ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Очень часто встречаются картины, у которых от нескольких перетяжек ветшают кромки. От выдергивания гвоздей, производимого не всегда умело и аккуратно, образуются большие дыры, а от натягивания щипцами часто отрываются кромки по линии их сгибов. Большей частью это происходит у старых картин с ослабевшим холстом, истлевшим от сырости или «перегоревшим» от масла.

При передвижении по полу картин, не имеющих рам, кромки также рвутся и их перетяжка становится невозможной. Если у картины обветшали кромки и есть возможность их укрепить новыми (без такого капитального ремонта, как дублирование), подклеивают или, как говорят, «подводят» кромки дополнительные. Они могут быть частичными и полными. Частичные подклейки делаются только в тех местах, где более всего обтрепались старые кромки, например в углах, в середине, в одном или нескольких местах картины, При полной или сплошной подклейке подводят кромки по всей длине одной, двух, трех или всех четырех сторон картины.

Для подклеивания обычно подбирают холст по толщине, зернистости, характеру плетения возможно более близкий к холсту картины. Нецелесообразно к толстому холсту подклеивать кромки из тонкого полотна и наоборот. Это не даст нужного эффекта при натяжении. Кроме того, большая разница в структуре холстов может сказаться даже и на живописи, частично заклеиваемой с оборота новыми кромками. Лучше взять холст старый, но прочный, стиранный и уже однажды натягивавшийся. За неимением такового можно, конечно, пользоваться и новым. Полотнище холста, предназначаемое для новых кромок, следует как можно сильнее растянуть на временных пяльцах, на подрамнике посредством щипцов, на щите или на полу и закрепить гвоздями. Затем специально приготовленным клеем следует один раз густо проклеить растянутый холст и оставить его для просушивания. По высыхании холст разрезают на ленты, несколько шире кромок картины. Ширина их зависит от того, на сколько хотят увеличить кромки для более удобного натягивания, а кроме того, обусловливается размером картин. Картины большого размера требуют больших усилий при натяжении и имеют более толстые планки подрамника, следовательно, и подклеиваемые кромки должны быть шире тех, которые подклеивают к картине, меньшей по размеру. Напуск кромки, приклеиваемой к здоровому краю полотна картины, должен быть также больше у картины большего размера, ибо в процессе натягивания полотно потребует значительных усилий, узкая же полоска не выдержит сопротивления и может отклеиться. Обычная ширина кромок — от 5 до 25 сантиметров. Напуск приклеиваемой кромки на самое полотно картины, если того не требуют какие-либо особые условия (прорывы в области бортов, заходящая далеко изношенность холста бортов), не должен превышать половины или двух третей ширины планки подрамника. Во всяком случае, нужно стараться захватывать по возможности небольшую часть полотна.

При подклеивании картину кладут на ровную плоскость, на бумажную или полотняную подстилку, освобождают кромки от гвоздей и, если картина находилась на подрамнике, отнимают подрамник. Картину, хранившуюся без подрамника, также следует осторожно и плавно, без крутых сгибов положить на ровную плоскость. Для того чтобы новые кромки лучше приклеились, необходимо старые кромки и те места полотна картины, на которые частично будет заходить новая лента холста, очистить от пыли, грязи и всяких других налетов. Рекомендуется также слегка потереть холст шкуркой, чтобы сделать его более шершавым. Когда очистка будет закончена, кромки картины, а в некоторых случаях и самые края ее следует укрепить в нескольких местах тонкими шпильками или обойными гвоздями на столе или на щите, булавки или гвозди следует вбивать на расстоянии 15-20 см друг от друга. Это полезно сделать для того, чтобы предохранить холст от свертывания при намазывании клеем. После укрепления краев картины заготовленная лента холста проклеивается еще раз тем же клеем. Одновременно наносят клей и на холст картины в тех местах, где должны лечь новые кромки.

На полотно картины не следует наносить много клея во избежание сильного набухания полотна. Для этого нужно захватывать кистью как можно меньше клея и действовать ею как бы протирая и только слегка увлажняя холст. Полотно покрывают сплошным слоем клея. Клей ни в коем случае не должен быть горячим, поэтому после нанесения клея на ленты и кромки картины необходимо дать ему «провялиться», немного подсохнуть до крепкого отлипа, ощущаемого пальцем. Время подсыхания зависит от температуры и влажности воздуха в рабочем помещении и равняется 30—40 минутам. Когда появится нужный отлип, шпильки, которыми был укреплен холст картины, вынимают, накладывают новые кромки, прижимая их руками, и приглаживают ладонью через бумагу. Для достижения лучшего результата места склеивания проглаживают через бумагу не сильно нагретым утюгом.

При проглаживании клей расплавляется, глубже проникает в холст и одновременно подсыхает.

Проглаживать следует, сильно нажимая на кромки и ослабляя нажим в тех местах, где новая кромка заходит на полотно картины. На самый край приклеиваемой ленты, заходящий на полотно картины, нажимать почти не следует, чтобы линия края не обрисовалась с лицевой стороны картины, что при увлажненном холсте легко может произойти.

Убедившись, что кромки хорошо приклеились, нужно тотчас натянуть картину на подрамник. От этой последней операции зависит качество работы.

Если картину оставить ненатянутой, то клей, высохнув окончательно, деформирует полотно в местах склеивания. Могут появиться очень устойчивые и трудно исправимые покоробленности по бортам картины. Поэтому, не дожидаясь полного высыхания клея, пока кромки еще влажны, мягки на сгиб (но уже хорошо склеились), на картину, лежащую лицевой стороной вниз, накладывают заготовленный заранее подрамник, загибают пальцами кромки на ребра планок подрамника, закрепляют гвоздями по углам и в середине. Если картина не очень большого размера, то ее перевертывают лицевой стороной вверх, укладывают на тумбочки или табуретки и основательно, по всем правилам, натягивают щипцами, строго соблюдая равномерность натяжения. На этом операция заканчивается, и картину ставят вертикально.

Первоисточник: 
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.