Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.

Аватар пользователя Юлия
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото до реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото в процессе реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Фото после реставрации: 
Неизв.худ."Зимний пейзаж" XIX в.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние памятника

Историческая справка: 

По сведениям сотрудников Вологодского музея картина найдена в г.Череповце на улице пр.Победы около дома № 122; поступила в фонды музея от А.И.Заводчикова (акт № 8695 от 15.12.87 г.)

Состояние до реставрации: 

ПОДРАМНИК деревянный раздвижной, без крестовины, имеет скосы и фаски, клинки утрачены. Детали подрамника тонированы. Бруски сечением 4,2х1,5 см соединены по углам «простым шипом». Древесина подрамника имеет сучки, сколы, трещины, отверстия от жучков и гвоздей. Поверхность запылена, загрязнена, наблюдаются следы мела, потертости. Скопления загрязнений расположены между планками подрамника и холстом. На нижнем бруске белой масляной краской нанесен инвентарный номер: «13787 НВ». Подрамник утратил свои функциональные свойства и требует замены на новый реставрационный подрамник.
ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, средней плотности ( на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе и 12 нитей по утку), среднезернистый, тонкий. Нити холста достаточно равномерные, имеют незначительные утолщения и узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.
Основа деформирована из-за недостаточной натяжки на подрамник, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины. В верхней центральной части имеется вмятина. Изломы проходят вдоль загибов холста на подрамник, по внутренним ребрам подрамника.
Основа имеет точечные прорывы: 1) в левом верхнем углу на расстоянии 8 см от верхней границы и 6 см от левой границы произведения; 2) в средней части на расстоянии 13 см от верхней границы и 13 см от правой границы произведения. Точечный прорыв наблюдается также на расстоянии 6 см ниже предыдущего прорыва.
Авторские кромки узкие, неравномерные, их толщина варьируется от 0,2 см до 1,5 см. Холст на кромках ветхий, деформированный, края кромок обмахрены. Картина крепится к подрамнику гвоздями. Гвозди кованые, заржавевшие. Расстояние между гвоздями варьируется от 5 см до 8 см.
Тыльная сторона основы загрязнена, запылена, в левой части наблюдается округлое пятно белого цвета диам.ок.0,8 см. На основе имеются затеки с неровными краями, расположенные вдоль левой границы, а также в центральной части разм. ок.12х9 см.
ГРУНТ – возможно эмульсионный, белого цвета, тонкий (в боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, хрупкий, неэластичный. Связь грунта с основой неудовлетворительная. Кромки загрунтованы. Грунт на кромках фрагментарно утрачен.
Крупные утраты грунта расположены вдоль границ произведения; в левом нижнем углу разм. 2х4 см; в верхнем правом углу разм.3х1,5 см; в центральной части в области вмятины (см.ОСНОВА) размером 5х4 см с мелкими частицами грунта внутри утраты. Также утраты грунта расположены в местах прорывов и изломов холста (см.ОСНОВА). Многочисленные мелкие утраты грунта расположены по всей поверхности произведения.
Поверхность картины покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), равномерный, с неярко выраженной фактурой. Живопись многослойная, детали пейзажа мелко проработаны, мазки не сглажены, отчетливо просматривается авторская работа кистью.
Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.
Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).
ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – поверхность живописи имеет блеск.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ – Вся живописная поверхность покрыта слоем загрязнений. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры, в трещинах кракелюра.
Подписи не обнаружено.

Методика: 

