Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.

Аватар пользователя Юлия
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото до реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото в процессе реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото после реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние памятника

Историческая справка: 

По сведениям сотрудников Вологодского музея картина найдена в г.Череповце на улице пр.Победы около дома № 122; поступила в фонды музея от А.И.Заводчикова (акт № 8695 от 15.12.87 г.)

Состояние до реставрации: 

ПОДРАМНИК деревянный раздвижной, без крестовины, имеет скосы и фаски, клинки утрачены. Детали подрамника тонированы. Бруски сечением 4,2х1,5 см соединены по углам «простым шипом». Древесина подрамника имеет сучки, сколы, трещины, отверстия от жучков и гвоздей. Поверхность запылена, загрязнена, наблюдаются следы мела, потертости. Скопления загрязнений расположены между планками подрамника и холстом. На нижнем бруске белой масляной краской нанесен инвентарный номер: «13787 НВ». Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены на новый реставрационный подрамник.
ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, средней плотности ( на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе и 12 нитей по утку), среднезернистый, тонкий. Нити холста достаточно равномерные, имеют незначительные утолщения и узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.
Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. В верхней центральной части имеется вмятина. Изломы проходят вдоль загибов холста на подрамник, по внутренним ребрам подрамника.
Основа имеет точечные прорывы: 1) в левом верхнем углу на расстоянии 8 см от верхней границы и 6 см от левой границы произведения; 2) в средней части на расстоянии 13 см от верхней границы и 13 см от правой границы произведения. Точечный прорыв наблюдается также на расстоянии 6 см ниже предыдущего прорыва.
Авторские кромки узкие, неравномерные, их толщина варьируется от 0,2 см до 1,5 см. Холст на кромках ветхий, деформированный, края кромок обмахрены. Картина крепится к подрамнику гвоздями. Гвозди кованые, заржавевшие. Расстояние между гвоздями варьируется от 5 см до 8 см.
Тыльная сторона основы загрязнена, запылена, в левой части наблюдается округлое пятно белого цвета диам.ок.0,8 см. На основе имеются затеки с неровными краями, расположенные вдоль левой границы, а также в центральной части разм. ок.12х9 см.
ГРУНТ – возможно эмульсионный, белого цвета, тонкий (в боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой неудовлетворительная. Кромки загрунтованы. Грунт на кромках фрагментарно утрачен.
Крупные утраты грунта расположены вдоль границ произведения; в левом нижнем углу разм. 2х4 см; в верхнем правом углу разм.3х1,5 см; в центральной части в области вмятины (см.ОСНОВА) размером 5х4 см с мелкими частицами грунта внутри утраты. Также утраты грунта расположены в местах прорывов и изломов холста (см.ОСНОВА). Многочисленные мелкие утраты грунта расположены по всей поверхности произведения.
Поверхность картины покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, с неярко выраженной фактурой. Живопись многослойная, детали пейзажа мелко проработаны, мазки не сглажены, отчетливо просматривается авторская работа кистью.
Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.
Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).
ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – поверхность живописи имеет блеск.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ – Вся живописная поверхность покрыта слоем загрязнений. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры, в трещинах кракелюра.
Подписи не обнаружено.

Методика: 

