ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Предисловие посвящено методологии сбора материала и последующей аналитической работе с ним, иначе говоря, — степени доверия к материалу и к автору. Именно поэтому я все-таки советовал бы одолеть его хотя бы в той части, которая может Вас заинтересовать или быть использована в реальной работе.

 

Посвящается А.В.ТЫДМАНУ- ученому, педагогу замечательному человеку

 

Ушедшая эпоха, при всем трагизме пронесшихся по ней судеб, подарила исследователям уникальную возможность детального препарирования исторической архитектуры. Книга эта — результат реализации такой возможности.

В настоящем издании обобщен авторский опыт исследовательской работы на памятниках русской архитектуры конца XVIII — первой половины XIX в. Главным источником для справочника послужили материалы натурных исследований. Помимо этого, были использованы литературные источники: архитектурные руководства XVII—XX вв. и художественная литература. При разработке разделов по элементам интерьера привлекался также иконографический материал.

В качестве натурных источников использован обмерно-исследовательский материал, собранный автором на памятниках русской архитектуры, главным образом Москвы и Центральной России. Этот материал был подвергнут системному анализу. Традиционные методы исследований (наблюдения, описания, типологические таблицы) обычно позволяют сделать выводы общего характера, обобщить и систематизировать материал, выявить общую типологию. Методы корреляционного и регрессионного анализов, которые можно отнести к вспомогательным, позволяют более глубоко препарировать те или иные явления, искать и находить степень и тесноту внутриструктурных связей, получать количественные характеристики, способствующие грамотному и наиболее точному использованию их в проект-ных работах. Полученные результаты по отдельным деталям системно изложены в соответствующих разделах.

Опыт математического моделирования пространства и отдельных деталей дал весьма приемлемые результаты и может быть использован реставраторами при проектировании. Следует, однако, при этом помнить, что модель является собирательным обобщенным макетом и может служить не конечным результатом проектирования, а лишь «заготовкой» для дальнейшей работы.

Типологию материала нельзя считать исчерпывающей: практика работы с натурой убеждают в уникальности каждого отдельного памятника и каждой отдельной архитектурной детали.

Справочник предназначен не для механического переноса материала на конкретный объект реставрации, а служит скорее своеобразным трамплином, начальным этапом для творческого осмысления материала, дальнейшей работы по обследованию реставрируемого объекта и поискам оптимальных решений, исходя из конкретных условий, индивидуальных для каждого отдельного памятника. Справочник не исключает, а наоборот, предполагает дополнительную работу с источниками.

В настоящем издании анализируются типы деталей, вероятностные и частотные характеристики, взаимозависимость и обусловленность форм и конструкций, хронологические характеристики отдельных деталей и их комбинаций, а также развитие их на протяжении исследуемого периода.

Терминологические справочники разработаны по отдельным разделам. Разработка терминологических систем неразрывно связана с классификацией, т. е. с предварительным отбором общих и частных понятий и выявлением смысловых и логических связей между ними, иерархической или линейной их соподчиненности.

Терминологическая система — это не набор терминов, формально размещенных в алфавитном порядке, а стройная и строгая логическая структура, отражающая все закономерности исследуемого явления, способная осуществлять прогнозирование понятийных групп и элементов, оставшихся вне системы.

По этой причине работа начиналась не с традиционного словника, а с разработки классификационных схем. В «Кратких терминологических справочниках» материал размещен в соответствии с этими схемами. На следующей стадии понятиям были даны наименования на основании проработки терминов словарей и литературных источников (главным образом специальных, частично — художественных). Отдельные понятия, которым не найден терминологический эквивалент в источниках, получили названия по аналогии. Сложности словаря аналогичны проблемам всех терминологических систем, но помимо этого они суммируются с трудностями, характерными для ретроспективных терминологических систем. Назовем основные.

Синонимия. Двенадцать синонимов термина «переплет» следует отнести к негативному явлению, они не обеспечивают одно из главных требований: компактности терминологической системы.

