ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

В реставрационном деле применяется главным образом рыбий клей. Он добывается из плавательного пузыря, кожи, чешуи и костей рыб. Лучшие сорта клея получаются из осетра, белуги, сома и некоторых других пород рыб. Как фабрикат рыбий клей представляет собой пластинки или «жмотки» бело-желтого цвета, полупрозрачные. Для того, чтобы этот материал привести в состояние, нужное для работы, реставратор должен его приготовить сообразно характеру предстоящих работ. В обиходе это называется варкой клея.

Рыбий клей с давних времен применялся в практике живописцев. Он был известен еще в I веке н. э. и благодаря своим качествам — сильной клеющей способности даже при слабых концентрациях, чистоте цвета, устойчивости к потемнению и эластичности — прочно укоренился в среде живописных материалов.

Недостатком всякого клея животного или растительного происхождения является то, что он, как и всякие вещества органического происхождения, предрасположен к загниванию, следовательно, к распаду.

Антисептиками, т.е. средствами, тормозящими загнивание клея, служат: карболовая, борная и салициловая кислоты, сулема, формалин, хромпик и креозотовое масло. Вводимые в известных дозах в клеевой раствор эти вещества консервируют клей, сохраняя его действие на долгие годы.

О клее, приготовленном к употреблению, часто говорят как о «густом клее», «жидком клее», «крепком растворе» и т.д. Определения эти неточны. В различных трактатах и рецептах, иногда очень подробных, мы встречаем такие выражения, как «прибавь штоф крепкого отвара пергаментного клея» и др. В некоторых руководствах сделаны попытки уточнения рецептур, например: «клеевой раствор приготовляют из 10—12 1/2 грамма сухого клея и 250 см3 воды» или «желатины 6 граммов, воды к ней 42 см3» и пр. В вышедшей недавно книге А. Виннера «Монографии по материалам живописи», составленной на основе штудирования большого количества (144) русских и иностранных источников, начиная со старинных трактатов и манускриптов и кончая современной научной литературой, приводятся «экстракты» рецептур по клеям, изложенные уже гораздо точнее. В них сообщаются данные, позволяющие составить ясное представление о концентрации клеевого раствора. Но, к сожалению, почти все исследователи упускают из виду то обстоятельство, что дело не только в концентрации клея и методах составления раствора.

Клей растворяется в воде. Этот растворитель, сделав свое дело, т.е. дав возможность покрыть известную площадь массой клея, при высыхании улетучивается, оставив пленку клея известной толщины.

Если мы возьмем 100 см3 раствора клея, приготовленного в пропорции 1:10, и покроем им определенную площадь, то по испарении воды на поверхности останется пленка, обладающая определенной клеющей силой. Если через некоторое время тем же клеем, в том же количестве покрыть ту же плоскость, вода, высохнув, оставит еще одну пленку такой же толщины.

Того же результата можно достигнуть, покрыв ту же плоскость один раз тем же количеством (100 см3) клеевого раствора, приготовленного в пропорции 1:5. Значит, дело не только в степени концентрации клеевого раствора, но и в методах использования его, дающих зачастую совершенно различные результаты. Кроме того, на силу сцепления, на самый процесс склеивания влияют: а) характер поверхности; б) степень впитываемости поверхностью клея; в) температура клеевого раствора и температура воздуха в помещении, где производится работа; г) сила прессования поверхностей; д) время просыхания; е) способ нанесения клея (размазывание, разбрызгивание, втирание и пр.); способы растворения и варки клея и т.п.

В результате многочисленных испытаний с помощью специальных приспособлений, различных методов приготовления и использования клея для склеивания холстов мы получали различные результаты. При расширении ассортимента объектов испытаний результаты все более и более разнились друг от друга. Это указывает на то, что в деле реставрации, столь богатом различными неожиданностями, почти невозможно составить какой-либо свод точных рецептур, предусматривающий все случаи. Наука о реставрации картин еще очень молодая наука, она развивается и будет в дальнейшем развиваться очень интенсивно, особенно в направлении исследования методов пользования клеями - основы реставрационной работы, но на сегодняшний день мы должны признать, что знания реставратора, его интуиция, смекалка, находчивость, ловкость, прилежание и опыт -все еще являются решающими.

