорее для позднего ампира и для конца XVIII в., художественные принципы которого стали ретроспективно повторять в 1830—1850-е гг.

Обвязочному каблучку без отживки сопутствуют плинтусы, по преимуществу венчаемые каблуком или валиком, однако считать это сочетание устойчивым на протяжении всего позднего классицизма нельзя, т. к. безотживочный каблук обвязочной калевки — явление, характерное для позднего ампира, когда каблук и вал плинтуса, в подражание плинтусам XVIII в., стали употребляться по преимуществу.

В эпоху развитого и зрелого ампира часто обвязочная выкружка, профиль весьма сухой, сочетается с еще более сухим и лаконичным профилем малой отборки наличника: полочка, четверть, фаска. При этом большой профиль наличника, как правило, — выкружка.

Упрощенным непрямолинейным типам обвязочных калевок вовсе не сопутствуют такие же упрощенные профили других элементов, хотя в определенном числе случаев они встречаются, например, малый профиль наличника. Значительный процент в группе сопутствующих простым обвязочным калевкам занимает наличник желобкового типа, могущий быть скошенным либо окалеванным. Филенки при этом — прямого, безфигаррейного типа, т. е. тоже упрощены.

Обвязочной калевке «четвертной вал с выкружкой» середины XIX в. сопутствуют обычные ампирные плинтусы, наличники и филенки, несколько огрубленные.

В XVIII в. усложненным формам обвязочных отборок соответствуют не менее сложные профили наличников и фигаррейных филенок.

Глухие фрамуги интерьерных парадных дверей изготавливаются из дерева. Они филенчатые, с членениями и рисунком, соответствующим дверным. Способы крепления: 1) на гвоздях, шурупах, задвижках; 2) на импостах.

Наличники дверей, как правило, деревянные. Конструкции наличников деревянных: 1) вырезаны в коробке и монолитны с ней; 2) изготавливаются отдельно и прибиваются костыльковыми гвоздями, либо приклеиваются. Наличники соединяются по углам «в ус». Ширина наличника масштабна размерам двери. Ширина, толщина и форма наличника зависит от масштаба проема, места и времени его применения. В деревянных стенах наличники применяются с обеих сторон стены. В подсобных помещениях (чуланы, коридоры, чердаки, кладовые, ретирады), а также при неокантованном срубе наличники могут отсутствовать.

В каменных домах деревянные наличники применяются со стороны помещения, в которое коробка обращена одной из боковых плоскостей. Они применяются только при размещении коробки в четверти на углу ребра проема. При закладных коробках, устроенных не в четверти а также прислонных, примыкающих к каменным фальцам, деревянные наличники устраиваются в тех случаях, если откосы обшиты щитовыми коробками.

В интерьерах наличники изготавливаются из дерева, реже из гипса и искусственного мрамора. Наружные наличники в деревянных неоштукатуренных стенах, реже в оштукатуренных и каменных — деревянные. Наружные наличники каменных домов — из естественного камня, кирпича или штукатурные.

Деревянные наличники крепятся к коробке коваными костыльновыми гвоздями, либо гвоздями с плоскими шляпками, вбиваемыми в тонкие сечения наличника. Со стороны открывания полотнищ наличники крепятся на расстоянии 10—15 мм от края, чтобы разместить в зазоре полушарнирные петли. В XVIII веке зазор не делали, место для более мелких шарнирных петель вырезали в наличнике. С обратной стороны стены кромка наличника установлена заподлицо с коробкой. С полом и плинтусом наличник обычно сопрягается посредством тумбы, особенно в парадных комнатах. Тумба схематически и упрощенно следует профилю наличника. Учебные источники XIX в. рекомендуют делать тумбу и плинтус одинаковой высоты, в натуре это соблюдалось не всегда.

Наличник с тумбой соединяются, как правило, впритык, однако встречаются сложные соединения, например крепление в ласточкин хвост или в сковородень. Тумба во втором случае не крепится к коробке гвоздями.

При двойных дверях наличники обязательны с обеих сторон стены. Материалом для изготовления деревянных наличников служит тот же материал, что и для дверей, обычно это сосна (ель), реже — дуб.

Наличники кирпичные и из естественного камня изготавливаются из простого, тесаного, формованного кирпича, либо естественного камня. Штукатурные, гипсовые и искусственного мрамора наличники тянутся шаблонами по маякам. Штукатурные и гипсовые затем окрашиваются, искусственный мрамор шлифуется. Эти типы наличников в деревянных домах получают предварительную подготовку дранкой и войлоком по дереву, в каменных наносятся непосредственно на лицевую поверхность кладки.

