ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

При экономической оценке особо охраняемых территорий и объектов эколого-экономические задачи по охране окружающей среды должны быть рассмотрены совместно с охраной культурного наследия.

Согласно Конвенции(1 об охране всемирного культурного и природного наследия, под «культурным наследием» понимают:

памятники — произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли — группы изолированных или объединенных строений, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места — произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включающие археологические достопримечательности. Они представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

В настоящей Конвенции под «природным наследием» понимают:

• природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

• геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе вымирания видов животных и растений, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и требующие их сохранения;

• природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и сохранения их природной красоты.

Культурное наследие с экономической точки зрения так же ценно, как и производство продукции. Многие памятники культуры используются в качестве жилых домов, школ, клиник, концертных залов, музеев, офисов и парков. Туризм с его многомиллиардными доходами также во многом зависит от культурного наследия. Средства, получаемые от использования памятника культуры в туристических целях могут быть важным источником финансирования затрат по его сохранению.

Охрана памятников культуры требует больших трудовых затрат и может, как показал опыт их финансирования Международным банком реконструкции и развития (Всемирным Банком), помимо прямых доходов давать и косвенные экономические выгоды для строительной отрасли и сферы услуг, а также для создания новых рабочих мест и др. Политика Банка в отношении культурного наследия заключается в оказании помощи странам при охране, поддержании в должном состоянии, а там, где это возможно, и восстановлении памятников культуры. Банк считает охрану ценного культурного наследия частью процесса «устойчивого экономического развития». Документ о политике Банка — Директива OD 4.11 «Культурное наследие» — в настоящее время пересмотрен. Этот пересмотр согласуется с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 году, и уточняет документ о политике Банка в 1986 году. Новый документ распространяется на материальные и недвижимые (статичные) памятники культуры и святые места (табл. 4.5). Пересмотр Банком своей политики связан с созданием системы экологической оценки культурного наследия. На сегодня эти проблемы развития экономики достаточно детально проработаны в методическом аспекте и изложены в «Справочном пособии по экологической оценке»(2 в виде инструкций по экологической оценке проектов экономического развития во всех сферах человеческой деятельности, оказывающих непосредственное отрицательное воздействие на окружающую среду, человека и памятники культуры. Ниже приведены некоторые сведения из этого «Справочного пособия» для получения представления о новом методическом подходе к анализу проектной документации экономическими методами.

Экологическая оценка должна проводиться параллельно по двум направлениям:

• экологическая оценка культурного наследия — экономическая оценка ресурсов особо охраняемых природных территорий и объектов;

• экологическая оценка проектов экономического развития — экономическая оценка воздействия на памятники культуры различных отраслей народного хозяйства (принято анализировать все виды потенциального ущерба, наносимого предприятием, меры по предупреждению или уменьшению ущерба, наносимого окружающей среде и культурному наследию).

Культурное наследие, которое экономисты называют культурными ресурсами, можно определить как нынешнее свидетельство истории человеческого общества. Это понятие относится к местам, сооружениям и реликвиям, обладающим археологической, исторической, религиозной, культурной или эстетической ценностью. Сохраняя это наследие, мы не даем погибнуть той части нашего прошлого, которая способна расширить наши представления об истории человечества.

По оценке объектов и территорий, относящихся к культурному наследию, рекомендуется установление вида и категории исторического места, а далее проводится собственно эколого-экономическая оценка памятника прошлого.

Пример классификации видов исторических мест в методологии экологической оценки культурного наследия «Всемирным Банком» приведен в табл. 4.5.

После определения категории и вида исторического места культурная значимость может быть оценена различным путем и с разной степенью охвата особенностей памятника. Процесс оценки может быть неофициальным и быстрым. Возможна и официальная оценка, требующая привлечения таких специалистов как археологи, юристы, антропологи, ботаники и др. Проводимая оценка может касаться отдельного памятника культуры или быть частью региональной или локальной оценки. Соответствующий уровень подробности оценки может варьироваться в зависимости от обстоятельств и вида памятника.

Таблица 4.5
Классификация видов(3 исторических мест

Категории исторических мест Виды исторических мест
СВЯТЫЕ МЕСТА • Места захоронений • Исторические места, имеющие большое религиозное или духовное значение
МЕСТА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК • Места, связанные с доисторическим периодом • Исторические места • Инженерные сооружения и памятники эпохи промышленного развития • Затонувшие или затопленные памятники старины, исторические места на морском побережье • Исторические места, находящиеся в районах с большим биологическим разнообразием или в заповедниках
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА • Скульптуры в пещерах • Архитектурная скульптура
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ • Изображения в пещерах и на стенах (наскальная живопись)
АРХИТЕКТУРА И ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДОВ • Монументальная архитектура • Архитектура коренного населения и народная архитектура • Исторические поселения и городские центры
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТЫ • Культурные ландшафты • Исторические парки • Торговые пути, памятники и сохранившиеся следы

Первоначально всегда определяется «культурная значимость» — это концептуальное понятие, используемое при определении ценности исторического места, включающее эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную, экономическую ценность, а также концепцию преимуществ нематериального характера. Исторические места, в отношении которых существует предположение об их значимости — это места, помогающие нам, обогащая свое настоящее, понять прошлое, а также места, представляющие ценность для будущих поколений.