Характер красочного слоя может быть разнообразным у одной и той же картины в различных местах ее, следовательно, осыпи, отставания и шелушения также могут быть разнообразны, как в смысле толщины и величины, так и в других отношениях. Реставратор должен знать, что тонкий красочный слой нельзя закрепить густым клеем, так как впоследствии он может покоробить и «порвать» краску; что слишком жидкий клей не пригоден при дублировании толстых холстов и при укреплении красочного слоя большой толщины и т.д. Поэтому во время работы мастер в зависимости от обстоятельств изменяет концентрацию клеевого раствора и изыскивает наиболее целесообразные приемы его использования.

В реставраторской практике сложились довольно прочные традиции применения определенных видов клея. В большинстве случаев клеи эти очень простые.

В основном применяется так называемый «клей для дублирования». Его приготовляют так: пластинки рыбьего клея разламывают на мелкие части и насыпают в кастрюлю-клееварку. Клей заливают водой таким образом, чтобы она закрыла пластинки клея, и оставляют в таком виде часов на 5-15. От пребывания в воде клей набухает, размягчается и плотно оседает на дно. Клеянку помещают в другой сосуд с водой (водяная баня), ставят на плиту и нагревают на медленном огне. Сильного кипения допускать не следует, так как если вся клетчатка разварится, клей будет грубым. Нужно выварить клейкое вещество, так называемый глютин. Клей процеживают через марлю и остатки его выбрасывают или употребляют для второстепенных целей (лепные работы, окантовочные и пр.). Затем в остывающий клей вводят антисептики: 2% раствор карболовой или салициловой кислоты. Можно влить креозот. Очень хороша и борная кислота, она кристаллизуется и очень долго держится в клее, действуя постоянно. Этим раствором и пользуются для первой проклейки холста под дублировку. При первой проклейке мед не добавляют, чтобы избежать слишком быстрого пропитывания» холста клеем. Для проклеивания самой картины и для последующих покрытий в клей кладут мед: 1/7, иногда 1/5 (но не больше) часть по объему. Некоторые реставраторы допускали большие дозы меду, и это сказывалось отрицательно. Мед исключительно долго высыхает и, кроме того, сильно поглощает влагу. Находясь в большом количестве в клее, он делает его постоянно гибким.

Картины, дублированные клеем с излишним содержанием меда, подвергались, как показали наблюдения, плесневению и даже преждевременному расклеиванию.

Приготовленный по описанному способу клей при застывании образует очень крепкий студень. Концентрация его выражается отношением примерно 1:6. Таким клеем можно пользоваться при подклеивании новых кромок, при дублировках и переводах в картинах с красочным слоем и грунтом большой и средней толщины и в холстах крупной и средней зернистости, при тонком красочном слое и мелкой зернистости холста и др. В особых случаях клей разбавляется водой на 25, 50 и 100%, смотря по обстоятельствам. Теми же соображениями нужно руководствоваться и при приклеивании лицевой стороны картины, заклейке бумагой и других операциях, связанных с закреплениями красочного слоя и грунта. Таким же клеем пользуются и при заделке прорывов холста картин. При заготовке же материала для заплат этот клей смешивают пополам с медом. Здесь пропорция меда увеличена в целях придания максимальной эластичности раствору и предохранения от преждевременного пересыхания. При наложении заплат соблюдение этой пропорции очень важно, так как в противном случае клей может «тянуть», образуя вокруг заплаты складки.

При выполнении всех описываемых реставрационных операций, связанных с применением клея, рекомендуем строго учитывать указания, касающиеся методов использования его, как: «покрывают клеем один раз», «намазывают обе склеиваемые поверхности» или «покрывают клеем красочный слой и бумагу» и т.д.

Первоисточник: 
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.