Общераспространенное мнение, что наличник предназначен закрывать щель между коробкой и стеной, не всегда правомерно. Ширина бруса коробки составляет 16—20 см, в то время как ширина наличника редко превышает 14 см. Основной функцией наличника можно считать декоративное обрамление дверного проема.

Тумбы прибиваются после настилки пола и установки наличников.

Самым распространенным в первой половине XIX в. был тип наличника с лекальным выпуклым рельефом мысика. Выступающая часть наличника XVIII в. (мысик) достаточно глубока (50—60 мм), его сечение криволинейно, движение формы направлено в сторону от дверей. Профилировка сложна, активна и громоздка, тяготеет к тяжеловесным формам рококо. В 1850—1860-х годах делались попытки ретроспективно повторять формы XVIII в., однако наличник этого времени сочетает в себе структуру и типовой набор элементов позднего классицизма, и только валиковая выступающая часть, пассивная, нединамичная, но в то же время вздутая полувалом, является схематической трактовкой оплывших амфорных форм наличников XVIII в..

У ампирных наличников вершина мысика плоская (рис. 189—195). Она сопрягается с узкой в сечении частью мягким переходом с помощью крупного профиля, чаще выкружки (рис. 189, 191, 193). Переход узкой в сечении части к поверхности коробки осуществляется плавно, с помощью нисходящего профиля, в большинстве случаев это уплощенный четвертной вал (рис. 190), либо каблучок (рис. 189, 191, 192) (по размерам и форме они близки к калевкам оконных заполнений этого времени). Нередко малому профилю ампирных наличников сопутствует отживка, которая редко встречается на наличниках XVIII в. Функция ее здесь исключительно декоративна (рис. 191, 192). Малый профиль для всех типов наличников стереотипен и представлен, как правило, одним из двух обломов: каблучком или четвертным валиком. Реже можно встретить фаску (рис. 193, 195), четверть (рис. 194), четвертной вал с выкружкой, выкружку. Для раннего ампира более характерен каблучок, в позднем ампире возможны различные варианты, но преимущество отдается четвертному валику.

Тыльный уголок мысика ампирного наличника может быть смягчен профилем: чаще всего выкружкой (рис. 190), но встречаются и каблучки (рис. 191), реже валики (рис. 192), а в эпоху позднего ампира — фаски (рис. 189). Отсутствие четверти у мысиковой плоскости более характерно для позднего ампира (рис. 193). Такой тип широко бытовал и в 1850— 1860-х годах.

Лотковый тип наличника встречается редко, в период раннего ампира, однако типологические разновидности вероятны для всего периода позднего классицизма (рис. 192).

В отдельную, численно сравнительно небольшую, но вполне автономную группу можно выделить наличники с большим мысиковым профилем, представленным каблуком, осуществляющим плавный пластический переход от мысика к узкой в сечении части (рис. 190). Реже встречаются валики (рис. 194). Чрезвычайно редки ступенчатые наличники — они обрамляют двери в простых, функционально второстепенных помещениях (рис. 195).

Отдельную самостоятельную группу составляют желобковые наличники с мысиком-полочкой. Упрощенная типологическая схема может быть представлена наличником, у которого два простых мысика (рис. 196, 197). Тот из них, который примыкает к двери, может декорироваться малым профилем, и тогда смежный с ним мысик можно трактовать как отживку (рис. 198). Простые типы наличников применялись не только в функционально второстепенных помещениях. Предельная лаконичность форм позднего классицизма допускала наличники такого типа и в бельэтаже (рис. 199).

Наличник дощатый мог быть применен на парадной двери со стороны коридора. Со стороны парадного помещения (залы) у той же двери — другой, более сложный мысиковый наличник. Такие ситуации не стереотипны. Обычно наличники одинаковы, либо различаются в меньшей степени.

На рубеже XVIII—XIX вв. при отделке дверей был широко распространен прием обрамления проемов (как дверных, так и оконных) декоративным бумажным бордюром. Бумажная полоса шириной около 14 см наклеивалась на стену по периметру вплотную к наличнику. Прием этот применялся в тех случаях, когда стены оклеивались обоями, чаще однотонными либо с неактивным, простым орнаментом.

Сосновые двери в большинстве своем окрашивались после обработки поверхности олифой масляной краской за два—три раза. Встречаются случаи дифференцированной окраски, т. е. часть деталей окрашена одним колером, другая — иным (рис. 200, 201). Дубовые и фанерованные двери покрывались прозрачным лаком. Бывают случаи, когда внутренние сосновые двери окрашены масляной краской, а наружные, идентичные им по формам дубовые, — покрыты лаком. Сосновые двери также могли покрываться прозрачным бесцветным лаком. При этом встречаются случаи, когда поверхность двери предварительно фрагментарно обрабатывали морилкой, формируя определенный геометрический рисунок (рис. 202).