Оценка значимости культурного наследия проводится по следующим показателям:

• эстетическая ценность (это наиболее субъективный показатель культурной значимости памятника). Хотя решение, касающееся эстетической ценности, в целом определяется культурной основой и вкусом, сам замысел, мастерство его воплощения и выбор материалов также играют важную роль. Именно эстетическая ценность определяет тот факт, что одни памятники культуры привлекают больше людей, чем другие;

• историческая ценность (памятник культуры может быть типичным или хорошо сохранившимся примером культуры, группы, периода времени или вида человеческой деятельности, но он может быть и просто связан с отдельной личностью). Часто место расположения памятника культуры в большей степени олицетворяет собой более длительный период истории, чем тот факт, что данный памятник является примером определенного этапа или аспекта истории;

• научная или исследовательская ценность (этот показатель зависит от важности данных, получаемых при исследовании и изучении памятника, их редкости, качества и репрезентативности). В дополнение к информации о техническом прогрессе памятник культуры может быть свидетельством климатических изменений, а также изменений окружающей среды и популяции животных. Оценка научной и исследовательской ценности весьма затруднительна по той причине, что часто оценивается скорее потенциальная, чем нынешняя ценность памятника;

• социальная ценность определяется степенью, в какой памятник культуры становится средоточием духовной, политической, национальной или иной культурной значимости для большинства населения или национальных меньшинств, для общин, регионов или для всей страны. Такие памятники могут быть предметом гордости, использоваться для образовательных целей, при праздновании знаменательных дат или быть символом вечной культуры. Эти особенности памятников чрезвычайно важны, и во многих случаях именно они являются наиболее весомым доводом в пользу охраны культурного наследия. Например, памятник со значительной социальной ценностью может привлекать больше людей и быть более известным, чем очень хорошо сохранившийся или представляющий научную ценность памятник культуры с меньшей социальной ценностью.

Оценка значимости — это основа для определения любых действий по защите памятника культуры и обоснования инвестиций для осуществления мер по его сохранению. Кроме того, это часть плана по управлению использования культурного наследия. Она требует глубоких знаний в области истории искусства и архитектуры, социальной истории и материаловедения. Для любого памятника культуры обычно существует много вариантов управления использованием, но обязательным предварительным условием для принятия решения о направлении действий является представление о значимости памятника культуры. Кроме того, для определения наилучшего или наиболее целесообразного метода сохранения культурной значимости необходимы достаточно подробные данные не только о самом памятнике культуры (различные элементы памятника требуют разных стратегий управления использованием и т.д.), но и его окружении.

Часто препятствием на пути обеспечения должной охраны культурного наследия является то, что эта охрана сосредоточена, скорее, на отдельных зданиях, чем на группе зданий или районов. Для предотвращения неупорядоченной застройки, разрушающей окружение памятника культуры, необходимо создание буферных зон и контроль над строительством. Для этого необходима экологическая оценка каждого проекта строительства. Строительные краны и новые автомобили могут свидетельствовать о развивающейся экономике, однако быстрое расширение городов, превращение их в мегаполисы в большинстве стран создает угрозу для памятников культуры, вызванную неупорядоченной застройкой, сносом строений и движением транспорта. Загрязнение окружающей среды, промышленность и высокая плотность населения являются дополнительными факторами, создающими опасность как для памятников культуры, так и для жителей городов.

Особую опасность для сохранения культурного наследия несёт в себе рынок земельной собственности в городах, который может стать фактором, противодействующим охране культурного наследия, так как дополнительные издержки на охрану слишком велики, чтобы, например, проект по варианту «реставрация зданий на исторической улице» мог конкурировать с проектом «снос зданий с сохранением фасадов и их воссозданием» и т.п. Для предотвращения такой опасности особо важным становится эколого-экономическая оценка значимости и ценности культурного наследия и места объекта. Исторические центры городов, как правило, характеризуются интенсивной экономической деятельностью и часто обслуживают как местный, так и региональные рынки. При должной охране эти исторические центры могут стать центрами деловой, культурной и социальной жизни, а также туристическими центрами, и этот довод является достаточно весомым при решении вопроса сохранения не только отдельно взятого памятника архитектуры, но и всего его окружения.

Пример рассмотрения проблем культурного наследия в процессе работы Банка над экономическим проектом развития, а также процесс экологической оценки, предусмотренный Директивой OD 4.01, представлен в табл. 4.6.