Края прорывов холста очищены от загрязнений при помощи скальпеля.
Утраты основы на живописной плоскости произведения восполнены волокнами холста методом "встык". В качестве связующего использовался раствор ПВБ, наносившийся на края и стыки прорывов тонкой беличьей кистью трижды (с высыханием каждого слоя) как с лицевой, так и с тыльной сторон. Стыкование проводилось после первой проклейки, в момент отлипа волокна холста прижимались фторопластовым шпателем. После полного высыхания клея велось проглаживание очень теплым утюжком через фторопластовую пленку.
Картина снята с авторского подрамника.
Спрессованные загрязнения, накопившиеся между планками подрамника и холстом, удалены с помощью щетинной кисти и пылесоса.
Картина зафиксирована лицевой стороной вверх.
Авторские кромки проклеены холодным гелеобразным рыбьим клеем. Оставлены до полного высыхания.
Авторские кромки заклеены полосами папиросной бумаги с заходом на живопись на 0,2 см.
Поля бумаги крафт выкроены вдоль волокон и приклеены к авторским кромкам впритык к живописи гелеобразным клеем.
Картина закреплена на рабочем подрамнике, выровненном по диагоналям, при помощи полей крафт бумаги, увлажненных до пределов приклеивания.
Установлены размеры реставрационного подрамника: 35,3 х 52,5 см.
Укрепление грунта и красочного слоя проводилось участками.
Для выполнения заклейки выкроено два листа папиросной бумаги.
На участок живописной поверхности нанесен раствор осетрового клея с помощью мягкого флейца и наложен заранее проклеенный тем же клеем лист папиросной бумаги. Проглаживание проводилось сначала теплым утюжком через фторопластовую пленку и слой фильтровальной бумаги с постепенным увеличением температуры утюжка с 40 С до 60 С. Когда живопись получила пластичность, проглаживание велось через фильтровальную бумагу до окончательного досушивания поверхности картины. Для удаления влаги с тыльной стороны под картину помещена фильтровальная бумага.
В результате растяжки на рабочем подрамнике и укрепления грунта с красочным слоем устранена деформация основы.
С помощью скальпеля и щетинной кисти удалены загрязнения с тыльной стороны холста.
С помощью ватного тампона, смоченного в воде с живописи удалены папиросная бумага и клей.
Для лучшего сцепления реставрационного грунта с авторским холстом и для того, чтобы реставрационный грунт не прошел на тыльную сторону картины, авторский холст в местах утрат грунта с красочным слоем проклеен холодным гелеобразным осетровым клеем с кисти таким образом, чтобы между нитями холста не осталось сквозных отверстий. Проклеенные места оставлены до полного высыхания.
В места утрат грунта подведен реставрационный грунт, выровнен с помощью влажной пробки и скальпеля.
Дублирование картины на новую основу.
Для выполнения заклейки живописи перед дублированием основы выкроен один лист папиросной бумаги.
На поверхность живописи нанесен раствор осетрового клея с помощью мягкого флейца и наложен заранее проклеенный тем же клеем лист папиросной бумаги. Проглаживание велось теплым утюжком через слой фильтровальной бумаги с постепенным повышением температуры утюжка до 60 С до окончательного досушивания поверхности картины.
На рабочий подрамник натянут дублировочный холст.
Выполнена 2-х кратная проклейка гелеобразным клеем дублировочного холста с промежуточным высыханием каждого клеевого слоя; в процессе подготовки холста удалены узелки и утолщения нитей.
Авторский холст проклеен с тыльной стороны теплым раствором рыбьего клея до образования на всей поверхности равномерной клеевой пленки. Оставлен до полного высыхания.
Дублирование проводилось на двух подрамниках.
Перед дублированием выполнена проклейка оборота авторского и дублировочного холстов раствором рыбьего клея.
В момент отлипа клея дублировочный холст постепенно накладывался на авторский от одного края к другому таким образом, чтобы направление нитей холстов совпадало. Проглаживание велось с лицевой стороны произведения через слой фильтровальной бумаги сначала попеременно теплым и холодным утюжками, затем, с перерывами, теплым утюжком до окончательного испарения влаги.
По окончании процесса на картину наложен груз из мраморных плит.
С кромок картины удалена крафт-бумага.
С поверхности живописи и кромок удалены папиросная бумага и клей.
Картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Клинки зафиксированы в пазах подрамника и закреплены вощеной нитью.
В места утрат авторского грунта подведен реставрационный грунт. Выполнено окончательное выравнивание реставрационного грунта с помощью влажной пробки и скальпеля.
В процессе неоднократного удаления с поверхности живописи папиросной бумаги и клея удалены значительные нестойкие поверхностные загрязнения с живописи.
Справа на изображении неба выполнена проба размером 2 х 5 см на удаление поверхностных загрязнений с подбором растворителя.
Поверхностные загрязнения удалены с живописи с помощью подобранного растворителя.
На больших участках утрат авторского грунта с помощью скальпеля выполнена имитация фактуры живописи.
Живопись покрыта реставрационным лаком
С помощью колонковых кистей № 1,2 выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя. Предварительно из масляных красок с помощью фильтровальной бумаги частично удалено льняное масло.
Картина окантована тонкими отшлифованными и тонированными морилкой рейками, выступающими над ее живописной поверхностью на 2 мм. Рейки выполняют защитную функцию, предохраняя края и кромки произведения от механических повреждений.
На нижнюю планку подрамника с тыльной стороны белой масляной краской нанесен инвентарный номер: "13787 НВ".
Реставрация картины завершена.

Средняя оценка
(16 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
124
points

Интересно было почитать, результат понравился. Некоторые действия выполняю по другому, главным образом дублирование. Как я понимаю школа другая.

334
points

Любопытно, где Вы стажируетесь? и какая у Вас категория. Работа понравилась, аккуратненько!

122
points

Спасибо))) Стажируемся в Грабарях))) Категория сейчас как бы вторая.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.