ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

2.4. Экологическое законодательство как форма сохранения культурного наследия

«Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы».

Д.С. Лихачев

Очевидной, но иногда выпадающей из внимания, является взаимосвязь природоохранного законодательства и законодательства по охране памятников. Координация законодательных и нормативных актов в этих областях прежде всего необходима в условиях городской среды для сохранения недвижимых памятников истории и культуры.

Экологическое право в определенной степени является инструментом для регулирования отношений между природой и обществом, и направлено оно на обеспечение сохранности экосистем и, следовательно, сохранности их компонентов, к которым относятся памятники истории и культуры.

Принято считать, что первым актом природоохранного, законодательства стал эдикт короля Эдуарда I из династии Плантагенетов еще в XIII веке. Этот эдикт запрещал использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Российская история также содержит знаменитые указы Петра I об охране лесов, животного мира и др.

К сожалению, стоит отметить малую эффективность ряда исторических актов экологического права и отсутствие преемственности в разработке современных законодательных актов. Прежде всего это до сих пор связано с отсутствием поддержки общества, которое практически до последнего времени было ориентировано на политику консумеризма (потребительства) по отношению к окружающей среде.

Начало изменений в сознании общества было положено лишь в 60-е годы XX столетия в США и др. индустриально развитых странах. Причем на первых стадиях перемены общественного сознания считалось, что достаточно ограничить уровень производства или вредных воздействий при производстве, чтобы снизить антропогенный натиск на окружающую среду. Глобальные модели развития планеты (Медоуза и Форрестера, Месаровича и Леонтьева) показали, что это далеко не достаточно. На современном этапе на первый план стало выдвигаться повышение экологической культуры общества и внедрение в практическую деятельность людей норм рационального природопользования. При этом определяющую роль играет правовая культура, которую необходимо развивать на базе знания естественнонаучных законов и всеобщей экологической грамотности.

Об этом подробно говорилось на глобальном форуме в Рио-де-Жанейро 1992 года, где и были сформулированы новые принципы правового подхода к охране природы. В Декларации форума в одном из его основополагающих документов «Повестки дня на XXI век» приведены следующие принципы:

«...Принцип 11. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в областях охраны окружающей среды и направления развития, в которых они будут реализовываться... Принцип 13. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и компенсации тем, кто пострадал от загрязнений окружающей среды и понес другой экологический ущерб».

Таким образом любой экологический ущерб — прежде всего, нанесенный загрязнением памятникам архитектуры и другим категориям культурного наследия, должен фиксироваться и по факту ущерба должны приниматься меры по сохранению объекта.

Принципы конференции в Рио-де-Жанейро сыграли для природоохранного законодательства такую же роль, как принципы, декларированные в «РЕКОМЕНДАЦИЯХ об охране в национальном плане культурного и природного наследия» ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и «КОНВЕНЦИИ по охране архитектурного наследия Европы 1985 года».

В деле сохранения памятников истории и культуры концепция «устойчивого развития» бесспорно должна стать определяющей. Так, по мнению Н.Ф. Реймерса, «...одной из важных задач экологии в сфере средологии (науки о формировании и охране окружающей человека среды) становится сохранение культурной среды обитания человека и формирование экологического мировоззрения и подхода к сохранению культурного наследия».

Экологическое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармонии между обществом и природой, следовательно, оно также распространяется и на объекты культурного наследия. Метод регулирования, основанный на экологической правой базе, должен более активно использоваться при охране памятников.

Система экологического законодательства Российской Федерации состоит из двух подсистем — природоресурсного и природоохранного законодательства.

Природоресурсное законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов, а природоохранное — охране компонентов окружающей среды, экосистем и природных объектов. Обе подсистемы также относятся и к охране памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры, с экологической точки зрения, как уже отмечалось, являются информационным ресурсом государства и, одновременно, являются важнейшей частью окружающей среды.

Существует целый ряд классификационных признаков, применяющихся на практике, если речь идет об экологическом законодательстве. Основные из них представлены на рис. 2.10.

Следует обратить внимание на то, что практически все элементы классификации правовых актов природоохранного законодательства, в той или иной степени, сопряжены с законодательством по охране памятников истории и культуры.

С целью повышения эффективности управления качеством окружающей среды создана система экологического нормирования, о которой подробно говорилось в пункте 2.2.2. данного учебного пособия.

В системе ГУОП необходимо более активное применение совокупности актов природоохранного законодательства, ГОСТов, СНиПов и санитарно-гигиенических нормативов (СанПиН) — санитарных правил и норм (рис. 2.10).