Края прорывов холста очищены от загрязнений при помощи скальпеля.
Утраты основы на живописной плоскости произведения восполнены волокнами холста методом "встык". В качестве связующего использовался раствор ПВБ, наносившийся на края и стыки прорывов тонкой беличьей кистью трижды (с высыханием каждого слоя) как с лицевой, так и с тыльной сторон. Стыкование проводилось после первой проклейки, в момент отлипа волокна холста прижимались фторопластовым шпателем. После полного высыхания клея велось проглаживание очень теплым утюжком через фторопластовую пленку.
Картина снята с авторского подрамника.
Спрессованные загрязнения, накопившиеся между планками подрамника и холстом, удалены с помощью щетинной кисти и пылесоса.
Картина зафиксирована лицевой стороной вверх.
Авторские кромки проклеены холодным гелеобразным рыбьим клеем. Оставлены до полного высыхания.
Авторские кромки заклеены полосами папиросной бумаги с заходом на живопись на 0,2 см.
Поля бумаги крафт выкроены вдоль волокон и приклеены к авторским кромкам впритык к живописи гелеобразным клеем.
Картина закреплена на рабочем подрамнике, выровненном по диагоналям, при помощи полей крафт бумаги, увлажненных до пределов приклеивания.
Установлены размеры реставрационного подрамника: 35,3 х 52,5 см.
Укрепление грунта и красочного слоя проводилось участками.
Для выполнения заклейки выкроено два листа папиросной бумаги.
На участок живописной поверхности нанесен раствор осетрового клея с помощью мягкого флейца и наложен заранее проклеенный тем же клеем лист папиросной бумаги. Проглаживание проводилось сначала теплым утюжком через фторопластовую пленку и слой фильтровальной бумаги с постепенным увеличением температуры утюжка с 40 С до 60 С. Когда живопись получила пластичность, проглаживание велось через фильтровальную бумагу до окончательного досушивания поверхности картины. Для удаления влаги с тыльной стороны под картину помещена фильтровальная бумага.
В результате растяжки на рабочем подрамнике и укрепления грунта с красочным слоем устранена деформация основы.
С помощью скальпеля и щетинной кисти удалены загрязнения с тыльной стороны холста.
С помощью ватного тампона, смоченного в воде с живописи удалены папиросная бумага и клей.
Для лучшего сцепления реставрационного грунта с авторским холстом и для того, чтобы реставрационный грунт не прошел на тыльную сторону картины, авторский холст в местах утрат грунта с красочным слоем проклеен холодным гелеобразным осетровым клеем с кисти таким образом, чтобы между нитями холста не осталось сквозных отверстий. Проклеенные места оставлены до полного высыхания.
В места утрат грунта подведен реставрационный грунт, выровнен с помощью влажной пробки и скальпеля.
Дублирование картины на новую основу.
Для выполнения заклейки живописи перед дублированием основы выкроен один лист папиросной бумаги.
На поверхность живописи нанесен раствор осетрового клея с помощью мягкого флейца и наложен заранее проклеенный тем же клеем лист папиросной бумаги. Проглаживание велось теплым утюжком через слой фильтровальной бумаги с постепенным повышением температуры утюжка до 60 С до окончательного досушивания поверхности картины.
На рабочий подрамник натянут дублировочный холст.
Выполнена 2-х кратная проклейка гелеобразным клеем дублировочного холста с промежуточным высыханием каждого клеевого слоя; в процессе подготовки холста удалены узелки и утолщения нитей.
Авторский холст проклеен с тыльной стороны теплым раствором рыбьего клея до образования на всей поверхности равномерной клеевой пленки. Оставлен до полного высыхания.
Дублирование проводилось на двух подрамниках.
Перед дублированием выполнена проклейка оборота авторского и дублировочного холстов раствором рыбьего клея.
В момент отлипа клея дублировочный холст постепенно накладывался на авторский от одного края к другому таким образом, чтобы направление нитей холстов совпадало. Проглаживание велось с лицевой стороны произведения через слой фильтровальной бумаги сначала попеременно теплым и холодным утюжками, затем, с перерывами, теплым утюжком до окончательного испарения влаги.
По окончании процесса на картину наложен груз из мраморных плит.
С кромок картины удалена крафт-бумага.
С поверхности живописи и кромок удалены папиросная бумага и клей.
Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Клинки зафиксированы в пазах подрамника и закреплены вощеной нитью.
В места утрат авторского грунта подведен реставрационный грунт. Выполнено окончательное выравнивание реставрационного грунта с помощью влажной пробки и скальпеля.
В процессе неоднократного удаления с поверхности живописи папиросной бумаги и клея удалены значительные нестойкие поверхностные загрязнения с живописи.
Справа на изображении неба выполнена проба размером 2 х 5 см на удаление поверхностных загрязнений с подбором растворителя.
Поверхностные загрязнения удалены с живописи с помощью подобранного растворителя.
На больших участках утрат авторского грунта с помощью скальпеля выполнена имитация фактуры живописи.
Живопись покрыта реставрационным лаком
С помощью колонковых кистей № 1,2 выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя. Предварительно из масляных красок с помощью фильтровальной бумаги частично удалено льняное масло.
Картина окантована тонкими отшлифованными и тонированными морилкой рейками, выступающими над ее живописной поверхностью на 2 мм. Рейки выполняют защитную функцию, предохраняя края и кромки произведения от механических повреждений.
На нижнюю планку подрамника с тыльной стороны белой масляной краской нанесен инвентарный номер: "13787 НВ".
Реставрация картины завершена.

Средняя оценка
(16 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
85
points

Интересно было почитать, результат понравился. Некоторые действия выполняю по другому, главным образом дублирование. Как я понимаю школа другая.

281
point

Любопытно, где Вы стажируетесь? и какая у Вас категория. Работа понравилась, аккуратненько!

82
points

Спасибо))) Стажируемся в Грабарях))) Категория сейчас как бы вторая.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.