Омонимия (многозначность) — главный недостаток терминологии. Например, термин «губки» употребляется в значении 1) нащельник; 2) выступающий наружный край коробки; 3) выступы в косяке, образующие паз для гребня сруба. Притолока имеет значения: 1) интерьерное надоконное, 2) внутренние откосы, 3) наружный выступ или притворный фальц.

Несоответствие термина понятию, например, наугольники, имеющие Г-образную форму, могут называться треугольниками.

Длиннота термина: «верхний обвязочный брусок подъемного сложносоставного переплета» состоит из семи терминоэлементов.

Иноязычные термины: шленг, шафт, этаблисмент, фигаррей. Иноязычные термины сведены к возможному минимуму, так как почти каждый из них имеет в русском языке смысловой эквивалент, это хорошо иллюстрирует словарь Даля. Пользование иностранными словарями представляется недопустимым: введение в профессиональный обиход новых незнакомых терминов излишне расширяет синонимию и не способствует простоте и ясности терминологии.

К терминам предъявлялись следующие требования:

• фиксированность содержания независимо от контекста;

• однозначность;

• краткость;

• системность признаков (классификационные связи);

• степень распространенности; не следует пренебрегать терминами не совсем правильными, но устоявшимися в профессиональной практике и понятными специалистам.

Предлагаемые краткие терминологические справочники содержат весь синонимичный и омонимичный набор терминов из источников. Вариантную предпочтительность терминов должна выявить практика их употребления.

Этимологии в специальных терминологических системах не следует придавать излишнего значения. В качестве классического примера можно привести термин «атом»: хотя атом в природе оказался беспредельно и неисчерпаемо делимым, представляется немыслимым отказываться от существующего термина или заменять другим, более точным.

Не следует опасаться и избегать таких терминов, как «башмак», «губки», «лобик», «щечки», «подошва», — это образный перенос бытовых понятий на специальные, которые на протяжении веков получили право на существование, широко применяются и в наше время и придают терминологической системе характер простоты, образности и ясности.

Одна из задач справочника — дать специалистам наиболее полное представление о многообразии функциональных отправлений различных зон и отдельных помещений, подразделении их на главные, второстепенные, эпизодические и случайные, об их социальном расслоении, дифференцированное™ и совмещении социальных и возрастных пластов в различных частях жилого дома.

Исследования по выявлению функциональных характеристик зон и помещений жилой постройки крайне нежелательно рассматривать как вспомогательные, второстепенные и даже необязательные. Функция — это тот организующий стержень, который определяет художественный облик, стилевой образ и декоративную наполненность интерьеров. Например, декорирование полов паркетами в начале XIX века распространялось лишь на парадную зону, в жилых комнатах настилались дощатые полы. Более того, для каждой комнаты конкретного назначения характерен определенный рисунок паркета или предпочтительный колер обоев. Знание функции позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать (ретроспективный прогноз) характер не только декора, но и организации пространства, и наоборот, по сохранившимся деталям и стилевым признакам можно определять назначение комнат. Незнание или непонимание функциональных закономерностей приводит при реставрационно-восстановительных работах к грубым ошибкам, весьма характерным для реставраций последних лет: паркет настилается во всех комнатах, включая антресоли, людские, девичьи, коридоры; окраска стен и цвет обоев не соответствуют характеру назначения комнат; искусственный мрамор покрывает все стены интерьеров.

Список литературы включает в себя использованные в работе источники, в том числе справочники и профессиональные руководства по архитектуре, художественную литературу, источники, содержащие иконографический материал, исследования и пособия современных авторов, энциклопедии и словари XVIII—XX вв., использованные при разработке терминологических справочников.

В тексте принята следующая датировочная терминология:

• Ранний классицизм: 1760—1770.

• Развитый классицизм: 1780—1790.

• Поздний классицизм, зрелый классицизм, ампир: 1800— 1840.

• Ранний ампир: 1800—1810.

• Развитый ампир: 1820.

• Зрелый, поздний ампир: 1830—1840.

Первоисточник: 
Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII— XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. КИСЕЛЕВ И. А. — М. 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.