Рис. 2.10. Классификации актов природоохранного законодательства, касающихся охраны недвижимых памятников истории и культуры
 

Возможные направления учета этих экологических требований при охране памятников представлены на рис. 2.11. Эффективность их действия для сохранения культурного наследия достигается только при учете прямых и обратных связей в системе «памятник—среда».

Основная масса всех законодательных актов об охране природы касается воздействия на окружающую среду. В строительных нормах и правилах предусматривается и обратная связь — воздействие окружающей среды на материал, что помогает регулировать это воздействие, разрабатывая, например, систему мероприятий по предупреждению и защите материала памятника и конструкций от коррозионного повреждения.


Рис. 2.11. Схема направлений учета экологических требований при охране памятников архитектуры
 

Главную опасность для сохранности недвижимых памятников истории и культуры в городской среде — и прежде всего памятников архитектуры — представляют следующие негативные явления:

• снос памятников архитектуры вследствие хозяйственной деятельности;

• разрушение памятников под воздействием вредных веществ, поступающих в воздушный бассейн города с выбросами транспорта и в результате деятельности объектов коммунального хозяйства;

• разрушение памятников в результате воздействия на них вибрации, источником которой может быть транспорт;

• изменение функциональных и архитектурных особенностей зданий и сооружений — памятников зодчества и строительного искусства — в результате различного рода перестроек и неблагоприятного режима эксплуатации;

• застройка смежных с памятниками территорий зданиями и сооружениями, не соответствующими задачам обеспечения визуального восприятия памятника или архитектурного ансамбля.

В рассмотренных вариантах негативного влияния окружающей среды на памятники формы организации охраны историко-культурного наследия должны соответствовать масштабам этого влияния и конкретной социально-экономической и экологической ситуации в данном районе. В районах сосредоточения памятников должны выделяться зоны охраны с устанавливаемыми в их пределах определенными режимами землепользования и застройки. Внутри зон охраны выделяют зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. В пределах зоны визуального восприятия объекта должны устанавливаться особые режимы застройки, ограничивающие новое строительство и этажность. Вводятся ограничения на снос зданий и сооружений. Только малоценная застройка, мешающая формированию полноценных исторических панорам и искажающая рельеф, может быть изменена.

В соответствии с конкретной экологической обстановкой в данном районе должны разрабатываться предложения по сокращению вредных выбросов предприятий и транспорта и, в случае необходимости, мероприятия по инженерной защите памятников, проведению работ по благоустройству и восстановлению природной среды на охраняемой территории.

Подраздел «Охрана памятников истории и культуры» в проектах городской застройки на всех стадиях проектирования должен включать изучение и анализ историко-культурного наследия на данной территории. При этом предусматривается:

• составление перечня объектов охраны и их классификация в целях охраны и использования;

• систематизация и характеристика памятников (вид памятника, характер его первоначального назначения, время сооружения, степень сохранности памятника и характер современного его использования, ценность памятника, композиционная роль, характер окружающей среды и степень ее воздействия на памятник, условия зрительного восприятия памятника с основных транспортных магистралей, доступность памятника для посещения);

• разработка предложений по пространственно-планировочной организации охраны и использования памятников истории и культуры (обоснование зон охраны, регулирования застройки, охраняемого ландшафта и режимов использования территории в их пределах).

Содержание подраздела «Охрана памятников истории и культуры» на стадии ТЭО и проекта отдельного объекта должно включать:

• инвентаризацию памятников истории и культуры на предлагаемом участке застройки;

• выявление факторов, связанных с влиянием жилого объекта на состояние того или иного памятника; количественная и качественная оценка факторов;

• предложения по минимизации воздействия негативных факторов, влияющих на памятники, а также по защите фасадов и конструкций памятников архитектуры от вредного воздействия;

• ситуационный план с указанием выявленных памятников и зон их охраны. Учет требований по охране памятников в рамках экологического нормирования при проектировании только на стадии ТЭО зачастую оказывается недостаточным. В связи с этим необходима разработка в рамках существующего правового поля ряда методик, учитывающих влияние на памятники загрязнений окружающей среды, вредных процессов при строительстве и т.д.

Как общая, так и особая части экологического права напрямую связаны с охраной памятников истории и культуры. В целом необходимо отметить возможность значительного снижения риска утраты памятников в случае совместного действия различных областей законодательства.

Первоисточник: 
Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.