Щитовые двери устраиваются в подсобных, второстепенных помещениях; на чердаках, в подвалах, в чуланах, в ледниках, конюшнях, амбарах, реже в жилых комнатах. Щит выполнен из вертикально ориентированных досок на шпонках.

Соединение отдельных досок продольными кромками осуществляется встык, в четверть, в шпунт (гребень), в рейку и в потайной шип. Самое распространенное соединение — в четверть. Доски отфуговывают, плотно сжимают, выравнивают, затем отбирают нагродные шпунты глубиной от 1/2 до 1/4 толщины досок. Нагродный шпунт по сечению соответствует утопленной части шпонки, т. е. имеет форму сковородня. Помимо этого, по длине он клиновиден, утоняется в одну сторону. Шпонки изготавливаются длиннее ширины двери — для подгонки. Если материал сырой, по мере его высыхания шпонку подбивают. После подгонки дверей и их остружки шпонки обрезают, а по краям шпонки могут врезать нагеля. Для удобства эксплуатации шпонку обрабатывают фасками.

Важным условием изготовления наружных щитовых дверей является их тщательная остружка, чтобы влага не задерживалась в микрорельефе и не разрушала дерево. С этой же целью шпонки также устраивались на внутренней стороне полотна.

Плотницкие двери, связанные в наконечник, применяются, в основном, в качестве наружных. В торцевых кромках сплоченных щитов отбирается гребень, а в наконечнике — паз, затем их склеивают. Наконечник может быть соединен со щитом при помощи шипов, выбранных на отдельных досках в торцевых кромках, которые вставляют в проушины или гнезда наконечника. Чтобы соединение не было видно на продольных кромках двери, концы наконечников соединяют с вертикальными досками двери в ус, косым прирубом в ус, либо замком потемочным в ус.

Когда щит состоит из обвязок и заполнения, причем вся конструкция представляет плоский щит, то такая конструкция щита называется «в раму». Такие двери могут иметь средники, как горизонтальные, так и вертикальные. Конструкция щитов тождественна филенчатой с той только разницей, что филенка не заглублена относительно обвязки, а заподлицо с ней, образуя ровную плоскую поверхность.

Щитовые двери «в елку», как и наплавные, делаются с целью предупреждения промерзания. Дверной щит обшивается березовыми, ольховыми или липовыми планками (клепками) по диагонали.

В остекленных дверях стекло обычно монтируется на месте верхних филенок (за исключением, так называемых французских окон). Остекление дверей парадных комнат в наружных стенах, как правило, повторяет оконную расстекловку, а потому характерно для рисунка оконных переплетов своего времени.

Двери, освещающие внутренние темные помещения, расчленены обычно сеткой остекленных ячеек. Поздний ампир стал декорировать отдельные ячейки декоративными диагональными накладками. В середине XIX в., когда фрамуга освобождается от вертикального горбылька, дверное остекление тоже теряет горбылек.

Решетчатые деревянные двери состоят из контурной обвязки и пересекающихся средников, без заполнения, образуя при этом решетчатую структуру. Соединения контурной обвязки — на клею и нагелях, внутренней — в накладной замок в полдерева. Применяются они в тех местах, где, с одной стороны, необходимо проветривание, а с другой, нужна изоляция помещений. Такие ситуации возникают чаще всего в подвалах. В связи с тем, что плотный притвор здесь не нужен, решетчатые двери навешиваются без коробок, на крюки, заложенные в стены.

Железные двери применялись как улучшенное заградительное устройство, а также в пожароопасных местах. Они могли помещаться в железной коробке, укрепленной в кладке, но чаще навешивались на кулаки, заложенные в кирпичную или каменную кладку. Полотнище каркасной железной двери состоит из каркаса (рамы), т. е. с системой взаимоперекрещивающихся кованых полос прямоугольного или трапецевидного сечения (с фасками), крепящихся к контурной раме того же сечения. К каркасу при помощи заклепок крепится листовое железо. Отдельные створки навешиваются на кулаки при помощи закрепленных на двери петель.

Железные двери могут быть как одностворчатыми, так и двустворчатыми. Применялись они в складах, погребах, подвалах, брандмауэрах.

Железно-деревянные двери — деревянные щиты, обернутые войлоком и обитые листовым железом — употреблялись как облегченный тип противопожарных дверей.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.