Таблица 4.6
Культурное наследие и экологическая оценка (ЭО) по стадиям работы над проектом

Стадии экологической оценки Стадии работы над проектом Дополнительные проблемы, связанные с культурным наследием
Классификация проектов по воздействию на окружающую среду Отбор проектов для финансирования Выявление проблем культурного наследия посредством изучения имеющейся информации, посещений памятника культуры или непродолжительных полевых исследований
Определение круга проблем Согласование Банком и заемщиком технических заданий и графика ЭО Подготовка проектной документации Масштабные полевые исследования Оценка значимости культурного наследия Разработка мер, направленных на предотвращение, сведение к минимуму или смягчение ущерба для культурного наследия, включая раскопки и операции по спасению Разработка, при необходимости, процедур, связанных со случайными археологическими находками
Предварительный отчет об ЭО передается для проверки и внесения исправлений; результаты оценки обсуждаются с заемщиком и оформляются  в виде проектной документации Оценка проектной документации Рассмотрение группой по оценке проектной документации степени учета проблем культурного наследия в самом проекте и в плане его осуществления Оставшиеся проблемы обсуждаются группой по оценке проектной документации совместно с заемщиком
Стадии экологической оценки Стадии работы над проектом Дополнительные проблемы, связанные с культурным наследием
Окончательная отработка в соглашениях о предоставлении займа всех экологических вопросов на основе результатов ЭО Переговоры и одобрение представленной документации Согласование мер по охране культурного наследия, включая процедуры, связанные со случайными археологическими находками Отражение указанных мер в юридических соглашениях, тендерной документации и в контрактах
Осуществление экологического надзора на основе ЭО и соглашений о предоставлении займов Осуществление проекта Мониторинг памятников культуры и использование процедур, связанных со случайными археологическими находками Необходимая подготовка в области охраны памятников культуры и управления их использованием
Анализ экологических аспектов в отчетах о завершении строительства и послестроительной оценки Послестроительная оценка проекта Оценка эффективности мер, предпринятых в отношении культурного наследия

Особо важные аспекты этой работы над проектом:

• классификация проектов по воздействию на окружающую среду и культурное наследие;

• подготовка технического задания на проведение экологической оценки;

• оценка проектной документации;

• надзор за осуществлением проекта;

• анализ отчета об экологической оценке.

Основные позиции, которые рекомендуется отражать в отчетах об экологической оценке:

• политическая, правовая и административная структура охраны и управления использованием культурного наследия (выявляются пробелы и слабые места законов, процедур и организационно-правовой базы, указывается, каким образом сам проект может помочь охране находящегося под угрозой культурного наследия посредством специальных целевых мер);

• исходные данные по территории, охватываемой проектом (определяются фоновые условия, расширение знаний о районе и определение значимости культурного наследия);

• эколого-экономическая оценка (оценка потенциальных эффектов воздействия проекта, оценка как прямых воздействий — разрушение и физическое нарушение, — так и косвенных, вызванных изменением топографических условий, уровня подземных вод и т.д., включая масштаб и стоимость ущерба);

• анализ альтернативных вариантов (если избежать строительства в местах сосредоточения памятников невозможно, то в экологической оценке должны быть рассмотрены варианты технических решений и организации строительства, а также подходов к охране культурного наследия и мерах, смягчающих это воздействие). Решение принимается на основе сравнения ранжированных

вариантов с культурной значимостью и экономической ценностью памятника прошлого;

• план мер по смягчению воздействий (меры по укреплению конструкций, грунтов и пород, регулированию уровня грунтовых вод, созданию устойчивого растительного покрова и др.);

• управление использованием культурного наследия и мониторинг (в документе экологической оценки должны быть рекомендованы меры, касающиеся схем управления и мониторинга. Идеально эти меры должны быть представлены в виде планов, включающих в себя расчет затрат, вопросы финансирования и перечень необходимых действий).

После экологической оценки должны быть рекомендованы меры, касающиеся управления использованием культурного наследия и мониторинга памятника и его окружения. Такой подход помогает представителям банка, работающим в тесном сотрудничестве с местными органами, предложить улучшенную методику управления, позволяющую обезопасить культурное наследие и увеличить объем получаемых с его помощью доходов.

Недостаток надежной информации о культурном наследии страны, региона, города, района и т.д., отсутствие надежной системы учета памятников являются, вероятно, наиболее серьезным препятствием для их эффективной охраны. Требования, касающиеся экологической оценки проектов, материалов и т.д., будут способствовать усилению организации управленческой структуры охраны памятников. Для надежного и быстрого контроля за состоянием памятников дополнительно потребуется создание сети мониторинга, разработка программ мониторинговых исследований для управления охраной культурного наследия и окружающей среды.

Обеспечение надежной охраны требует точной информации о виде, материалах, истории, функциях и состоянии памятников природы и культуры. Описи или другие формуляры, карточки и т.п. регистрационные бланки, создаваемые для регистрации результатов экологической оценки культурного наследия и экомониторинговых исследований для определения состояния памятника и его изменений под воздействием окружающей среды, помогут создать основу для разработки информационных систем управления сохранением культурного наследия и рационального использования без ущерба для его культурных ценностей.

1) «Конвенция ...» принята на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, состоявшейся в Париже (с 17 октября по 21 ноября 1972 г.). Ратифицирована у нас в стране (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1988 г. № 8595-XI).

2) Справочное пособие по экологической оценке. Всемирный Банк, Департамент охраны окружающей среды; Дополнения, выпуск 8, сентябрь 1994 г. Документ № 154, Вашингтон. - Т. 3. - С. 113-131.

3) Технический документ Всемирного Банка № 154. — С. 126

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.